Союз как часть речи. - Татьяна Михайловна Труднева
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Татьяна Михайловна Труднева

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ


РБ Литература 7 класс
Без названия
Тренажёр по орфоэпии

 Союз как часть речи.




Урок русского языка в 7 классе.

Учитель: Труднева Т.М.

Тема: Союз как часть речи

Цели: повторение и совершенствование знаний о союзе как части речи; формирование умения определять роль союзов в предложении; закрепление умения ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении; развитие творческой, речевой и мыслительной активности; формирование коммуникативных качеств личности учащихся.

Ход урока

I . Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Садитесь. Проверьте, пожалуйста, все ли готово к уроку. Спасибо. Откройте тетради и запишите число.

      Ребята, представьте, что солнце светит всё ярче, снег почти растаял, и скоро у вас начнутся   любимые каникулы. Улыбнитесь друг другу и пожелайте творческих успехов на сегодняшнем уроке.

- А сейчас наш урок начнём с решения лингвистических задачек? Что же это значит?

 

II . Повторение изученного.

1 задача:  Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение.

Самотестирование

1. Какой раздел русского языка мы изучаем?

А) синтаксис б) фонетику  в) морфологию

2. С какой частью речи вы познакомились на последних уроках?

А) с существительным б) с предлогом в) с наречием

3. Какой частью речи является предлог?

А) служебной б) самостоятельной

4. Какое значение имеет предлог?

А) временное б) пространственное в) в сочетании с существительным выражает временные, пространственные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные значения.

5. Какие выделяются группы предлогов по происхождению?

А) не выделяются б) производные и непроизводные

6. какие выделяются группы предлогов по составу?

А) сложные б) простые и составные

7. Как изменяются предлоги?

а) по лицам и числам б) не изменяются в) по родам, числам, падежам

 

    ИТАК, Выслушаем несколько ответов, определим лучший рассказ-сообщение о предлоге. Помните, что высказывание о предлоге нужно дополнять примерами.

 

2 задача:   В предложениях найти производный предлог. Обосновать свой выбор, записать предложение в тетрадь (работа в парах).

1.      Кормят воробьи своих птенцов гусеницами и черв_чками, а ловлей гусениц они занимаются в течени_  трех недель, пока воробьята не выр_стут.

2.     Река в течени_ своем делает много п_воротов.

3 задача: Ребята, а какие еще служебные слова  встречаются в этом предложении?

Докажите, что И, А, ПОКА являются союзами.

- Составьте  схему 1-го предложения, объясните знаки препинания.

 

[ О  и  О ], а [ -  =  ], пока [-  = ].

 

- Как вы думаете, почему в схеме отражаются именно союзы, а не предлоги и другие слова? (Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного).

  - Определите тему нашего урока.  

- Запишите тему урока: Союз как часть речи.

- Какие задачи мы поставим перед собой?  

 

III . Работа по теме урока.

1.      Как вы думаете, что обозначает слово «союз»? Попробуем создать его образ. Какие ассоциации вызывают у вас это слово?

2.      Заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова. (Чтение словарной статьи о союзе)

       Дополнительное сообщение: Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близким по значению к словам «узы», «узел».

      Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; соавтор – «тот, кто вместе с кем-то создает произведения»; и т.д.

      Однако основа слова союз в настоящее время не членится на морфемы: все слово состоит из одного корня и нулевого окончания.  

3.      Выяснение роли союзов.

- Попробуйте дать определение союзу как части речи. В чем же заключается роль союзов? (Связывают однородные члены и предложения в составе сложного).

- Только ли в этом заключается роль союзов? Для ответа на этот вопрос рассмотрим предложения:

 

Задание. Прочитайте предложения.

В лесу можно услышать чудесное пение соловьёв и дроздов.

В лесу можно услышать чудесное пение не соловьев, а дроздов.

В лесу можно услышать чудесное пение соловьев или дроздов.

В лесу можно услышать чудесное пение то дроздов, то соловьев.

 

·         С приходом весны синицы бойко перелетали с ветки на ветку в поисках жучков, и овсянки старались выводить звенящие трели.

·         С приходом весны синицы бойко перелетали с ветки на ветку в поисках жучков, а овсянки старались выводить звенящие трели.

·         С приходом весны синицы бойко перелетали с ветки на ветку в поисках жучков, когда овсянки старались выводить звенящие трели.

 

- Подчеркните союзы в предложениях. Что связывают союзы в первой группе предложений? (Однородные члены) Во второй? (Простые предложения в составе сложного).

- Одинаковы ли по смыслу предложения первой группы? Второй?

- Что следует из этого наблюдения?

- Какую роль выполняют союзы?  

- Сформулируйте вывод.

ФИЗМИНУТКА   

 

- Назовите союзы, состоящие из одного слова. Из двух? Какие это союзы по строению? Как мы их будем называть? (простые и составные)

  - Обобщим всё, что узнали о союзе по плану определения любой части речи, знакомому вам с 5-го класса: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении с опорой на теоретический материал учебника на стр. 147.

     В результате получается   блок-схема:

 

                                         Служебная часть речи

                                          Нет лексического значения

                                         Вопрос задать нельзя

                                          Связывает однородные члены

            союз                          Связывает простые предложения в составе сложного

                                        Не является членом предложения

                                         Бывают простые и составные

                                          Сочинительные и подчинительные

 

IV . Закрепление.

Выполним упражнение 313.

- Прочитайте текст, озаглавьте его. К какому стилю и типу речи его можно отнести?

- Какова основная мысль текста?

- Какие из выделенных союзов соединяют однородные члены, какие – простые предложения в составе сложного (составление схем).

- Найдите союзы – синонимы союзов, данных в рамке.

- Выпишите слова с пропущенными буквами, объясняя условия выбора орфограммы.

- Как вы понимаете слово суждение?

- Слова средства, реальный и с итуация выписываются в тетрадь и определяется их лексическое значение по толковому словарю. Составьте устно с данными словами предложения.

V .   Итог   урока.

  - Что вы сегодня на уроке узнали нового о союзе?

 - Достигнуты ли задачи урока?

 - Какие вопросы возникли в ходе изучения данной темы?

 

Домашнее задание: упр. 318, выучить слова в рамочках, изучить блок-схему.


Урок русского языка. Тип урока - объяснение нового материала.
Автор: Труднева Т.М.
Тэги: Урок русского языка.



ОБСУЖДЕНИЕ


Дилорам Абдурахимовна Иноятова2014-03-12 16:03:37 - Дилорам Абдурахимовна Иноятова
Спасибо. Умно и добросовестно.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу


































 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/