Урок русского языка в 7 классе.
Учитель: Труднева Т.М.
Тема:
Союз как часть речи
Цели:
повторение и совершенствование знаний о союзе как
части речи; формирование умения определять роль союзов в предложении;
закрепление умения ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном
предложении; развитие творческой, речевой и мыслительной активности;
формирование коммуникативных качеств личности учащихся.
Ход урока
I
. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Садитесь. Проверьте, пожалуйста, все ли готово к
уроку. Спасибо. Откройте тетради и запишите число.
Ребята,
представьте, что солнце светит всё ярче, снег почти растаял, и скоро у вас
начнутся
любимые каникулы. Улыбнитесь
друг другу и пожелайте творческих успехов на сегодняшнем уроке.
- А сейчас наш урок начнём с решения лингвистических
задачек? Что же это значит?
II
. Повторение изученного.
1 задача:
Прочитайте тест. Из правильно
выбранных ответов составьте рассказ-сообщение.
Самотестирование
1. Какой раздел русского языка мы изучаем?
А) синтаксис б) фонетику в) морфологию
2. С какой частью речи вы познакомились на последних
уроках?
А) с существительным б) с предлогом в) с наречием
3. Какой частью речи является предлог?
А) служебной б) самостоятельной
4. Какое значение имеет предлог?
А) временное б) пространственное в) в сочетании с
существительным выражает временные, пространственные, причинные, целевые,
образа действия, дополнительные значения.
5. Какие выделяются группы предлогов по происхождению?
А) не выделяются б) производные и непроизводные
6. какие выделяются группы предлогов по составу?
А) сложные б) простые и составные
7. Как изменяются предлоги?
а) по лицам и числам б) не изменяются в) по родам,
числам, падежам
ИТАК,
Выслушаем несколько ответов, определим лучший рассказ-сообщение о предлоге.
Помните, что высказывание о предлоге нужно дополнять примерами.
2 задача:
В предложениях найти производный предлог.
Обосновать свой выбор, записать предложение в тетрадь (работа в парах).
1.
Кормят воробьи своих птенцов гусеницами и черв_чками, а ловлей гусениц
они занимаются в течени_ трех недель, пока воробьята не выр_стут.
2.
Река в течени_ своем делает много п_воротов.
3 задача:
Ребята, а какие еще служебные слова
встречаются в этом предложении?
Докажите,
что И, А, ПОКА являются союзами.
- Составьте
схему 1-го предложения, объясните знаки
препинания.
[ О и
О ], а [ - = ], пока [- = ].
- Как вы
думаете, почему в схеме отражаются именно союзы, а не предлоги и другие слова?
(Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе
сложного).
- Определите тему нашего урока.
- Запишите
тему урока: Союз как часть речи.
- Какие
задачи мы поставим перед собой?
III
. Работа по теме урока.
1.
Как вы
думаете, что обозначает слово «союз»? Попробуем создать его образ. Какие
ассоциации вызывают у вас это слово?
2.
Заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова. (Чтение
словарной статьи о союзе)
Дополнительное сообщение:
Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем
выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением
«связь», близким по значению к словам «узы», «узел».
Приставка со- в значении «вместе» есть во
многих словах русского языка: сотрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»;
соавтор – «тот, кто вместе с кем-то создает произведения»; и т.д.
Однако основа слова союз в настоящее время
не членится на морфемы: все слово состоит из одного корня и нулевого окончания.
3.
Выяснение роли союзов.
- Попробуйте
дать определение союзу как части речи. В чем же заключается роль союзов?
(Связывают однородные члены и предложения в составе сложного).
- Только ли
в этом заключается роль союзов? Для ответа на этот вопрос рассмотрим
предложения:
Задание.
Прочитайте предложения.
В лесу можно
услышать чудесное пение соловьёв и дроздов.
В лесу можно
услышать чудесное пение не соловьев, а дроздов.
В лесу можно
услышать чудесное пение соловьев или дроздов.
В лесу можно
услышать чудесное пение то дроздов, то соловьев.
·
С приходом
весны синицы бойко перелетали с ветки на ветку в поисках жучков, и овсянки
старались выводить звенящие трели.
·
С приходом
весны синицы бойко перелетали с ветки на ветку в поисках жучков, а овсянки старались
выводить звенящие трели.
·
С приходом
весны синицы бойко перелетали с ветки на ветку в поисках жучков, когда овсянки
старались выводить звенящие трели.
-
Подчеркните союзы в предложениях. Что связывают союзы в первой группе
предложений? (Однородные члены) Во второй? (Простые предложения в составе
сложного).
- Одинаковы
ли по смыслу предложения первой группы? Второй?
- Что
следует из этого наблюдения?
- Какую роль
выполняют союзы?
-
Сформулируйте вывод.
ФИЗМИНУТКА
- Назовите союзы, состоящие из одного слова. Из двух? Какие
это союзы по строению? Как мы их будем называть? (простые и составные)
-
Обобщим всё, что узнали о союзе по плану
определения любой части речи, знакомому вам с 5-го класса:
общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в
предложении с опорой на теоретический материал учебника на стр. 147.
В результате получается
блок-схема:
Служебная часть речи
Нет
лексического значения
Вопрос задать нельзя
Связывает однородные члены
союз
Связывает простые
предложения в составе сложного
Не
является членом предложения
Бывают простые и составные
Сочинительные и подчинительные
IV
. Закрепление.
Выполним
упражнение 313.
- Прочитайте
текст, озаглавьте его. К какому стилю и типу речи его можно отнести?
- Какова основная
мысль текста?
- Какие из
выделенных союзов соединяют однородные члены, какие – простые предложения в
составе сложного (составление схем).
- Найдите
союзы – синонимы союзов, данных в рамке.
- Выпишите
слова с пропущенными буквами, объясняя условия выбора орфограммы.
- Как вы
понимаете слово
суждение?
- Слова
средства,
реальный и с
итуация
выписываются в тетрадь и определяется их лексическое значение по толковому
словарю. Составьте устно с данными словами предложения.
V
.
Итог
урока.
- Что вы сегодня на уроке узнали
нового о союзе?
- Достигнуты ли задачи урока?
- Какие вопросы возникли в ходе изучения
данной темы?
Домашнее
задание:
упр. 318, выучить слова в рамочках, изучить блок-схему.
|