Открытый урок по химии в 7 «А»
классе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №100» по теме: «Важнейшие классы
неорганических соединений».
Цель
урока:
проверка знаний учащихся по теме: «Важнейшие классы
неорганических соединений.
Тип урока
:
урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Форма проведения:
общественный смотр знаний учащихся с
применением интерактивной доски.
Задачи
урока
1.
Образовательная:
проверить степень усвоения основных
понятий темы: оксиды, кислоты, основания, соли; проконтролировать умения
составлять
формулы сложных
веществ; совершенствовать навыки решения расчетных задач.
2.
Развивающие
. Формирование и развитие
образовательных компетенций:
учебно-познавательных:
развитие
навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить
познавательную задачу, самостоятельно добывать знания, выделять главное,
обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
коммуникативных:
навыков работы в паре, взаимодействия
с другими людьми, умения отвечать на поставленный вопрос; строить ответ по
плану; умение вести записи в тетради; организовывать и анализировать
собственную деятельность;
информационных:
проводить материальное и
знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических формул,
извлекать необходимую информацию из различных источников; оформлять и
представлять результаты своей работы.
3.
Воспитательные:
воспитывать сознательное отношение к
учебному труду, развивать чувство ответственности и интерес к знаниям.
4.
Здоровьесберегающие:
закрепить навыки
безопасного обращения с
реактивами.
Оборудование:
листы фронтальной
работы, карточки – задания, пробирки, химические стаканы, раствор соляной
кислоты, раствор гидроксида натрия, индикаторы: метиловый оранжевый,
фенолфталеин, универсальный индикатор.
Ход
урока:
Мы изучили с Вами четыре группы неорганических веществ. Сегодня на уроке
мы вспомним и повторим всё, что уже знаем о них. Ибо, как сказал в своё время первый китайский философ Конфуций: «Учиться, а время от времени
повторять изученное, разве это не приятно?»
Эти слова буду служить эпиграфом к нашему уроку.
1. Работа
у доски по карточкам (3 человека).
№1.
Массовая доля костей человека составляет 20% от общей массы организма. В
свою очередь, на долю фосфата кальция, входящего в состав костей, приходится
также 20% от массы костей. Сколько кг фосфата кальция содержит человек массой
70кг? Сколько кг фосфора содержится в нём?
раствора. Какова массовая доля калийной селитры в
полученном растворе?
№3.
Вычислить относительную молекулярную массу фосфата алюминия и определить
массовые доли элементов в этом соединении.
2.
Работа с классом.
·
На доске записаны формулы веществ:
Н
2
SO4
,
MgCl2, C
и
(OH)2, HNO3,
Р
2
О
5
,
Al(NO3)3, Fe2O3, H2CO3,
Ba (OH)2
,
A12O3
,
К
2
SO4,
NaOH.
Распределить вещества по классам
и назвать их.
Затем делаем проверку.
·
Игра
«Третий лишний».
На доске записан ряд химических формул. В
каждой строчке вычеркнуть формулу того вещества, которое относится к другому
классу:
ВаО СаО
HCl
Н3РО4
Na
2
O
H
2
S
KOH
Mg
(
OH
)2
CuCl
2
NaCl
К2СО3
Ba
(
OH
)2
·
Соберите формулы кислот на основе следующих
заготовок
(используя
интерактивную доску):
Н, Н, Н, Н2,
Н2, Н2, Н2, Н2, Н3,
S,
SO4
, SO3
,
Cl
, CO3
, NO3
, NO2
, PO4
,
SiO3.
3.
Проверка заданий у доски.
4.
Выполнение ребятами тестированной работы (2 варианта)-10 минут.
Тест
по теме: «Основные классы неорганических
соединений».
вариант.
1.Установите
соответствие между соединениями и
классами веществ:
1.
HNO
3
а) оксид
2. СаО б) кислота
3. Ва(ОН)2 в) основание
4.
Na
2
SO
4
г) соль
2.
Формула сульфита бария:
а)
BaSO
4
б)
BaSO
3
в) Ва(
NO
3
)2
3.
Правильное название Си(
OH
)2
а) гидроксид меди ()
б) гидроксид меди ()
в) гидроскид меди ()
4.
Азотная кислота- это:
а)
HNO
3
б)
HNO
2
в)KNO2
5.
Индексы х и
y
в формуле
Na
х
(
SO
4
)у
равны соответственно:
а) 2 и 3
б) 2 и 1 в) 1и 1 г) 3 и 2.
6.
В четвёртом периоде, во второй группе, в
главной
подгруппе, находится: а)
Si
б)
P
в)
Ca
7.
Определите относительную молекулярную массу
NaNO
3
:
а) 85
б) 94 в) 102
вариант.
1.Установите
соответствие между соединениями и классами веществ:
1.
K
2
О а) оксид
2.
AI
(
OH
)3 б) кислота
3.
H
3
PO
4
в) основание
4.
CaCI
2
г) соль
2.
Формула нитрата калия:
а)
KNO
2
б)
KNO
3
в)
K
3
PO
4
3.
Правильное название
Fe
(
OH
)3
а) гидроксид железа ()
б) гидроксид
железа ()
в) гидроскид железа ()
4.
Сернистая кислота- это:
а)
H
2
SO
4
б)
H
2
SO
3
в)
K
2
SO
3
5.
Индексы х и
y
в формуле
AI
х
(
PO
4
)у
равны соответственно:
а) 2 и 3
б) 2 и 1 в) 1и 1 г) 3 и 2.
6.
В пятом периоде, в четвёртой группе, в
главной
подгруппе, находится: а)
Si
б)
P
в)
Sn
7.
Определите относительную молекулярную массу
CuSO
4
:
а) 120
б) 144 в) 160
5. Выполнение практической части:
«Распознавание веществ».
·
Для определения кислот и щелочей
существуют специальные вещества- указатели.
Как
они называются? (Индикаторы)
Ребятам
предлагаются загадки. Они должны определить о каких индикаторах идёт в них речь?
От щелочи я желт, как в лихорадке,
Краснею от кислот как от стыда.
И я бросаюсь в воду без оглядки,
Чтоб не могла заесть меня среда.
(Метиловый оранжевый)
Попасть в кислоту – для него неудача
Но он перетерпит без вздоха, без плача
Зато в щелочах у такого блондина
Начнется не жизнь, а сплошная малина
(Фенолфталеин)
Ах,что же я поделаю
с собой-
Ведь в щёлочи я
сине- голубой.
А в кислоте быть
синим я не смею:
Я-------(лакмус)
И в кислотах я
краснею.
·
Затем
ребята выполняют практическую часть
:
«Изменение окраски индикаторов в различных средах». Они получают
инструктивные карточки. Вспоминаем правила Т.Б.
Распознавание веществ.
Задание:
с помощью реагентов, находящихся на вашем столе, определите, в каких пробирках
находится каждое из перечисленных веществ.
Меры
предосторожности
Аккуратно работайте с растворами кислот и
щелочей!
При попадании кислоты или щелочи на кожу
немедленно обратитесь к учителю!
Запомните!
При
выполнении задания на распознавание веществ
категорически запрещается
добавлять реактивы в пронумерованные пробирки! Сохраните их для повторных и
контрольных опытов.
Ход работы
Внимание!
Перед выполнением работы, подумайте с какого реагента начать! Это поможет
решить задание рациональным путем.
1.
В
чистую пробирку (без трещин и сколов) налейте ~ 1 мл раствора из пробирки №1.
2.
Добавьте
в ту же (непронумерованную) пробирку 2-3 капли выбранного вами реагента.
3.
Запишите
в таблицу наблюдения ( изменение цвета, образование или исчезновение осадка,
выделение газа…)
4.
Если
вы не смогли определить вещество или сомневаетесь, повторите опыт с другим
реагентом в той же последовательности.
5.
Запишите
вывод. Если затрудняетесь, то прочитайте еще раз задание.
6.
Проделайте
те же самые операции с веществами в пробирках №2 и №3.
7.
Сделайте
общий вывод.
8.
Приведите
в порядок свое рабочее место.
Индикаторы
|
Вода
|
Щелочь
|
Кислота
|
Фенолфталеин
|
|
|
|
Метилоранж
|
|
|
|
Универсальная
индикаторная бумага
|
|
|
|
6.
Д/з: повт.§13, §14.Выполнить упр. 3,4,5 на стр.92.
Учитель химии и биологии высшей
квалификационной категории, Почётный работник общего образования Васина Наталья
Николаевна.
|