Муниципальное образование г. Горячий Ключ
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 3
Хлеб – всему голова!
(классный час)
учитель начальных классов
Черных Виктория Владимировна
Мо г. Горячий Ключ - 2011
Слава хлебу на столе
(классный час)
Классный час проводится после посещения
школьной столовой. Дети приходят в столовую , на столе стоит обед, лежат ложки,
но нет хлеба. Обязательно кто-то из детей спросит, где же хлеб. Учитель говорит
о том, что самым главным продуктом на столе является хлеб, потому и отсутствие
его дети сразу заметили.
Оборудование: колосья пшеницы, ржи;. карточки
с заданием, с пословицами, картинки с изображением плуга, снопа.
Ход классного часа
Учитель:
Есть в мире ценности, значение которых непреходяще. Это воздух, земля, вода,
солнце, жизнь. В тот же ряд можно поставить и хлеб – древний и вечно
необходимый продукт человеческого труда. Хлеб никогда не приедается и хорошо
усваивается. Он сопровождает нас от первых шагов до последних дней – добрый наш
друг, имя которого люди произносят на всех языках с любовью и уважением. Хлеб
не только один из ценнейших продуктов питания. Это вечный символ жизни,
здоровья, труда, благополучия и богатства
1 ученик. Вот он –
Хлебушко душистый,
С
хрусткой корочкой витой,
Вот
он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
2
ученик. В каждый дом, на каждый стол
Он
пожаловал, пришел.
3 ученик. В нем –
здоровье наше, сила,
В
нем чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
4 ученик. В нем – земли
родимой соки,
Солнца свет весенний в нем.
Уплетай за обе щеки –
Вырастай богатырем!
Учитель.
Первыми инструментами для приготовления подобия муки служили, судя по
археологическим раскопкам, ступа и пест, которыми толкли зерно. Следующим
мукомольным приспособлением был жернов, состоящий из выдолбленного камня, в него вставлялся
другой, выпуклый. Между ними помещали зерно, которое перетирали в муку. Вначале
верхний камень приводился во вращательное движение вручную. Позже стали вращать
с помощью скота. Для этого к камню прикрепляли поперечину для упряжи.
Изобретение жерновов послужило основой для появления и широкого распространения
мельниц. Существовали они еще за 1600 лет до нашей эры. Уже древние римляне
стали использовать для работы мельниц силу воды. Применять силу ветра стали
позже – в
XI в.
- Как
называются растения, из которых делают хлеб? (
Пшеница, рожь)
- Посмотрите на
доску: перед вами колосок пшеницы и ржи. Ваша задача – определить, где какое
растение.
Класс
делится на 4 группы, каждая из которых
получает карточки.
Учитель. Каждой
группе розданы карточки, на которых записаны этапы появления хлеба на вашем
столе. Ваша задача – разложить по порядку все карточки, то есть выстроить по
очереди все действия.
- Вы хорошо справились с заданием
и увидели, как долог путь хлеба от поля до стола.
1 ученик. Хлебное море, волн переливы…
Солнцем обласкан день мой
счастливый.
2 ученик Тянутся всходы к синему небу.
Каждое утро радуюсь хлебу!
3 ученик. Радуюсь полю – встали колосья,
Звон свой сливая в
многоголосье.
4 ученик. Радуюсь жатве – бронзовы лица,
Хлеб,
словно золото, в кузов струится.
5 ученик. Настежь все двери
для урожая!
К людям идет он жизнь
украшая.
6
ученик. Рад ему город, рады
проспекты, -
Хлебом горячим пахнут
рассветы.
7 ученик. Хлеб за витриной выше и выше:
Смотрит он с полок. Свежестью
пышет.
8 ученик. Битвы на нивах не за него ли.
Шапку снимаю здесь поневоле.
9 ученик. Вот самый главный – черный с загаром.
В душу запал он с детства
недаром.
10 ученик. Кланяюсь
хлебу, припоминая
Щедрую землю каждого края.
11 ученик. Кланяюсь
селам, кланяюсь людям,
С чьею работой счастливы
будем.
12 ученик. С чьею заботой
легче дороги, -
Вам, хлеборобы, кланяюсь в
ноги.
(Петрусь
Бровка, белорусский поэт)
Учитель. Много загадок о
хлебе сочинил русский народ. Вот некоторые из них, попробуйте отгадать.
Никого не родила, а все матушкой
зовут. (
Земля)
Железный нос
В землю врос,
Роет, копает,
Землю разрыхляет. (
Плуг)
Учитель показывает картинку с изображением плуга.
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет –
Пять плугов тащит. (
Трактор)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (
Колос)
По черному пишу,
По зеленому смотрю,
А по золотому режу. (
Пахота,
рост, уборка урожая)
Сто один брат,
Все в один ряд – вместе связанные
стоят. (
Сноп)
Учитель показывает картинку с изображением снопа.
Учитель. А какие
пословицы о хлебе вы знаете? (
Дети
называют пословицы)
Класс делится на три группы. Учитель предлагает задание каждой группе
раздаются карточки с написанными на них половинками пословиц. Надо соединить
две части так. Чтобы получилась пословица, а затем объяснить её смысл. Всего предлагается
12 пословиц, по 4 для каждой группы.
1 группа.
Без хлеба // и сыт не будешь.
Если хлеба ни куска // так и в
тереме тоска.
Из одной муки // хлеба не
испечешь.
Горькая работа, // зато сладок
хлеб
2 группа.
Хлеб вскормит, // вода вспоит.
Покуда есть хлеб т вода - // все
не беда.
Хлеб батюшка, // земля – матушка.
Ржаной хлебушко - // калачу
дедушка.
3 группа
Пот по спине - // так и хлеб на
столе.
У кого хлебушко - // у того и
счастье.
Хлеб ногами топтать - // народу
голодать.
Хлеб да вода - // молодецкая еда.
Учитель. Сегодня мы
посвятили разговор хлебу. Узнали, как непросто он рождается. И поэтому, когда
берете в руки свежий хлеб, вдыхаете тончайший аромат, вспомните о великом труде
всех тех, кому мы обязаны хлебом. И еще вы должны помнить, что мы живем на
Кубани. А Кубань - житница всей России. И самый лучший хлеб выращивают у нас на
полях. Пусть никогда не покидает вас бережное, уважительное отношение к этому
замечательному продукту.