ДЕМЕНТЬЕВ ДМИТРИЙ ПЕТРОВИЧ - Владимир Александрович Комиссаров
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Моя фотобиография
 ▫ РЕКА ВЕТЛУГА
 ▫ ОТКУДА ТЫ ...,ВЕТЛУГА?
 ▫ Все о реке
 ▫ ГОРОД ВЕТЛУГА
 ▫ СКОЛЬКО ЛЕТ ГОРОДУ ВЕТЛУГА?
 ▫ ВЕТЛУЖСКИЙ КРАЙ
 ▫ Официальная справка
 ▫ Поветлужье в древности
 ▫ ПОВЕТЛУЖЬЕ В ИСТОРИИ РОССИИ
 ▫ ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ
 ▫ Ветлужский уезд до1917 г.
 ▫ Революционный и послереволюционный период
 ▫ РАЗДЕЛ ВЕЛУЖСКОГО УЕЗДА
 ▫ Послевоенный период
 ▫ Ветлужские `Корифеи`
 ▫ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
 ▫ Легенды,предания, рассказы, сказки
 ▫ ВЕТЛУЖСКАЯ ПОЭЗИЯ
 ▫ НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ
 ▫ Публикации об известном
 ▫ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
 ▫ МОИ ФОТОУВЛЕЧЕНИЯ
 ▫ Фото
 ▫ Коллажное творчество
 ▫ Смешное рядом
 ▫ рабочая папка
 ▫ Историческое
 ▫ Образование
 ▫ Музыка и видео
 ▫ Разное





























Владимир Александрович Комиссаров

Папка "Ветлужские `Корифеи`"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

ГОРДОСТЬ СТАРОЙ ВЕТЛУГИ

БАЛДИН МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ
ОСНОВАТЕЛЬ ВЕТЛУЖСКОГО МУЗЕЯ

 ДЕМЕНТЬЕВ ДМИТРИЙ ПЕТРОВИЧ




365025-71d7c923e35643e5.jpg

ДЕМЕНТЬЕВ ДМИТРИЙ ПЕТРОВИЧ

(1859-1927)

ЛЕТОПИСЕЦ ВЕТЛУЖСКОГО КРАЯ
 

В селе Новоникольское бывшего Варнавинского уезда (ныне Варнавинский район) с 1907 по 1927 годы жил пожилой человек, которого жители села считали странным. То остроумными шутками потешал он собравшихся на сходку односельчан, то, закрывшись в землянке, сделанной им около своего дома, просиживал большую часть суток за какой-то «писаниной». Нет, это был не религиозный фанатик, увлекавшийся перепиской церковных молитв из старозаветных книг, какие встречались в старое время в нашем крае среди старообрядцев. Это был энтузиаст-краевед, летописец Ветлужского края, который уходил в свой «рабочий кабинет» - землянку, чтобы обрабатывать там собранные им в архивах ветлужских монастырей, церквей и помещичьих усадеб, подлинные документы.

Страсть к краеведческой работе у этого человека была настолько велика, что он нередко забывал о своих домашних делах. О жизненном пути Дмитрия Петровича Дементьева, о котором идет речь, мы узнаем из его воспоминаний, находящихся в фондах Костромского краеведческого музея, полученных мною сведений от его дочери Веры Дмитриевны Лебедевой, работавшей учителем Моисеихинской начальной школы Краснобаковского района и работы В. Н. Бочкова «Ветлужский летописец».

Родился Дмитрий Петрович 17 сентября 1859 года в городе Ветлуге в бедной мещанской семье. С юношеских лет пришлось ему зарабатывать средства к жизни в качестве портного, каменщика-печника, плотника. Специального образования он не получил. В своих воспоминаниях Д. П. Дементьев с горечью, а иногда и с гордостью отмечал, что «все достиг самоучкой, не имея за плечами даже церковно-приходской школы. Но любознательный юноша был достаточно грамотен, чтобы читать рукописные старинные книги, монастырские и церковные летописи, которые поставили его на путь историка-краеведа – «летописца и любителя старины». От работы по сочинительству стихов пришлось отказаться.

В 70-80-е годы XIX века юноша Дементьев странствует по селам Варнавинского и Ветлужского уездов, переписывает из церковных архивов исторические документы. Эта деятельность не прекращается, когда в 1884 году он поступает на службу урядником в село Пыщуг Ветлужского уезда, а затем объездчиком Воздвиженского лесничества того же уезда. Обращение возникшей в 1885 году Костромской Ученой архивной комиссии к населению уездов о собирании исторических источников нашло в лице Дементьева активного собирателя в пределах лесных восточных уездов Костромской губернии. Уже в 1892 году он жертвует этой комиссией 283 своих рукописи под названием «Материалы для истории Ветлужского края». В дальнейшем пожертвования Дементьева документов продолжались, за что Ученая комиссия зачисляет его в число действительных своих членов, поддерживает с ним деятельную переписку.

В эти же 90-е годы по материалам «Ветлужского летописца», полученного от крестьянина починка Зотово Тоншаевской волости Захара Солоницына, Дементьев пишет две работы: «Краткие исторические сведения о Кажировской пустыни» и «Краткий исторический очерк Шангского городища». Костромская Ученая архивная комиссия печатает их в своем сборнике «Костромская старина» (выпуски 2, 3, 4, 5 за 1892, 1894 и 1901 годы). В этих работах Дементьев дает подробные сведения о взаимоотношениях галичских и марийских князей в период первоначального заселения русскими верховий Ветлуги, Ветлужской волости в XIV – XVII веках. Поскольку «Ветлужский летописец» и другие местные летописи, которыми пользовался Дементьев при написании своих работ, не вошли в сборник русских летописей, то изложенный в работах материал может показаться сомнительным. Однако написанные работы Дементьева заслуживают серьезного внимания краеведов Поветлужья. Тем более, что из ученых и краеведов этим периодом истории края никто не занимался.

Дементьев обратил внимание и на гибнущие архивы ветлужских помещиков, где в коротких предписаниях господ, их приказчиков и безграмотных донесениях вотчинных старост видна реальная картина крепостнической деревни Ветлужского края XVIII – XIX веков.

Живя в Пыщугской волости Ветлужского уезда, он сумел сберечь архивный материал Архангельской вотчины В. И. Суворова (отца великого русского полководца А. В. Суворова) и архив помещика Н. М. Дурново. Архивы были обречены на гибель, поскольку предназначались на оклейку стен Воздвиженского кордона. Архивные документы были Дементьевым приведены в порядок, сделаны по ним описания и переданы в Костромскую Ученую архивную комиссию. Позднее, в 1917 году, из этого материала Костромское Научное Общество по изучению местного края опубликовало работу Дементьева «Из прошлого Пыщугской и Заводской волостей Ветлужского уезда». Два отдельных оттиска этой работы были посланы Дементьеву (они оказались у автора данной статьи).

Используя документы этих вотчин, Дмитрий Петрович подробно описал жизнь местных крестьян во второй половине XVIII века: их быт, урожаи хлеба, цены на него, создание хлебных магазинов, рекрутскую повинность, государственные подушные и помещичьи повинности. Так, с вотчины В. И. Суворова в 1791 г. «на 700 ревизских душ помимо 2500 рублей денежного оброка было положено доставить – за масло 100 рублей, серого хорошего крестьянского сукна 100 аршин, уренской холстины 300 аршин, да ровной холстины 500 аршин, рябчиков 200, тетеревов 25, зайцев 25, куниц 40, белок (не указано сколько), сухой рыбы 4 пуда, груздей 2 ведра, сухих грибов «сколько можно больше», сухой малины 10 фунтов. Судя по отпискам, многое из провизии крестьянам приходилось покупать в другой вотчине, расходуя на это мирские деньги.

Отдельно с вотчины требовалось 100 рублей на содержание кучера в С-Петербурге и Москве, а также несколько дворников для господского главного дома – каждому из них шло с вотчины деньгами по 7 рублей в месяц. Мир обязан был еще обучать грамоте 2 мальчиков у дьячка, которому платили в зиму 46 рублей на готовом содержании у него… Жалование приказчику или управляющему было от 12 до 30 руб. в год при готовой квартире с отоплением, освещением, прислугой и неограниченное потребное ему количество земли для пашни; при том в пользу его повелено было делать сбор муки (6 четвертей), крупы (осьмину), мяса (8 пудов), масла коровьего и постного льняного, пшеничной муки, солода и прочее. Ему позволялось иметь 2 лошадей и 3 коров при готовом корме и уходе за ними со стороны крестьян…». Государственная подушная подать собирались по 80 копеек с ревизской души в год.

Документы из вотчины Дурново, относящиеся к 60-м годам Х1Х века, были опубликованы в «Трудах Костромского Научного Общества по изучению местного края» (вып.III за 1915 год) под редакцией Евгения Дюбук под названием «Ветлужская вотчина Дурново в канун крестьянской реформы и в первые годы после мая», «Подлинные документы Ветлужской вотчины Дурново» (из собрания Д. П. Дементьева). Всего 144 стр.
Дмитрий Петрович больше заботился о собирании материала, чем о публиковании своих работ. К концу своей жизни этот «летописец-самоучка, историк Ветлужского края», как его назвал А.Марков в книге «Ветлужский край», написал и собрал 219 томов «Ветлужской летописи» и 60 томов «Ветлужской старины». Большинство его рукописей и теперь хранится в библиотеке Костромского исторического музея-заповедника, Костромском областном архиве и горьковском краеведческом музее-заповеднике.

 

Материалы ждут краеведов.
 

Кроме рукописей, Дементьев собирал различные предметы старины. Часть из собранных вещей он отправляет в Музей древностей Костромской Ученой архивной комиссии. Переданные вещи для создаваемого Музея в Ветлуге были похищены. С 1902 года он ведет наблюдения за природой для столичных научных обществ, становится корреспондентом Пулковской обсерватории.

Передо мной «Главная опись имущества вновь устроенной Николаевской церкви села Никольского (при деревне Петушиха) Варнавинского уезда» и «Современная летопись села Никольского». Опись сделана в 1904 году и выдана церкви из Костромской духовной Консистории, а летопись велась Д. П. Дементьевым. В описи сказано, что «1907 года декабря 31 дня Его преосвященством Никандром Епископом Кинешемским был определен уже третий сюда псаломщик Николай Дмитриевич Дементьев», из мещан города Ветлуги, окончивший курс Никольского Духовного училища 15 июня 1907 года, холост, при нем отец и мать, брат и сестра…». Отец псаломщика и был известный нам летописец Ветлужского края Д. П. Дементьев. Приступая 19 ноября 1910 года к написанию летописи села Никольского – Петушихи, он назвал себя: «Действительный член Костромской губернской Ученой архивной комиссии, сотрудник-миссионер, корреспондент и член разных ученых обществ, ветлужский мещанин, проживающий в доме псаломщика при селе Никольском – Петушихе Дмитрий Петрович Дементьев».

В своих воспоминаниях Дементьев писал, что в 1907 году он потерял работу и принужден был поселиться «на хлебах» у старшего сына в деревне Петушихе Варнавинского уезда. Хотя на первых порах и пришлось бедствовать, но краевед не отчаивался. Его выручили обретенные им раньше специальности.
Однако 20-летний период жизни Дементьева в селе Петушихе, расположенной в 20 верстах от Варнавина, в лесной глухомани, был заполнен активной творческой краеведческой работой. Его воодушевляли работники возникшего в 1912 году Костромского научного общества по изучению местного края. В 1914 году он писал в Кострому, что «в 7 лет здесь в Петушихе написал и собрал в полулист по 400 страниц 22 книги». Здесь же он работал над двумя статьями: «Каменный век» и «Ветлужские народы с древних времен». Сообщал краевед и о своем богатстве: имел летопись 1547 года, писцовые книги 1617 года, вотчинные фонды, старинные документы волостей, рукописи Жоховского архива, материал пустыней XVII – XVIII века – Кажировской, Воздвиженской, Ченебечихи на Какше, Варнавинской и др. Все они были распределены по рукописным сборникам: «Материалы для истории Ветлужского края», «Ветлужская старина», «Никольская старина», «Варнавинская старина». Весь этот многотомный архив и свой новый «Музей древностей» хранить в крестьянской избе было негде и опасно. Пришлось строить глинобитную хижину-землянку, куда и перенести все материалы. Здесь же в уединении и работал краевед с материалами. Свой рабочий кабинет он назвал «Адамантон», а подписывать работы стал – Дементьев - Бармин. Появляется Барминская летопись.

Исследователь материалов Дементьева, находящихся в Костроме, краевед В. Н. Бочков сообщает, что февральскую революцию 1917 года ветлужский краевед встретил с надеждой на светлое будущее в жизни страны. В письме своему другу, секретарю Костромского научного общества В. И. Смирнову, Дементьев пишет: «Скоро будем свидетелями лучших порядков и лучшей жизни». Этот год был радостным для Дементьева и тем, что Академия наук наградила его знаком отличия, жена устроилась продавцом в лавке общества потребителей и получила квартиру. Научное общество издает его работу «Из прошлого Пыщугской и Заводской волостей».

После октября 1917 года семья Дмитрия Петровича получила земельный надел в 10 десятин. Однако положение семьи краеведа вскоре ухудшается продразверсткой, голодом, гражданской войной. На фронт мобилизуют его трех старших сыновей. По распоряжению Варнавинского уездного Совета конфискуют вещи из его «музея древностей», которые впоследствии были утеряны. В письме тому же Смирнову в Кострому Дементьев пишет: «Если бы не печная и не портняжная работа, то погибли бы с голоду». Но и в эти трудные годы он остается верен краеведению, продолжает писать Барминскую, Петушихинскую летопись, просит из Костромы прислать бумаги.
В апреле 1920 года Дементьев устраивается секретарем в волостной Совет. В годы НЭПа в Поветлужье, как и повсеместно, развертывается массовое движение по краеведению, утверждается ветлужское общество изучения местного края. Молодые краеведы относятся к Дементьеву как к патриарху местного краеведения, избирают его почетным членом общества, на заседаниях общества слушаются рефераты о его краеведческой деятельности. Сам Дементьев еще бодр, вместе с семьей трудится в поле и огороде, продолжает работать для Пулковской обсерватории, пишет статьи. Так, в 1925 году он заканчивает работы: «Ветлужские монастыри и пустыни», «Кто были народы древней Бармии до прибытия славян», составляет солидный 239-й том «Барминской летописи».

Итак, до конца своей жизни (умер он в 1927 году и похоронен на новоникольском кладбище) Д. П. Дементьев оставался на посту собирателя, сберегателя и исследователя материалов по истории Ветлужского края. «С его именем связано целое направление в деятельности местных научных организаций и археологических экспедиций в начале ХХ века… Над краеведением он работал по-мужицки: упорно, неотступно». В годы гражданской войны Дмитрий Петрович писал в Кострому: «Не будет простой бумаги, летописец Бармин – Дементьев принужден будет писать на заячьих шкурах или на бересте, а свою охоту изучения истории Костромского края удовлетворит».

Об увлечении Дементьева краеведением его младшая дочь, Вера Дмитриевна Лебедева, рассказывала мне в 1964 году. Говорила, что ее мать часто сердилась на отца за то, что он забывал хозяйственные дела по дому. Она передала мне фотографию отца, которая впервые опубликована в нашей газете (№ 80 от 5 июля. - Ред.).

Поскольку сталинщина загнала краеведение в подполье, то наше поколение краеведов забыло о Д. П. Дементьеве и других краеведах Поветлужья, работавших до 1929 года. Пусть эта статья восстановит память о нем, о его научно-просветительской деятельности и обратит внимание наших историков на изучение дементьевских работ, на исследование собранных им материалов.
 
М. Балдин («Вперед», 1990, 5июля, 7 июля, 10 июля).

 


Автор: Комиссаров В.А.
Источник: Из статей -М.Балдин-историк



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться












  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2018. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Родной язык. А не придуманный. `Ивановское` - да хоть Селивановское - Конституция РФ: Статья 68 1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. ================== Кто Вам мешает поделиться Вашим `демократическим мнением` с депутатами Государственной Думы РФ? Можно даже не `истинно справедливом новом языке` внести законопроект. Ну, раз конституционные положения в РФ Вас по какой-то причине не устраивают. Заодно разъясните законодателям о равенстве и братстве, которое наступит - ведь делов-то всего ничего для этого нужно! Придумать придуманный придумкой язык и заставить всех во имя братства и равенства разговаривать. Везде. И будет ЩАСТИЕ. Фсем. И в Думе такие: - А ведь точно, как мы не догадались, а?! Взять да отменить все языки! Ввести новый - и ВСЁ Всё, мужики, проблем не станет никаких! Хотя тут неувязочка: процитированный В.Никонов как раз за изучение РАЗНЫХ языков, нет? Ну да дело хозяйское - кренделя небесные выписывать и так сгодится. ================ ================ Александр Владимирович, здесь и то и другое.
Собеседник Собеседник Собеседник ``А почему бы не создать новый язык? Например у нас старославянский язык заменили на современный. А новый язык ещё проще``. Похоже, что объяснения всяких глупостей стали для меня обычным делом. Хотя никто и не заставляет. Во-первых, про старояз и новояз было написано в романе-антиутопии Джорджа Оруэлла ``1984``. Это роман-сатира. Там это высмеяно. ``В будущем все будут говорить на Алголе``. Это фраза из ``научной`` фантастики 60-х годов прошлого века. Хотелось бы через щёлочку взглянуть, как это выглядело бы. ``...старославянский язык заменили на современный``. Кто это его, интересно, и когда ``ЗАМЕНИЛ`` ? Одно только слово - и бездна глупости. Какой-то царь или царица издали указ: ``С завтраннего дня с 8 часов утра говорить только на современном языке, а старославянский забыть под страхом вырывания языка и ссылки в Кемь``. Что здесь за ребёнки собрались, которым надо объяснять, что язык рождается не вдруг - собрались вместе люди, и договорились: давайте это будем называть так, а это так. Язык является продуктом длительной эволюции, и создаётся веками. Собеседник хочет именно того, против чего другие люди активно выступают и что высмеивают. Я не понимаю, что здесь происходит: пропаганда глупости или активный троллинг. Так всё перемешалось. Собеседник - это враг культуры и цивилизации. Имхо.
Извиняюсь, что мой коммент признали стёбом и даже он оказался за красной линией. Но там просто высказано демократическое мнение со смыслом, что новый язык есть истинная справедливость, так как он не относится ни к какой республике. Представьте такую ситуацию: несколько населённых пунктов создали сообщество, пришли к выводу, что сообщество должно быть полностью демократичным и начали выбирать название сообщества и выбрали, например, название `Ивановское сообщество` в честь самого большого населённого пункта `Ивановска` и речевые обороты Ивановска признали главными. А Петровск значит оказался второстепенным и только потому что он меньше размером или у него меньше ресурсов. Уж если выбирать название, то никак не Ивановск, т.к. это может обидеть населённый пункт, например, Петровск. Почему это выбрали название по площади и большим заслугам, а мы чем хуже? И почему речевые обороты признали главным ивановские, а наши обороты (и заслуги) получается признали второстепенными? Мы все равны независимо от площади и `заслуг`. И получается комплекс второстепенности. А вот если бы назвали сообщество, например, `сообщество населённых пунктов` и главные речевые обороты выбрали не принадлежащие сообществу, то было бы равенство и братство. Вот в чём суть! Уточняю, потому что коммент был отключён и могут решить, что в нём допущена некая неуважительность к чему-нибудь, когда её в самом деле не было. Тем более на эту мысль частично навёл вот этот отрывок статьи: По словам депутата, вопрос о введении принципа добровольности изучения национальных языков был воспринят общественностью как исключение из обязательного стандарта обучения. `С этим мы решительно не согласны, изучение национального (родного) языка должно быть обязательным для тех людей, которые выбирают изучение этого языка. Для того, чтобы развязать эту правовую коллизию, мы будем предлагать внести в число родных языков русский русский язык как родной`, подчеркнул Вячеслав Никонов.https://www.nakanune.ru/news/2018/06/06/22509894/
Одно дело - язык для диалога вымышленных персонажей. Совершенно другое - `замахнуться на Вильяма нашего, так сказать, Шекспира`. И если первое - дело автора, то второе - наверное, требует однозначной профессиональной подготовки, знаний лингвистики и проч., а не одного горячего желания с туманными перспективами. А то получается: - Мужики, а давайте построим межгалактическую станцию? Правда, вряд ли кто из нас в этом понимает, но отчего бы не попробовать?! Итак, она должна взлетать и летать. Вот, половина дела сделана! Что будем делать дальше?
Владимир Николаевич, опять Вы скатываетесь до оскорбления Д.С. Теперь вот Д.С. ненормальный... Господа, у меня такое ощущение, что вы не конструктива ради пришли ко мне, а рассказать, что я не нормален, и отговорить от моей идеи. Мол вот тебе эсперанто, иди и молчи, не думай о другом, ибо ересь всё и шелуха...
Как и следовало ожидать: пошёл стёб.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/