Учительство- это искусство, труд не менее
творческий,
чем труд писателя или композитора, но более
тяжёлый
и ответственный.Учитель обращается к душе
человеческой не через музыку, как композитор,
не с помощью красок, как художник,а впрямую
. Воспитывает личностью своей, своими
знаниями
и любовью, своим отношением к миру…
Дмитрий Лихачев,
академик
Об
учителях написаны сотни, а то и тысячи книг. Сколько высоких слов сказано,
сколько истин произнесено…
И
всё равно, каждый учитель — это своё, выстраданное осознание профессии — шире —
призвания.
Вспоминаются
слова философа Ортеги-и-Гассета: «… среди различных образов своего бытия каждый
человек находит какой-то один — он-то и составляет его подлинное бытие, то, что
мы именуем «призвание». Только тот человек реализует себя, только тот живет в
истинном смысле, кто живет своим призванием, кто совпадает со своей истинной
«самостью».
Учитель,
воспринимающий свою педагогическую деятельность как призвание, способен
преодолеть даже те недостатки, которые мешают ему овладеть профессией.
Я
в профессии уже более 30 лет! Удивительна эта цифра. Как будто всё было вчера,
ну… или позавчера!
Мама
— учительница. Уважительные взгляды провожают нас, когда она ведет за ручку
меня, кроху, через дворик, где наш двухподъездный дом.
Постоянные
обращения и детей, и взрослых за помощью, советом. Да, в те годы учитель был
авторитетом!
Личность
учителя в нашей профессии чрезвычайно важна. Об этом говорят все, кто пишет об
учителях, о школе. И среди этих мнений мне созвучно рассуждение на эту тему
известного педагога М.П.Щетинина. Постараюсь передать достаточно точно, давно
уже читала, но суть такова: учитель начинается не с любви к детям, а с любви к
Родине. Учитель — полпред своего народа, ответственный творец будущего. Когда
любовь к детям вырастает на основе любви к Родине, когда суть любви к ребенку –
забота о будущем Родины, только тогда мы можем сказать: перед нами педагог.
Это
не красные слова. Это ключ к нашему делу, исток таланта учителя.
Дать
интересный урок — это лишь минимум. Глубоко, даже блестяще знать свой предмет —
еще не значит быть педагогом (кстати, вот почему я не очень-то приветствую
призыв идти в школу представителям других профессий, не педагогических. Не
всегда из хорошего врача получится хороший учитель биологии, из военного —
учитель по ОБЖ и т.д.) Без знаний и мастерства в школу и ходить не стоит.
Учитель-неуч (а такое случается) вообще вне рассмотрения. Но хорошо вести уроки
и быть в стороне от жизни, от борьбы за человека — значит плохо делать свое
главное учительское дело — ваяние личности ученика.
И
мне непонятны рассуждения в некоторых СМИ о том, что наша нынешняя школа должна
прежде всего научить, нет, не только это, главное – воспитать! Будущего
гражданина, отца, мать, защитника, и, наконец, хорошего специалиста!
Прихожу
в класс. Десятки пар глаз устремлены на меня… О чём хочется сказать им? Может
быть, так: «Вы — мои ученики. Я — ваша учительница. Давайте подумаем, зачем мы
с вами родились, зачем живем на этой земле? Зачем встретились: вы и я?» Мы ищем
ответ…
Часто
слышишь: в школе должен работать «просто хороший учитель». Хороший учитель. Что
в этом понятии? Да, профессиональное исполнение своих обязанностей — это важное
условие. И всё же главное — развитая личность выпускника.
Иначе
нам не одолеть тех глобальных проблем, что стоят перед нами сейчас, и которые
обострятся завтра. Мы – люди
XXI
века. Но на первом месте — люди, а потом только всё то, что
мы называем инновациями, достижениями технической, научной мысли.
Не
потерять личность ребенка среди металла и электроники, чтобы наши дети не
сбежали от нас в виртуальный мир, а ощущали себя здесь и сейчас, и завтра
реальными и востребованными — и друзьями, и учителями, и родителями. Ведь от
них, от их знаний зависит этот такой хрупкий и такой реальный мир.
Учитель,
что бы он ни преподавал, должен учить главному предмету — постижению смысла
жизни и подлинного человеческого счастья.
И
в этом я вижу и свою задачу, и своё посильное (но на пределе сил) участие в
жизни школы, учеников, своего предмета.
Я
и моя профессия – это то единое, что и называется: моя жизнь.