Любимые
строчки М.Волошина, которые всегда обращаю к детям: «Всё видеть, всё понять,
всё знать, всё пережить. Все формы, все цвета вобрать в себя глазами. Пройти по
всей земле горящими ступнями. Всё воспринять и снова воплотить…». Школа давно
стала частью жизни. Большой частью. Самой жизнью. И что бы ты ни делал, как бы
ни был расчерчен твой день, ты любые мысли и открытия, впечатления и идеи
проецируешь на детей, своих учеников. «А что если…? А почему бы не…? Как
поступить? Что посоветовать? Что они скажут? Благодаря чему получилось? Чем
помочь?..» А после, через годы, тебе: и запоздалое «спасибо», и их, молодых,
мудрый совет, и их, повзрослевших, профессиональный успех… Какие бы знания мы
ни давали, всегда важнее те, что пригодятся им в жизни. Какие бы убеждения ни
прививали, всегда дороже то, что они прочувствовали, открыли для себя сами. «Все
видеть, все понять…» Думаю, что именно умению видеть, откликаться сердцем,
умению жить полной жизнью, постоянно что-то обретая, действуя, куда-то
двигаясь, о ком-то думая… - и учит учитель. Каждый день, каждый урок, даже если
говорит о другом. Учитель как артист в театре. Особенно, если он учитель
литературы. Говорит о прекрасном или горьком и сам чувствует это всем сердцем,
и сам переживает десятки жизней. Со своими учениками, со своими героями. Желая передать,
донести, отдать, увлечь. Через оголенный нерв, через надрыв, через личное
беспокойство и участие. И пусть от тетрадок и объема ежедневных задач
подгибаются ноги, а наши собственные дети взрослеют без нас… Пусть мечтаем мы
во снах не о дальних странах, а о компьютерной технике, как Акакий Акакиевич о
своей шинели… Но если спустя годы мне встречается бывший ученик, и не унылый и
мрачный, озлобленный на всё и вся ворчун с потухшими глазами, а успешный,
улыбающийся, уверенный в себе, немного ироничный, счастливый, то я радуюсь по
праву: в его успехе есть и толика моей души, моих умений. Тэги: учитель, знания
|