Урок развития речи.
7 класс
ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА
/
Урок закрепления знаний, умений и
навыков/
Это третий из пяти уроков
развития речи по теме «Характеристика человека».
На первом уроке учащиеся
знакомились с содержанием и особенностями структуры текста–характеристики
человека (тип речи, вид связи предложений, приемы построения текста и
изобразительно-выразительные средства). Параллельно выяснялось, чем отличается
краткая характеристика от полной, формировалось умение анализировать тексты-характеристики
и составлять их (составлялась краткая характеристика соседа по парте и фрагмент
полной характеристики по заданной схеме). На этом же уроке началась работа с
характеристикой литературного героя (анализ текстов, составление фрагмента
характеристики). В конце урока учащиеся познакомились с примерным планом работы
над сочинением-характеристикой литературного героя. Домашнее задание первого
урока – отбор материалов для характеристики матери Алеши Пешкова из повести
А.М.Горького «Детство» (1, 2, 3, 4 пункты примерного плана).
На втором уроке проводились
подробный анализ и компоновка собранного учащимися материала и составлялся
сложный план сочинения. Дома учащиеся закрепляли теоретические знания на
практике: строили свой текст, чтобы потом, уже имея определённый практический
опыт, ещё раз вернуться к теории для повторения и
закрепления.
Четвертый и пятый уроки –
двухчасовое классное изложение по тексту К.И.Чуковского «О Чехове». Будет
проверяться умение распознавать и сохранять в пересказе типологическую
структуру текста-характеристики, приёмы его построения и
изобразительно-выразительные средства. Поскольку текст К.И.Чуковского
представляет собой рассуждение-доказательство, то на третьем уроке необходимо
уделить особое внимание этой типологической структуре.
Третий урок, как уже было
сказано выше, - урок закрепления знаний, умений и навыков. Он включает
повторение теоретического материала, изученного на предыдущих уроках, и
параллельно готовит учащихся к его практическому применению в контрольном изложении.
Углубление знаний происходит за счёт усложнения предложенных для решения задач,
за счёт практического применения полученных знаний в новых условиях и за счёт
возрастающей степени самостоятельности учащихся.
Цель урока:
·
повторение и закрепление
теоретического материала по теме (содержание текста-характеристики; краткая и
полная характеристика; особенности структуры краткой и полной характеристики:
типовые фрагменты, вид связи предложений, приёмы построения и
изобразительно-выразительные средства);
·
повторение орфограмм, связанных с правописанием речеведческих терминов
и слов, обозначающих качества характера человека;
·
повторение пунктограмм (знаки препинания в предложениях с однородными
членами; знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом; запятая в
сложноподчиненном предложении);
·
развитие познавательной активности учащихся за счёт решения проблемных
задач;
·
развитие творческих способностей учащихся в процессе создания
собственного текста;
·
воспитание любви и уважения к родному языку;
·
воспитание нравственных качеств.
Ход урока:
I
этап
Сообщение цели урока.
II
этап
Беседа
-
Каково основное содержание текста-харктеристики человека?
-
Назовите известные вам положительные и отрицательные черты характера
человека.
-
Какие черты характера помогают хорошо учиться?
III
этап
Словарно-орфографическая
работа.
(Повторение орфограмм, связанных с
правописанием речеведческих терминов и слов, обозначающих качества
характеристика человека.)
Работа с толковым словарём.
(Уточнение лексического значения слов.)
Характеристика (характер, характерный), рассуждение
(д // ж // жд), вежливость, тезис, принципиальность (принцип), доказательство
(докажем, з // ж), пунктуальность, описание (пишет, с // ш), аргумент,
целеустремленность (целеустремлённый, м // мл), повествование (весть),
добросовестность (добрый, совесть).
IY
этап
Составление словообразовательной цепочки.
Составление и разбор словосочетания
.
Проблемная ситуация.
-
Составьте
словообразовательную цепочку, первым словом в которой будет слово
аргумент,
а последним – отглагольное прилагательное.
Аргумент
+
...
...
+
...
...
(Аргумент
+ ирова (ть)
аргументировать + нн (ый)
аргументированный.)
-
Составьте словосочетание, где полученное прилагательное
являлось бы зависимым словом. Сделайте разбор этого словосочетания.
Аргументированный
ответ
(прилаг. + сущ.)
прилаг.
сущ.
Y
этап
Составление фрагментов краткой и полной
характеристики.
Коллективная творческая
работа.
Предварительное повторение
теоретического материала (содержание и типологическая структура полной и
краткой характеристики).
Беседа.
-
Чем отличается краткая характеристика от
полной по содержанию? По структуре?
(Типологическое строение, вид связи предложений.)
-
Что является данным и новым
в этих текстах?
-
Составьте фрагмент краткой
характеристики, используя слово
добросовестный.
Катя
-
способная и добросовестная ученица.
-
Что
нужно дополнить к этому предложению, чтобы получился фрагмент полной характеристики?
-
Дополните, используя
словосочетание
аргументированный ответ.
На вопросы учителя она всегда даёт точные, аргументированные ответы.
YI
этап
Коллективное составление
схемы рассуждения-доказательства
.
Проблемная
ситуация.
-
Внимательно ещё раз прочитайте
словарную работу и найдите в ней термины, между которыми есть логические связи.
Объясните эти связи /Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Рассуждение-доказательство: тезис, аргумент./
-
Восстановите недостающие
звенья второй логической цепочки. /Примеры, вывод./
-
Теперь составим схему
рассуждения-доказательства.
Рассуждение
– доказательство
2.
Аргументы.
1. Тезис
4. Вывод
3.
Примеры.
YII
этап
Объяснительный диктант. Пунктуационный разбор. Анализ
структуры текста.
Главная черта характера бабушки – огромная, всёпобеждающая
доброта. С любовью и заботой относится она ко всем людям, которые встречаются
ей на жизненном пути. Не боясь лишних хлопот, принимает она в дом Цыганка,
пытается спасти Алёшу от незаслуженного наказания, любит и жалеет всё «неумное
племя» Кашириных.
-
Является ли этот текст
характеристикой? Докажите.
-
Это фрагмент полной или
краткой характеристики? Докажите.
-
Какова типологическая
структура этого текста?
-
Какие приёмы построения и
изобразительно-выразительные средства использует автор в этой характеристике.
/Параллельный тип связи предложений, обратный порядок слов, ряды однородных
членов, цитата, эпитеты./
YIII
этап
Творческая работа.
Составление фрагмента полной
характеристики. /Тип речи – рассуждение-доказательство./ Учащиеся составляют
фрагмент характеристики одного из героев повести А.М.Горького «Детство» и
находят в нём структурные элементы рассуждения-доказательства.
Чтение и рецензирование работ.
IX
этап
Подведение итогов урока.
Фронтальный опрос.
-
Каково содержание
текста-характеристики человека?
-
Чем отличается краткая
характеристика от полной по содержанию?
-
Какой тип речи представляет
собой краткая характеристика?
-
Какова типологическая
структура полной характеристики?
-
Какой тип связи предложений
используется в характеристике?
-
Что является
«данным»
и
«новым»
в
характеристике?
-
Какова структура
рассуждения-доказательства?
-
Какие приёмы построения
текста и изобразительно-выразительные
средства могут использоваться в характеристике?
X
этап
Объяснение
домашнего задания.
§ 39,
упр. 498.
На основе описания квартиры
составить характеристику её обитателя. Тип речи
-
рассуждение-доказательство.
|