ТЕМА: «Общее понятие о
словах, отвечающих на вопросы Кто? Что? »
(2 класс)
Оборудование: плакат, рисунок маленького старичка. Картинки:
мяч, девочка, цветок, собака, картинки для игры.
ХОД УРОКА
- сегодня у нас
необычный урок. Я знаю, что все на свете и взрослые, и дети любят сказки. Вот
на этом уроке мы и побываем в ней. Мы познакомимся со словами, которые
обозначают предметы.
Чтобы попасть в сказку, нужно произнести волшебные слова,
закрыв глаза:
Сто вопросов – сто
ответов,
В них найду я сто
секретов.
Все секреты я узнаю,
Если в сказке
побываю.
(дети открывают
глаза).
- вот мы и очутились
в волшебной стране. Мы остановились в доме первого жителя этой страны.
Запомните: всех, кто здесь живет, называют ЧАСТИ РЕЧИ. Жителей Москвы называют
москвичами, жителей Ногинска – ногинчане, жителей д.Вишняково – вишняковцы, а
тех, кто живет в стране с названием Речь? (части речи)
- первого жителя
страны, к которому мы сейчас отправимся, зовут ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. (учащиеся
хором повторяют) на маленьком домике висит табличка :часть речи. Имя
существительное.
- здесь живет
маленький старичок – волшебник ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, у него есть маленькая
волшебная палочка. С помощью которой он может превратиться в любой предмет.
Ребята, назовите предметы, которые вы знаете? (дети
называют)
- во все эти предметы
и превращается наш друг волшебник Существительное.
Вслушайтесь в имя волшебника. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – т.е. оно
обозначает всё, что существует.
Посмотрите, в какой предмет превратился дедушка? (цветок)
- а теперь во что
превратился дедушка? (мяч)
- а это кто? (собака,
девочка)
- что обозначают
слова, которые мы назвали? (предметы)
- если предметы
живые, если речь идет о животных, насекомых, людях. Такие существительные
называются одушевленные. И к таким словам мы будем ставить вопрос КТО? А на
вопрос ЧТО? Отвечают все остальные существительные. Они называются
неодушевленные. (дети повторяют хором)
- на впрос КТО? –
одушевленные существительные.
- на вопрос ЧТО? –
неодушевленные.
- вернемся к нашим
словам: цветок, мяч, собака, девочка.
Давайте разберемся какие слова отвечают на вопрос ЧТО? А
какие на вопрос КТО?
Проводиться игра «Одушевленное –неодушевленное»
Если существительное одушевленное – дети хлопают, если
неодушевленное – сидят.
Лейка, окно, карась, мальчик, зверь, ящик, муха, конура,
коза, жук, девочка, дятел, овца, лопата, рыба, зуб, платок, кролик, доктор,
учитель.
- а здесь
волшебник - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
спрятался в картинках. Давайте назовём слова, поставим вопросы и продолжим работу
в тетради.
Заяц, платье, очки, туфли, ёж, волосы, кошка, голова, руки.
- что обозначают эти
слова?
- на какие вопросы
они отвечают?
- как называются?
ИГРА «КТО ЖИВЁТ В ЛЕСУ»
- Волшебник спрятался
в отгадках. Найдем его.
Ночью ходит, днем он спит.
Если сердится – ворчит.
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий. (ЁЖ)
За деревьями – кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло – пробежало,
Но ни дыма, ни пожара. (ЛИСА)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета (ЗАЯЦ)
Кто в лесу глухом живет
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет лишь лапу. (МЕДВЕДЬ)
Как назвать одним словом ежа, лису, зайца, медведя?
Что обозначает слово?
На какой вопрос отвечает?
А теперь давайте составим предложение используя слова –
отгадки. (ЛИСА, ЗАЯЦ, ЁЖ И МЕДВЕДЬ ЖИВУТ В ЛЕСУ). Записать предложение в
тетрадь и на доске. Подчеркнуть главные члены предложения.
Запись под диктовку. Найди существительное. Поставить вопрос
(устно).
ИТОГ УРОКА:
1.как называют слова,
которые обозначают предмет?
2.на какие вопросы отвечают?
3.как узнать, какой вопрос поставить?
4.кто нам помогал?
Скажем спасибо старику – волшебнику, за то, что он помог нам
разобраться со словами.
|