|
Рита Сергеевна Козырева
Играй,гармонь!
|
|
|
| Напевная и томная любовная лирика, вариации танцевальных наигрышей, широкий диапазон музыкальных средств для передачи образно-эмоциональных характеристик в творчестве осетинских композиторов, - все это подвластно гармони.Осетинская гармонь всенародно любимый инструмент Истоки музыкальной культуры осетин уходят в глубь веков и связаны с появлением у них первых музыкальных инструментов. С течением времени форма их изменялась, совершенствовалась, но так или иначе все они дошли до наших дней. К числу традиционных музыкальных инструментов осетин, получивших в народе широкое распространение, относятся следующие:
хъисын-фаендыр - сольный струнный смычковый инструмент, напоминающий скрипку, на котором играли сидя, держа его между коленями, исключительно мужчины. В наши дни он иногда заменяется обыкновенной скрипкой;
дала-фаендыр - струнный щипковый инструмент, по форме схожий с хьисын-фаендыром. На нем тоже играют сидя, держа его как балалайку или домру. Звук извлекается бряцанием и щелканьем по струнам указательным, средним и безымянным пальцами;
дыууадаестаенон фандыр - один из видов угольной арфы. Инструмент имеет 12 (иногда 10) струн, натянутых наклонно под острым углом к деке. Играют на нем, держа его на коленях так, чтобы басовые струны были обращены к исполнителю. Это аккомпанирующий инструмент; в прошлом на нем играли только мужчины, он считался инструментом героев;
уадындз - духовой дульцевый инструмент, продольная флейта. Это один из древнейших инструментов осетин, упоминаемый в Сказаниях о Нартах. На нем играл один из нартовских героев, Ацамаз, осетинский Орфей. Впоследствии уадындз уподобился обыкновенной пастушьей свирели; ирон хъандзал-фаендыр известен сегодня как осетинская гармошка. Из всех перечисленных является сегодня самым распространенным инструментом, без которого не обходится ни одно праздничное торжество, ни одна осетинская свадьба.
Автор: Козырева Р.С
|
|
Вакансии для учителей
|
|