Санкт - Петербургская академия постдипломного
педагогического образования
Санкт- Петербургский
благотворительный фонд развития детского творчества «ДОБРЫНЯ»
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ
САНКТ - ПЕТЕРБУРГА ПО ИСТОРИИ РОССИИ
Санкт-Петербург
2011
«Без знания истории мы должны
признать себя случайностями, незнающими,
как и зачем пришли в мир, как и для чего мы живем,
как и к чему должны стремиться».
(В.О. Ключевский)
Цель конкурса - повысить уровень
знаний учащихся по истории, стимулировать интерес к истории России, расширить
кругозор школьников, развить их творческие способности, сформировать
представления об изучаемой эпохе, ее людях, памятниках культуры, выработать
умение анализировать исторические факты, последовательно, доказательно и
образно излагать материал, обосновывать свои выводы и оценки, владеть
логическими приемами рассуждения.
Участники конкурса - учащиеся
10-11 классов средних школ. Возможно привлечение к конкурсу отдельных учеников
8-9-х классов.
Участники конкурса выполняют
самостоятельные письменные работы (рефераты). Написание реферата - это проба
творческих сил и хорошая школа для старшеклассников. Выбрать тему, отобрать
необходимый, отвечающий именно данной теме материал, продумать план, ход
рассуждения, выводы, умело использовать теоретические положения для
обоснования своих выводов, правильно оформить работу, выдержать объем - это
огромный труд. Написание реферата позволяет применить приобретенные на уроках и
во внеурочное время знания и умения автора. Это стимулирует самообразование,
является средством самовыражения и самоутверждения школьника.
При выборе тем учащиеся должны
руководствоваться основными направлениями исследовательских работ по истории,
разработанных его оргкомитетом (см. приложение «Примерная тематика направлений
конкурса сочинений по истории»).
При работе над рефератом учащиеся
могут использовать памятку «Как писать реферат».
1.
Определите цель написания реферата в
соответствии с поставленной темой.
2.
Составьте его план.
3. При чтении
литературы выделите основные идеи и положения, выводы, доказательства и
аргументы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.
4.
Классифицируйте выписки, сделанные при чтении
рассматриваемых источников.
5.
Проанализируйте собранный материал,
продумайте и сделайте обобщенные выводы.
6.
Оформите реферат.
Примерная
структура реферата
1.
План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов.
2.
Обоснование выбора темы.
3.
Теоретические основы выбранной темы.
4.
Изложение основного вопроса.
5.
Выводы и обобщения.
6.
Практическое значение реферата.
7.
Список используемой литературы.
Реферат должен быть
содержательным, логичным, аргументированным, отражать личностную позицию
автора, правильно оформлен (пронумерованы страницы: сокращение слов не
допускается; текст должен быть разделен на логические части - абзацы;
обязательны сноски). Работа не должна быть перегружена цитатами, цифрами,
таблицами.
1.
На титульном листе указываются: направление конкурсного сочинения
(см. приложение «Примерная тематика направлений конкурса сочинений по истории),
тема реферата, фамилия, имя автора (полностью), класс, школа, район, фамилия,
имя, отчество учителя истории (полностью), осуществляющего научное руководство.
2.
При необходимости к реферату оформляется приложение (документы,
иллюстрации, таблицы, схемы и т.н.).
Объем реферата не должен
превышать 30 страниц текста.
Исследовательские работы должны
быть использованы учащимися для пропаганды исторических знаний в школе. Они могут
стать основой для докладов на ученической конференции, циклов бесед и лекций
для учащихся различных классов, экскурсий по городу, специальных бюллетеней по
истории.
Конкурс проводится в три тура.
ПЕРВЫЙ ТУР проводится с 1 октября
по 28 декабря ежегодно. В школах должны быть использованы различные формы
информации учащихся о начале конкурса, в период ее проведения предусмотрены специальные
мероприятия (недели истории, встречи, исторические вечера, лекции, просмотр и обсуждение
кинофильмов, викторины, КВН, конференции и т.д.), способствующие развитию
интереса к истории и обществознанию.
При цитировании
следует дать точные указания (ссылки, откуда извлечена цитата): фамилию,
инициалы автора, название книги, место издания, издательство, год издания, номер
тома, страницы. При повторении ссылки на тот же источник описывают его
сокращено - без выходных данных или с заменой названия работы после фамилии
автора словами «Указ. соч.». Если повторная ссылка следует сразу же после
первоначальной, она заменяется словами «Там же» с указанием соответствующей страницы.
При ссылке на используемый, но не цитируемый источник тексту ссылки должно
предшествовать слово «см., после чего ставится двоеточие. Ссылки на источник помещают
либо в нижней части страницы, под основным текстом, либо в конце реферата или
его главы.
Первый тур завершается
торжественным подведением итогов конкурса и награждением победителей.
ВТОРОЙ ТУР проводится в районах с
15 января по 10 февраля ежегодно. На этом туре проходит устная защита
учащимися рефератов, признанных по итогам первого тура лучшими (обоснование
выбора темы, полнота и глубина ее раскрытия, характеристика использованной
литературы, рассказ о направлениях выбора материала поискового характера,
оценка сильных и слабых сторон своей работы, ответы на вопросы жюри).
Завершается второй тур подведением итогов, награждением победителей.
На втором туре должны быть
представлены все школы, принимавшие участие в первом туре.
ТРЕТИЙ ТУР - городской. Проводится
с 20 февраля по апрель ежегодно по секциям, которые соответствуют тематике
направлений конкурсных
сочинений.
Участники третьего тура отвечают
на вопросы жюри, цель которых - выявление знаний не только по теме реферата,
но и в целом по направлению, к которому относится данная тема.
При определении победителей
третьего тура учитывается:
1.
Качество представленной работы.
2.
Правильное оформление конкурсного сочинения.
3.
Аргументированная защита реферата.
4.
Качество ответов на вопросы жюри, раскрывающих знание участником
конкурса выбранного тематического направления.
Победители награждаются дипломами
трех степеней.
Районам предоставляется право
представить на третий тур от 4 до 6 рефератов, с аннотациями районного
оргкомитета.
К заключительному туру конкурса
по решению городскою оргкомитета и жюри секции могут не допускаться учащиеся,
работы которых не отвечают требованиям тематики направлений сочинений,
содержания и оформления, или были представлены в прошлом учебном году.
Приложение
Примерная
тематика направлений конкурса сочинений по истории
1.
Русь в IX - начале XII вв.
2.
Русское государство в
XIII
-
XV
вв.
3.
Русское государство и общество в
XVI
-
XVII
вв.
4.
Российская империя в
XVII
-
XIX
вв.: становление и развитие.
5.
Страницы военной истории Руси - России.
6.
Общественная мысль в России и её представители.
7.
Реформы и реформаторы в России.
8.
Православная культура и духовная жизнь русского общества в
IX
-
XX
вв.
9.
Россия в конце XIX- начале XX вв.: основные тенденции социально-
политического, экономического и культурного развития.
10.
Революция и революционное движение в России: люди, факты,
события.
11.
Страницы истории Гражданской войны в России (XX в.).
12.
Становление Советской России.
13.
Советская Россия в 20-30-е годы.
14.
Великая Отечественная война СССР 1941- 1945гг.
15.
СССР в 1946-1985гг.
16.
СССР - Россия в период перестройки и постперестроечное время.
17.Из истории русской культуры.
18.
Из истории народной жизни Руси-России (быт, традиции, духовная
жизнь).
Тэги:
Городской Конкурс исследовательских работ