Великая дидактика без домашних заданий Яновицкая Е. В. - Физика 9
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ










 СТРАНИЦА КЛУБА

 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Законы взаимодействия и движения тел
 ▫ Механические колебания и волны
 ▫ Электромагнитное поле
 ▫ Строение атома и атомного ядра
 ▫ ядерные реакции
 ▫ ГИА
 ▫ Урок 4-6 Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении
 ▫ Урок 2. Перемещение. Путь. Траектория.
 ▫ Урок 3. Перемещение при прямолинейном равномерном движении
 ▫ 1 закон Ньютона 2 закон Ньютона 3 закон Ньютона
 ▫ Урок 16. Закон всемирного тяготения
 ▫ Урок 19. Импульс. Закон сохранения импульса.
 ▫ Звуковые волны
 ▫ Неотсортировано

 БЛОГ КЛУБА

 СООБЩЕСТВО





 О КЛУБЕ
Клуб для учащихся 9 классов, которые готовы заниматься физикой 9 дней в неделю ...




 БЛОГ КЛУБА
19 сентября 2013
Физика 9 (v-v0)/t
27 сентября 2012
Физика 9 s=?
13 сентября 2012
Физика 9 (рз, 2 уровень)
Архивные записи













Блог - Физика 9


СТРАНИЦА КЛУБА

МАТЕРИАЛЫ

БЛОГ

ЧАТ

УЧАСТНИКИ

ПРО КЛУБ
Вы здесь:  Главная / Физика 9 / Блог / Великая дидактика без домашних заданий Яновицкая Е. В.


ЗАПИСЬ #21

КОММЕНТАРИИ (4)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


16 марта 2010, 18:20, автор - администратор
Владимир Николаевич Русаков

Великая дидактика без домашних заданий Яновицкая Е. В.

241924-bf5b613452e7aafc.jpg

Вокруг любой темы можно обнаружить изобилие информации, способной привлечь внимание, заинтриговать: обзорной, развлекательной, научно-популярной, литературной театрализованной... Зачем этот вопрос вообще изучать? Что творилось до нас по этому поводу? Что начинается сейчас и куда-то направляется в будущем... Здесь, кстати, возникает так называемый механизм слежения за движением в изучении природы и общества школьная программа перестаёт быть фатально отстающей от Жизни. Всё новое своевременно попадает в школьные курсы на дилетантском уровне. (А отсюда легко может быть перенесено в более базовые части темы).
Этот уровень занятий мы называем дилетантским, вовсе не вкладывая в это слово отрицательного смысла. На дилетантском уровне все можно использовать: и мудрость, и загадку, и шараду, и подвох, и способности какого-то любителя, который дома увлекается вещами, родственными нашему предмету (чтобы принес, показал, развернул) и приглашение интересных людей со стороны...
Здесь можно вызывать невероятное любопытство к вопросу, который обсуждается потом на протяжении десяти-пятнадцати, иногда двадцати уроков. Ещё непонятно о чем, но интересно. Хотя некоторым, увлеченным предметом, изучающим его с опережением понятно. Они все, что могут, оформляют, представляют, удивляют остальных. А те, кто ничего пока не хотят и не умеют они присутствуют как зрители. И к ним с уважением относятся те, кто знает. И это никому не обидно: в другой раз, на другой теме или предмете роли могут поменяться.
Какой образ урока на дилетантском уровне? Самый многоликий. Это может быть любая театрализация, любые виды демонстрации творческого подхода. Рассказы об истории науки, демонстрация экспериментов, фокусов, встреча с творчеством своих собственных товарищей. Так что этот уровень, с одной стороны вступительный, первоначальный, но с другой и дающий предвкушение наиболее сложного, творческого уровня, по-своему отображающий его образ.

241934-9bf6869ca2eff8cc.jpg

А вот когда интерес разгорелся, предлагается базовый минимум. Внутри каждой темы можно выделить этот минимум действительно как кратчайший. Хоть в математике, хоть в физике, хоть в биологии, хоть в грамматике, истории, даже литературе. И его можно дать так, что не будет не понявших главного, не освоивших его и тем более, не успевающих за общим учебным движением.
Вот здесь образ урока та самая быстрая, ритмичная, задорная работа-соревнование на очень чётком алгоритме. Маленький вопросик. Не схватили с ходу? Постойте, посмотрите, что сделают следующие шесть. За урок все разберутся.
Если на дилетантском уровне учитель был в роли то ли артиста, то ли режиссера, то ли конферансье то теперь его позицию можно назвать менторской. Менторство мы обычно расшифровываем как назидательность. Но у этой позиции есть и обратная сторона: терпение. Учитель весь нацелен на помощь и преисполнен уважения к детскому непониманию и незнанию. Но он и уверен в том, что сможет с ним справиться, обратить опыт всех на пользу каждому. А, оберегая каждого, учитель вместе с коллективом поможет всем.

241935-ef098cd32128e91c.jpg

После этого мы рекомендуем дать квазиконтрольную работу. Не на контроль, а самоконтроль. Причем включаем в нее и новое, и старое, и работу на связи, и даже творческую работу. Провокация творческих заданий начинается именно здесь.
Мы ещё не обращались к этим учебным проблемам, но уже предлагаем попробовать) не получится ли разобраться самостоятельно? Такая надежда учителя естественна, а многим ученикам высказанное доверие даже приятно.
Задания предлагаются трех видов сложности:
Первое задание на базовый минимум сложности, то, что успели обсудить (а при регулярности применения системы даже довольно прочно усвоить).
Второе на умение установить и использовать связи нового с пройденным (это мы ещё не обсуждали но если прошлое усвоено хорошо, то разберешься).
И третье предполагает попытку творческого подхода к новому материалу (если справился вообще красота: большая часть времени на изучение темы ещё впереди а ты способен на её основе решать оригинальные задачи) .
И на каждое задание строгий лимит времени: не получается решай другое. Дали время, дали задание, время истекло, сам себя оценил, поставил себе заработанный балл. С третьим заданием, конечно, и отличники не всегда справляются. Всё это провоцирует приобретение знаний и нет ни унижения, ни самоунижения. Ты не в роли обвиняемого. Ты не обязан сделать, но ты можешь попробовать.
Решения можно раздавать ребятам сразу после урока; пока не было множительной техники я на обратной стороне кабинета вывешивала все правильно заполненные ответы по всем вариантам. (Сначала было два варианта, потом четыре а через какое-то время у меня было столько вариантов, сколько учащихся). Но такое большое многообразие вариантов следует использовать на окончательном контроле, чтобы обеспечить объективность. На самоконтроле можно обойтись одним единственным. Здесь же упор делается на субъективность: ученики проверяют сами себя, а учитель себя как научил!
Ученик, сравнивая с эталоном, за выполнение первого задания ставит себе три балла, за выполнение второго четыре, третьего пять. Отметка в журнал за выполненную работу выставляется только с согласия ученика.
А учитель планирует свою дальнейшую работу над темой, уже опираясь на то, что стало видно на квазиконтроле. Сейчас базовый минимум легко всеми освоен сосредоточимся на связях. А в другой раз базовый минимум оказался очень сложен, надо будет внимательно с ним ещё раз повозиться. Если ребята не справляются со вторым заданием то заметно, с чем именно; ясно, что надо вспоминать. А если даже у лучших учеников творчество не идет предлагаешь разные задания, в которых они могут поразбираться дома, если захотят.
Образ урока на квазиконтроле очень спокойный. Сперва театрализация потом беготня а тут спокойное обдумывание и сравнение своих знаний с тем, что должно было бы быть в идеале. И спокойная уверенность, что есть время, чтобы подготовиться к окончательному и объективному контролю по всей теме.
Базовый минимум всей темы, изучение которого просто украшается дилетантством и квазиконтролем, требует учебного времени не больше, чем половина срока, отведённого на всю тему. Иногда, даже меньше.

241936-157b8a60f32c99f3.jpg

Следующая задача обширная: надо разобрать весь материал темы подробно во всех сложностях и связях и с пройденным прежде по этому предмету, и с тем, что проходится по другим предметам, но с этим связано. Нельзя на математике забывать грамматику, на литературе историю. Новое должно содержательно обогатить старое. Надо постараться довести навыки до автоматизма, а знания до умения творчески их применять.
В выборе акцентов в работе опираемся на учет ошибок при квазиконтроле. Усложняем задания. Если на базовом минимуме важнейшая цель учителя обеспечить максимальный психологический комфорт, то теперь можно планомерно вводить элементы дискомфорта, дразнящей проблемности.
В целом этот этап работы можно обозначить как тренировку способностей учащихся на материале новой темы. Уроки-тренировки могут проходить разным образом. Наиболее характерный тип такого урока связан с разделением класса на несколько групп, действующих в разном режиме.
Квазиконтроль учителю показывает, с кем он имеет дело, как выглядит состав данного класса с точки зрения работы с новой темой. В параллельном всё может быть иначе. Теперь он может разбить класс хотя бы На три части.
Самых сильных отсадить в сторонку, дать им талмуд с заданиями и сиди весь урок, сражайся с ним. Сильные сами выбирают себе задания, сами ставят себе баллы. Шаталов, кстати, рекомендует заводить таблицу кто сколько задач решал замечательно, заводи себе такую таблицу.
Но при этом к группе сильных ребят остальные могут обращаться с вопросами а те будут консультировать. Ещё Коменский рекомендовал сильных учащихся использовать как помощников учителя. Да и лучшие ученики, пока будут помогать другим, лишний раз задумаются над чем-то неочевидным для них.
Средний состав, кто с творческими заданиями на квазиконтроле не справился и не очень уверенно разбирался с заданиями на связи им нужно снова выдать задания и того, и другого типа. И предложить обращаться за помощью к более сильным ребятам. Эти две группы работают, практически не требуя внимания учителя.
А учитель берёт себе самых слабеньких, кому трудно дается базовый минимум. Он может с ними за партой сидеть, около доски собираться, может практически индивидуально с ними работать. Попробовав такую организацию работы, учителя зачастую восклицают: Слушайте, я смог, наконец, заняться делом. Сосредоточиться в нужный момент на тех, кому действительно трудно!
Очень важно и то, что классификация на три группы объективно дается квазиконтролем, никто не лепит тебе ярлык неспособного, никто тебя не унижает. По результатам квазиконтроля на каждой теме ребята могут успешно переходить из группы в группу.
На этом уровне особенно эффективна работа в парах сменного состава и другие групповые формы обучения.
Как распределяется по пяти уровням время, отведённое на изучение темы? С дилетантской информацией надо уложиться процентов за 10 времени. Процентов 30-40 потратить на освоение минимума. И 5-10 на самоконтроль. А оставшуюся половину времени в основном потратить на тренировку (немного оставив на завершающий контроль).
Этой половины времени на уроки-тренировки практически всегда хватает на то, чтобы не осталось не освоивших базового минимума ребят. Им в этом легко помочь когда понятно, чего именно они не знают. И если не всех, то почти всех учеников можно успеть вытащить на твердую четверку. Ведь что такое по смыслу четверка, хорошо? Это умение устанавливать связи между базовыми знаниями.

241938-084a450579403679.jpg
Завершает тему контрольное занятие: устное, письменное или практическое. Опять-таки, оно обязательно отражает усвоение материала по трём степеням сложности. По окончании контрольной работы ученику дается возможность не ждать результатов (оценки), а получить их немедленно. Учителем заготовлен образец для проверки работы. Ученик сам проверяет свою работу, и прежде, чем оценка будет зафиксирована в журнале, получает возможность убедиться в справедливости её выставления.
Причём это тоже в своем роде самоконтроль, но уже более строгий для самого учителя.
Действительно ли базовый минимум освоен всеми? Усвоена ли связь данной темы с другими темами если не каждым учеником, то по крайней мере большинством в классе? А кто из ребят и как склонен проявлять в данной теме личные способности?
Если учитель обнаружит пробелы в результатах работы, то запомнит, к чему (и по отношению к кому из ребят) нужно будет вернуться на уроках-тренировках на следующих темах.









ОБСУЖДЕНИЕ


Людмила Николаевна Громакова2010-08-06 23:52:01 - Людмила Николаевна Громакова
Очень интересная и близкая мне как учителю физики позиция.Мой первый нестандартный урок был `Физика за чайным столом`.Постараюсь найти его и разместить на общее обозрение. Я никогда не повторяюсь, поэтому снова писать конспект урока не интересно , эмоций будет меньше.Второй раз в одну реку войти нельзя.

Наталья Владимировна Лифанова2010-08-22 22:40:02 - Наталья Владимировна Лифанова
Да, нетрадиционные подходы к изучению нового существуют давно, все это активизирует деятельность учащихся...Но мы все хорошо забытое старое `одеваем в новые одежды`...
Как бы не назвали все это нетрадиционное обучение или обучение на делитанском уровне...суть остается одна и таже)))
Елена Савельевна Чернышева2013-08-28 15:46:37 - Елена Савельевна Чернышева
Я сегодня была на ГМО. У нас в городе Верхняя Пышма Свердловской области при заводе КУЭМ открыт музей под открытым небом. Интересно то, что оборудовано всё по последним достижениям техники. При музее разрабатывается программа по проведению уроков по истории, географии и многих других. Современные уроки - экраны 3-D, 5-D в интерактивном театре, информация преподносится интересно, тут же идут контрольные вопросы на мониторах у кресел... Фантастика! На таких уроках не надо быть клоуном, чтобы привлечь внимание учащихся и изобретать колесо. Когда сделано грамотно, тогда не появляются такие нетрадиционные уроки, как рисование лёжа на полу (попробуй сам порисовать так, тогда узнаешь, что это за бред... ) и масса бредовых идей, которые так или иначе любыми путям ``привлекают`` внимание детей. Конечно, не всем даны такие условия, но так не хочется слышать пустую теорию с извращёнными применениями в практике.
Извините, задели больное.
Владимир Николаевич Русаков2014-05-02 02:01:38 - Владимир Николаевич Русаков
Великая дидактика Яновицкой Елены Васильевны
www.proshkolu.ru/club/physics9/blog/12255/
www.proshkolu.ru/club/physics9/blog/12257/
www.proshkolu.ru/club/physics9/blog/12258/
www.proshkolu.ru/club/physics9/blog/12259/

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2020. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Надежда Владимировна, Татьяна Викторовна, пожалуйста. Тащите, лишь бы помогло.))
Вот и я о том же. Все три пункта полностью совпадают. Насчёт мяса у нас дефицита поменьше было--потому что колхозы рядом были. Насчёт колбасы -- да был дефицит--но не настолько жёсткий, чтобы на столе никогда не было. На столе колбаса была каждый праздник. Тем более в очередях зимой отстоишь и берёшь ведь не 100 грамм колбасы, а три палки по 1 кг. И на мороз. На зиму вполне хватало. А как хлеб колбасу есть--так её и сейчас как хлеб не все едят. Да и куда так много колбасы употреблять в год. Летом и весной--там без колбасы были почаще.
ВЕЛИКОЛЕПНО!Спасибо большое .
В СССР были разные периоды: 1)было в магазинах всё - это из моего детства, 2) дефицит (колбаса. мясо и т.д.),очереди, 3) талоны (при Горбачеве).
Покруче Ломоносова будет!
Далеко за знаниями ходили. Не легко было деревенским деткам, рано становились самостоятельными.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/