Конфликт (от лат. conflict - столкновение) - наиболее деструктивный или конструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также подструктур личности (внутренние конфликты).
Наиболее из знаменитых внутренних конфликтов, описанных З.Фрейдом, является Эдипов комплекс, конфликт бессознательного и сознательного (Оно и Сверх-Я). Конфликт Я и Сверх-Я (конфликт Я и Я-идеала) - форма отражения противоречий идеального и психического, мира внешнего и внутреннего.
Майк Кордуэлл выделяет:
* конфликт `дети-родители`;
* конфликт `приближения-избегания`;
* конфликт `приближения-приближения`.
Конфликт `дети-родители`
В биологии термин означает конфликт между кормящими родителями и их потомками, который заключается в том, что потомки, пытающиеся максимально удовлетворить свои интересы, начинают манипулировать родителями с целью получить дополнительные ресурсы.
Конфликт `приближения-избегания`
Конфликт, испытываемый организмом, когда специфический вид поведения ассоциируется как с приятными, так и с неприятными последствиями. Этот конфликт имеет признаки смещенного поведения, когда соответствующие действия происходят в несоответствующее время. Это приводит к смещению конфликта и демонстрации умиротворения.
Конфликт `приближения-приближения`
Разновидность конфликта, возникающего, когда организм находится перед двумя равно привлекательными, но не совместимыми возможностями. По мере того как организм приближается к одной из двух возможностей, её привлекательность возрастает, и конфликт разрешается(с.144-147).
Конфликт ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.
Также конфликт может пониматься как противодействие свойств двух явлений, претендующих на определяемое ими состояние действительности[Википедия]
Конфликт - это любая ситуации, в которой организм (человек или животное) испытывает противоречивые чувства или импульсы.
А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов в учебнике Конфликтология дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта. В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта.
2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).
Доктор психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:
1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);
2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);
3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).
Конфликты могут завершаться и разрешаться путем сотрудничества, компромисса, уступки и избегания.
Конфликты в школе
Опытные учителя для предупреждения конфликтов используют индивидуальные беседы с учащимися.
При этом учителю нужно:
1) проявлять внимание к учащимся, уважительное отношение, сочувствие к нему, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;
2) строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;
3) постоянно поддерживать с учащимися обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;
4) чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит излишне быстро;
5) попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это состояние;
6) дать учащемуся выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;
7) уменьшить социальную дистанцию, приблизится и наклониться к нему, коснуться его, улыбаться;
8) подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы;
9) подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.
Если существует межличностный конфликт, то необходимо погасить его и не дать ему перейти в хронический конфликт и втянуться в н Автор: Aleks Gadaev Источник: Интернет