Не переступая грань - Вадим Иванович Мелешко
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Разное
 ▫ Мои статьи
 ▫ Фото
 ▫ Личные фото
 ▫ Русский Север
 ▫ Кошки
 ▫ Флора
 ▫ Фауна
 ▫ Всякие логотипы
 ▫ Видео
 ▫ Gif
 ▫ Презентации
 ▫ Книги
 ▫ Учебники
 ▫ Художественные
 ▫ Мерзкие
 ▫ Словари
 ▫ Аудиокниги
 ▫ Классика
 ▫ Про Федота-стрельца
 ▫ Юрий Лужков
 ▫ Музыка
 ▫ Детские песни
 ▫ Дмитрий Маликов
 ▫ Взрослые
 ▫ Чингисхан
 ▫ Электронная
 ▫ Kraftwerk
 ▫ Chilly
 ▫ Boney M
 ▫ Bosson
 ▫ Попса
 ▫ Меладзе
 ▫ Тату
 ▫ Ottawan
 ▫ J-M Jarre
 ▫ Teach-In
 ▫ Воскресение
 ▫ Свиридов
 ▫ Rockets
 ▫ Чёрный кофе
 ▫ Ретро
 ▫ Зарубёжная эстрада
 ▫ Советские
 ▫ Застольные
 ▫ Аквариум
 ▫ Кезля&Моргунов
 ▫ Depeche Mode
 ▫ Машина времени
 ▫ Океан Ельзи
 ▫ Smokie
 ▫ Шостакович
 ▫ Национальные мотивы
 ▫ Omega
 ▫ Сербские религиозные песнопения
 ▫ Юрий Лоза
 ▫ Иисус Христос Суперзвезда
 ▫ Space
 ▫ AC/DC
 ▫ Louis Armstrong
 ▫ Ласковый май
 ▫ Наутилус Помпилиус
 ▫ Большо́й де́тский хор Всесою́зного ра́дио и Центра́льного телеви́дения
 ▫ Пикник
 ▫ Альфа, вперёд!
 ▫ Nazareth
 ▫ Константин Никольский
 ▫ Русский Поэтический Цивилизационный Код. Ломоносов.
 ▫ Рождество
 ▫ Аркадий Хоралов
 ▫ Александр Морозов
 ▫ Hi-Fi
 ▫ Munich Machine
 ▫ Форум/Электроклуб
 ▫ Голос
 ▫ Vangelis
 ▫ Secret service
 ▫ Supermax
 ▫ Евгений Крылатов
 ▫ Перепевки
 ▫ Программы
 ▫ Сканы
 ▫ Журналы
 ▫ Химия и жизнь
 ▫ Выступления
 ▫ Мифы неоязычества
 ▫ ИКТ
 ▫ Мнения сторон






























Статистика


 Просмотров: 3250859
 Посетителей: 812263
 Подробности









Вадим Иванович Мелешко


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Вадим Иванович Мелешко / Блог / Не переступая грань


ЗАПИСЬ #5575

КОММЕНТАРИИ (3)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


14 июля 2020, 07:18, автор - хозяин блога
Вадим Иванович Мелешко

Не переступая грань

Воспитательный момент целого урока может уместиться в одной фразе


Совершенно отчетливо помню, как в середине 90х наша завуч сказала, что по современному законодательству школа не обязана заниматься воспитательной работой, это дело семьи, и нам в этот процесс вмешиваться не стоит. «Хотя, если честно, вообще не могу понять, как можно отделить обучение от воспитания!» - заключила она. Я тоже не мог этого понять тогда, не могу понять и сейчас.

Самое интересное, тогда, четверть века назад, что-то изменилось в сознании масс, и часть граждан, включая, между прочим, и некоторых представителей педагогической общественности, уверовала: да, все правильно, школа должна только давать прочные знания, это ее главная задача, а вот как дети ими будут распоряжаться, уже их дело, не надо им навязывать стереотипы, дескать, вот так поступать хорошо, а вот так - плохо. «С чего вы решили, что лучше других знаете, как на самом деле нужно и как не нужно поступать, с какой стати возомнили, будто ваша система координат единственно верная и именно ее нужно вдалбливать в умы детей? Ведь у родителей могут быть совсем иные ценности, так зачем же вступать в противоречие с семейными установками?» - вот главный аргумент противников школьного и сторонников семейного воспитания.

Увы, даже во времена махрового застоя, на которые пришлось мое детство, сплошь и рядом были случаи, когда папа или мама, бабушка или дедушка говорили ребенку одно, а он потом приходил из школы и заявлял: «А нам учительница совсем другое объясняла!» И да, конфликт был, причем без какой-либо перспективы компромисса, потому что, ясное дело, ни педагог, ни родители не были готовы пойти на уступки и поменять свою точку зрения ради общего блага. Поэтому выбор всегда оставался за школьником, он сам делал вывод, кому верить и чьи аргументы более убедительны.
Сама жизнь подтверждала правоту слов либо той, либо другой стороны. К сожалению, часто было так, что правильные слова учителя разбивались вдребезги о суровую реальность. И все-таки школа всегда задавала некий вектор развития, в направлении которого предлагалось идти всем. А наличие этого вектора все-таки предполагало главное - школа в целом выполняла социальный заказ государства. И если кто-то индивидуально мог позволить себе те или иные «вариации на тему», то все в совокупности учителя придерживались единых принципов и установок: «мы за коммунистический интернационал», «молодым везде у нас дорога», «я другой такой страны не знаю», «один за всех и все за одного», «раньше думай о Родине, а потом о себе» и тому подобное.

Можно, конечно, сказать, что мы против всяких там векторов, заданных кем-то сверху для всех остальных, каждый гражданин волен сам решать, куда идти и как жить. Есть же у нас законы, и если человек их не нарушает, никто не вправе его одергивать, мол, не так себя ведешь, не так выглядишь. У нас прав и свобод в Конституции аж с 17й по 64ю статью.

Наверное, такая система тоже имеет право на существование. И в ряде стран она успешно применяется. Однако мы с вами живем в если не из ряда вон выходящей, то уж точно в нашей собственной стране с ее традициями образования как триединого процесса обучения, воспитания и развития. И отделить одно от другого и третьего - значит вызвать потрясение много больше того, что произошло на рубеже эпох, в те самые 90е. Потому что тогда, несмотря на законодательные установки, в школе все равно продолжали заниматься воспитанием, хоть и с «поправкой на ветер».
Но чего же я тогда опасаюсь, тем более что именно сейчас воспитанию в системе образования уделяется столько внимания? Да вот как раз этого, как ни странно. Потому что воспитательные цели были, есть и будут присутствовать в каждом уроке и на каждом занятии, излагая любую тему, учитель, хочет он того или нет, подспудно и подсознательно будет выставлять реперные точки воспитания, триггеры, на которые потом дети станут опираться в оценке тех или иных событий.

Зато если к нему станут приставать по поводу слабой воспитательной работы и малого количества воспитательных мероприятий, это сработает в обратную сторону. А в том, что будут приставать, нет никаких сомнений, не зря же столько внимания уделяется президентской инициативе, стало быть, и отдачу потребуют немедленно, да чтобы сразу результаты были. И вот как раз тогда дети вспомнят, что, если в школе говорят одно, а в семье - другое, слушать нужно именно родителей, ведь учителя делают это, потому что обязаны, с них требуют, они народ подневольный, им главное - эффект, картинка, показуха, а папа и мама поучают тебя от чистого сердца и ради твоего же блага, они же свои, родные!

Так что же делать? По мнению одних, ничего, надо просто оставить все как есть и не трогать, потому что система уже пришла к какому-то равновесию, и любое активное вмешательство опять приведет к нервотрепке и потрясениям. По мнению других, надо, наоборот, не просто усилить воспитательный акцент, но и вернуть в школу отметки за поведение и прилежание (как показатель воспитанности), равно как и характеристики на каждого выпускника. По мнению третьих, надо просто разделить сферы ответственности, чтобы, скажем, вопросами полового и религиозного воспитания занималась семья, а экологического и патриотического - школа. А четвертые скажут, что все это надо решать в каждой конкретной школе отдельно с учетом огромного количества разных факторов.

Самая главная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что воспитание некоторые понимают так: «Здравствуйте, дети! Сегодня я расскажу вам, как надо относиться к тому или иному явлению, вы узнаете, кто хороший, а кто плохой, как надо и как не надо себя вести в такой-то ситуации!» Безусловно, воспитательные занятия и мероприятия совершенно определенной направленности имеют право на существование, к ним нужно тщательно готовиться, подбирать материал. Но нельзя сводить все это только к мероприятиям, и тем более нельзя каждый урок превращать в такое мероприятие. Иногда достаточно всего одной фразы, чтобы ученик на чисто эмоциональном уровне не только накрепко запомнил информацию по теме, но и вынес нечто гораздо большее, именно то, что напрямую связано с понятием воспитания.

Скажем, при изучении темы «Фосфор» на уроках химии можно сказать, что аллотропная модификация «белый фосфор» самовоспламеняется на воздухе с выделением большого количества удушливого газа. Если ваша задача просто дать материал, то на этом вы можете остановиться. Если же вы хотите связать тему с жизнью, историей и политикой, то добавите, что во времена Великой Отечественной войны наши бомбардировщики разбрасывали фосфор над немецкими аэродромами, а во времена вьетнамской кампании американцы засыпали им джунгли, но потом, в 1977 году, фосфорные боеприпасы были запрещены Женевской конвенцией в случаях, когда от них могут пострадать мирные граждане, хотя США и Израиль этот документ не подписали. Если уж совсем обострить обстановку, то можно добавить, что есть факты применения таких боеприпасов в Донбассе со стороны ВСУ. Но это может уж слишком сильно отвлечь ребят от темы. Здесь должно проявиться мастерство педагога, чтобы помочь детям запомнить материал в том или ином контексте.

Или же, к примеру, изучая тему «Дикорастущие и культурные растения» в разделе генетики, учитель обязательно расскажет о научном наследии Николая Вавилова и его легендарной коллекции семян, которая хранится в Санкт-Петербурге во Всероссийском институте генетических ресурсов растений, названном именем этого великого ученого. Он также может сказать, что во времена блокады Ленинграда хранители этой коллекции умирали с голода, но не позволили взять оттуда даже малой доли, понимая ценность этого материала. Остается на совести педагога, стоит ли упомянуть тот факт, что, к сожалению, за последние десятилетия эта коллекция заметно сократилась, поскольку часть ее была отдана в «Хранилище Судного дня», построенное на Шпицбергене (Норвегия). Ведь это опять же способно чисто эмоционально развернуть урок в совсем иное русло.

Точно так же, рассказывая о реках мира на уроках географии, учитель может вспомнить о существовании сил Кориолиса и закона Бэра. И никто не мешает ему вспомнить также и о том, что как раз благодаря им территория нашей страны ежегодно прирастает все новыми и новыми территориями, которые Амур намывает на свой левый берег, с выходом на российско-китайские отношения в их историческом разрезе.

Вы скажете: «Да зачем оно нам нужно, к чему вообще касаться столь непростых, щекотливых, а порой и скандальных тем? Не лучше ли ограничиться изложением одних только научных фактов без привязки к реальности, а дети уже пусть потом сами все это делают или не делают, если оно им не нужно?»
Безусловно, такая позиция имеет право на существование. И, по мнению некоторых, именно на этом и должно строиться все образование, то есть учитель должен просто говорить о том, что есть, а «как наше слово отзовется», это уже не наше дело, поскольку этого «нам не дано предугадать».
Но я все-таки абсолютно убежден, что задача педагога заключается в другом. И, что самое важное, эту задачу он выполняет всегда. Просто не надо делать из воспитания культа, нужно просто договориться о том самом векторе, в соответствии с которым должна работать вся система образования. И предоставить каждому учителю свободу самому определять, где и когда воспитательный момент уместен, а когда - нет. В конце концов эффективность воспитания оценивается по тому сухому остатку, который откладывается в душах учеников. А значит, им и судить.

Справочно

23 июня Госдума приняла в первом чтении законопроект о воспитании в учебных заведениях. С 1 сентября 2020 года программы по воспитанию обучающихся будут введены во всех образовательных организациях страны.
http://ug.ru/archive/84106




ОБСУЖДЕНИЕ


Валентина Михайловна Жаворонкова2020-07-14 10:59:23 - Валентина Михайловна Жаворонкова
Странные дела нашей Госдумы! Я думала , что я вот так и работаю всю жизнь, не отделяя знания своей географии от воспитания. Иначе не получается!Даже в планах уроков ранее писали отдельной строкой ` воспитательные функции урока`- и именно в соответствии с темой изучения.Всегда вот думаю, а где и кто их учил ,этих вот госдумцев?Прям , наверно, зауважали себя, `америку открыли`.
Татьяна Павловна Гришкова2020-07-15 09:40:53 - Татьяна Павловна Гришкова
Как выделить воспитание? Воспитание больше не в том что мыговорим, а что делаем - построение взаимных отношений, уважительное отношение, и прочая, прочая.
Светлана Сергеевна Лизунова2020-07-15 10:23:34 - Светлана Сергеевна Лизунова
Комментарий отключен модератором

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Хм. Уже подошли к краю. У нас пенсионеры все увольняются. Работать в дурдоме не хотят.
Какой милый бычок, Валентина Васильевна! Очень похож на того, который на картине Серова стырил Европу Кстати, тут я как то прочитал любопытную интерпретацию этой истории: Как- то у Зевса случилась `очередная из бесчисленных` пошлая интрижка с царевной Европой, которую он под видом быка утащил из дома, а когда довез до Крита, обернулся там юношей и `возлежал` с ней. От этого `союза` родились три сына - Минос, Радамант и Сарпедон. А когда `царь богов` свою пассию `бросил, поматросив`, Европе пришлось идти замуж за местного царя Астерия, который согласился усыновить мальцов, благо сам всё равно был бездетный. После его смерти три брата поделили Крит на три части и, естественно, вскоре подрались, А виновата в этом по иронии истории была такая модная нынче в Европе педерастия - Минос и Сарпедон влюбились в одного мальчика, Милета. Вьюнош ответил взаимностью младшему брату, и злой старший выгнал их обоих, но в разные стороны - Милета высадили в Малой Азии, где ему пришлось основать город своего имени, а Сарпедона выслали в Ликию, где он стал местным царьком и получил от отца Зевса жизнь размером в три обычных, что и позволило ему дожить до Троянской войны, на которой его и убил Патрокл. Радамант же был поумнее Сарпедона, и с братом благоразумно не ругался, управлял своей третью Крита, но, похоже, где-то всё таки нашкодил, и тоже был изгнан с Крита. Но за справедливость и знание законов Зевс после смерти сделал его судьей мертвых в подземном мире. Минос же остался править Критом, женился на Пасифае, дочери бога Гелиоса, и народил с нею много всяких детей. Одного из них, опять же с подозрительным именем Андрогей, за что-то афиняне убили в Аттике, и Минос приговорил их ежегодно присылать к нему семерых юношей и семерых девушек. А что с ними делать - такого вопроса у Миноса не было, потому что был у него в хозяйстве любопытный бычок, вернее белый буйвол из пены морской, которого он выпросил у Посейдона для жертвоприношения, но пожадничав, оставил `вах, такого красавца!` себе в стаде на `развод`, а в жертву принес другого. Посейдон же осерчал и наказал царя, поселив в Пасифае противоестественную страсть к этому белому буйволу. Но женщины и быки в смысле секса слишком уж в `разных весовых категориях`. Тут на помощь царице пришел местный `на все руки мастер`. Точнее, Дедал, как и положено `человеку наук`, был афинянином, которого всему научила сама Афина, но из-за убийства Талоса спасаясь от неизбежного наказания, мастер сбежал на Крит, где Минос приютил его при дворе в обмен на изготовление `всяческих штуковин`. Он-то и смастерил для Пасифаи специальную металлическую корову, забравшись в которую, царица смогла наконец сблудить с любимым быком. Правда, через девять месяцев случился конфуз - родился мальчик с бычьей головой. Минос, подумав, убивать его не стал, а приказал Дедалу построить Лабиринт, посадил мальчика внутрь него, назвал Минотавром и раз в год запускал туда `афинскую дань` вьюношей `царевич` просто кушал, а девушек перед тем `использовал по назначению`... Чем закончилась вся эта история - знают даже дети - приплыл Тесей, с помощью ниток Ариадны, дочки Миноса, пробрался в Лабиринт, убил Минотавра, а потом и Ариадну украл.... Вот такая, пожалуй, не интерпретация, а интертрепация этой семейной драмы, даже трагедии, описанной под рубрикой `Их нравы`....
h5:g6+
Опал кустарник на лесной опушке, Украсила берёзу золотая прядь, У дуба появились жёлтые веснушки Привычно осени их щедро рассыпать А клён уже горит большим пожаром, Туман не виснет утром над рекой, И яблони, отдав свой долг базарам, Теряют листья под холодною росой. Грибами пахнет, сыростью и мохом В нём Солнце греется, от холода устав, От лета звонкого оставшиеся крохи Нам шлёт в последних утренних лучах И жадно пьют с росинками их птицы, Что не стремятся в дальние края, Их дом тот лес, где им пришлось родиться, И не нужны им тёплые моря. Пока ещё блестят на ветках паутинки, Но вот уже грядут метаморфозы: Вдруг запорхают первые снежинки Замёрзшие в полёте чьи-то слёзы А речка в напряжённом ожиданьи Тревожно бьёт волною в берега, В сверканьи брызг, как и в алмаза гранях, Вдруг вспыхивает радуги дуга. Предвидя зимние мороза выкрутасы, Весь мир лесной торопится скорей Пополнить пропитания запасы, Чтобы хватило их до тёплых дней..
Поздравляю с Пасхой! Желаю светлой радости, искренней любви, крепкой веры, мира, процветания. Пусть душа наполнится тихим счастьем, теплыми чувствами, светлыми помыслами и любовью. Пусть этот день принесет спокойствие, умиротворение и гармонию!
h:g6





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/