В последние годы в разговорах с китайцами постоянно сталкиваешься с их
недоумением по поводу кризисных явлений в экономике России, общей
политической нестабильности в стране. Ход их рассуждений примерно
следующий: «Россия обладает огромной территорией, богатыми сырьевыми
ресурсами, высокоразвитым научно-техническим потенциалом, большим
количеством хорошо подготовленных и знающих кадров во всех отраслях
народного хозяйства. И тем не менее Россия находится в тяжелом
положении. Объясните, в чем причины этого...».
Отсюда, естественно,
напрашивается вывод о неправильной стратегии реформ и в связи с этим о
некомпетентности высшего руководства страны. Вообще говоря, события в
России последних служат для китайской пропаганды прекрасным аргументом в
пользу своей модернизационной модели развития.
***
В декабре
1985 г. вскоре после моего первого, после долгих лет приезда в Пекин в
беседе с аспиранткой Миленой из Югославии я упомянул имя Лян Шумина в
том смысле, что вот был такой известный философ. Милена сказала, почему
был ..., он жив, я встречаюсь с ним. Откровенно говоря, я не поверил,
ибо в течение многих лет китайская печать ничего не сообщала о судьбе
этого философа, к тому же, поскольку он родился в 1893г., в 1985 г. ему
должно было быть уже 92 года... Прошло какое-то время. Будучи в гостях у
видного специалиста по истории китайской философии проф. Тан Ицзэ, я
спросил его о Лян Шумине. Тан Ицзэ ответил, что он в добром здравии и
что мне есть смысл встретиться с ним. В ответ на мою просьбу
организовать такую встречу Тан Ицзэ, написав на листе бумаги телефон Лян
Шумина, сказал: «Не стесняйтесь, позвоните ему сами». С замиранием
сердца набираю телефон и попадаю на самого Лян Шумина. В ответ на мою
просьбу о встрече, он немедленно соглашается: «Приезжайте завтра». В
назначенное время я выхожу из автобуса у остановки метро «Мусюйди»,
вхожу в один из подъездов недавно построенного девяти этажного дома на
проспекте Чаньаньцзе, поднимаюсь на лифте на седьмой этаж. Звоню в
нужную мне дверь, на пороге женщина, которая приглашает меня в гостиную.
Через несколько минут в ней появляется сам Лян Шумин. Я ожидал увидеть
дряхлого, немощного физически и умственно старика. А меня встретил
физически крепкий, мудрый старец, сухонький, маленький...
В
двадцатые-тридцатые годы Лян Шумин выступал с апологией китайской
традиционной культуры, в частности конфуцианства, подчеркивая
превосходство восточной, китайской цивилизации над западной, усматривая
таковое в том, что для первой истинный смысл человеческого бытия всегда
заключался в духовном совершенстве индивида, нравственном
облагораживании разума, развитии национального духа. В Китае, писал Лян
Шумин, высшая сфера деятельности человека (культура) господствует над
низшей (экономикой), в то время как на Западе имеет место обратное.
Идеализм, присущий, по его мнению, восточным народам, он
противопоставлял грубому утилитаризму, интересу лишь к благам
материальной жизни, характерным для западной цивилизации, и на этом
основании заявлял, что между Китаем и Европой (в том числе и Россией)
нет ничего общего. Он призывал всех китайцев повернуться к Востоку, к
национальным духовным традициям. В их возрождении Лян Шумин усматривал
главное условие ликвидации отставания Китая от других стран в области
экономики, решения актуальных политических и социальных проблем
китайского общества. Он решительно выступал против «европеизации» Китая,
против заимствования любого иностранного опыта.
Культура Запада,
писал Лян Шумин, является культурой государств, проводящих колониальную
политику, поэтому с ее помощью нельзя решить проблему национального
возрождения; напротив, ее использование будет способствовать духовному,
а следовательно, и политическому угнетению. Лян Шумин ссылался в
данной связи на политический опыт выдающихся деятелей
национально-освободительного движения: «Ганди... будучи студентом,
отбрасывал свою религию... В дальнейшем же он последовательно развивал
дух древних индийцев для подъема движения против господства угнетавших
Индию англичан... Для меня то, что проповедует Ганди, имеет особое
значение, поскольку я также шел по такому же пути. Вначале я
придерживался банального «прагматизма», очень близкого западным идеям,
но в конце концов повернул в сторону китайской конфуцианской
идеологии... Моя идеологическая эволюция состояла в следующем — вначале
отказ от старых китайских вещей, а за тем их восприятие». Лян Шумин
считал, что рано или поздно подобную эволюцию должны проделать все
китайские общественные деятели, независимо от их нынешних
мировоззренческих позиций, в том числе и марксисты, ибо, как заявлял он,
новые идеологические веяния, принесенные с Запада, глубоко чужды
китайскому национальному духу.
Выражение китайского национального
духа Лян Шумин видел в конфуцианстве, объявлявшемся им воплощением
лучших традиций духовной культуры китайского народа. Имея учение
Конфуция, писал Лян Шумин, китайцы не нуждаются в религии, ибо зачем,
«находясь под солнцем, иметь еще лампу». Содержащиеся в конфуцианстве
великие истины о смысле человеческой жизни, оказывая в течение многих
столетий огромное воздействие на сознание миллионов китайцев,
способствовали формированию их национального самосознания. Поэтому
возрождение Китая как великой державы, по мнению Лян Шумина, немыслимо
без «полного восстановления» в правах конфуцианской идеологии.
Лан
Шумин объявлял неприемлемыми для китайского общества программы
социального развития, предлагавшиеся и буржуазными идеологами, и
марксистами. Настаивая на том, что капитализм и социализм противоречат
истинной природе человека, Лян Шумин отрицал необходимость серьезных
радикальных структурных преобразований в китайском обществе. Он считал
неприемлемым для Китая «путь промышленной революции», избранный вначале
Японией, а затем Россией, поскольку для этого, по его мнению, не было
соответствующих политических и материальных предпосылок (в частности,
машин). Политика государства, считал Лян Шумин, должна быть
ориентирована главным образом на решение аграрных проблем, поскольку для
развития производительных сил сельского хозяйства в Китае есть все
уеловия — земля и люди. «Сельское хозяйство — основа экономики»,
«деревня — опора государства» — вот, в сущности, принципиальные
установки социально-экономической программы Лян Шумина. Его теория
сельского строительства сводилась к следующему: во-первых, необходимо
восстановить «систему сотрудничества» всех социальных слоев, характерную
для средневековой китайской деревни; во-вторых, руководящая роль в
обществе должна принадлежать интеллигенции, поскольку именно от нее —
посредника между правительством и народом, хранительницы традиционных
духовных ценностей, «головы и глаз сельских жителей», зависит
политическая и социальная стабильность.
В 20—30-е гг. в своих
политических взглядах Лян Шумин резко расходился с компартией. В 40-е
гг. он поддержал курс КПК на национальное примирение, после победы
народной революции остался в Китае и в отличие от многих других деятелей
науки и культуры не эмигрировал. Однако каких-либо сообщений о его
жизни в эти годы не появлялось, не было и публикаций его работ. Я был
первым советским ученым, посетившим его.
Мы беседовали два часа,
разговор шел о конфуцианстве и буддизме. По мнению Лян Шумина в учении
Конфуция много рациональных моментов, достаточно сказать, что он не
навязывал своего мнения ученикам, был терпим к ним, каждый из них был
вправе отстаивать свои взгляды; Конфуций проповедовал любовь к людям,
сочувствие к ним. Лян Шумин вспомнил в этой связи свою беседу с Тагором
во время посещения индийским мыслителем Китая в начале двадцатых годов.
Тагор говорил тогда, что конфуцианство нельзя относить к религии, слова
Конфуция можно использовать как догмы, но его учение не является
вероучением ни теоретически, ни практически. В этом я согласен с
Тагором, заключил Лян Шумин.
Улыбаясь, Лян Шумин рассказал мне о
том, что в пятидесятые годы уже в возрасте свыше шестидесяти лет он стал
изучать русский язык, но не смог освоить его.
Прощаясь, Лян Шумин
подарил мне свою новую книгу, вышедшую в 1984 г. — первую за последние
тридцать пять лет. Посвящена она взаимоотношению человеческой психики и
нравственности, были в ней ссылки и на учение И.П. Павлова. Проводив
меня до двери, он не ушел сразу, а ждал, когда хлопнет дверь лифта...
Пример традиционной вежливости людей старшего поколения, которой нам
часто не хватает.
В июне 1988 г. все центральные китайские газеты
сообщили о кончине Лян Шумина в возрасте 95 лет. Хотя подобного известия
можно было ожидать в любое время, я с грустью прочитал некролог. Моя
память запечатлела Лян Шумина как человека еще полного жизненных сил,
забывавшего свой преклонный возраст во имя так любимой им китайской
философии (с.127-131)
***
...Успехи китайских реформ как
бельмо на глазу для наших «реформаторов». Россия, имеющая население не
более 150 млн., обладающая богатыми сырьевыми ресурсами, значительным
научно-техническим потенциалом, в экономическом отношении скатилась на
положение второразрядной страны. А рядом с ней Китай, имеющий громадное
население — более чем один миллиард двести миллионов (!) — только
вдумайтесь в эту цифру — не обладающий такими благоприятными стартовыми
условиями, как наша страна, смог за относительно небольшой исторический
период стать по-существу второй державой мира.
Комментарии, как говорится, излишни...
В XXI веке судьбы мирового сообщества во многом будут зависеть от
Китая, поэтому в интересах России иметь если не союзнические, как в
пятидесятые годы, отношения, что в настоящее время невозможно, то хотя
бы добрососедские, дружественные.
Китай и китайцы глазами российского ученого, Буров В.Г., 2000
nashol.me/20191025114931/kitai-i-kitaici-glazami-rossiiskogo-uchenogo-burov-v-g-2000.html
В 30 - 40-е годы XX в. Лян Шумин интенсивно разрабатывал историко-
культурологическую концепцию, нашедшую свое завершение в работе "Основы
китайской культуры" (вышла в ноябре 1949 г. ). Лекция "В чем специфика
китайской культуры?" впервые была прочитана Лян Шумином в Университете
Сунь Ятсена (Гуанчжоу) весной 1935 г.
В чем специфика китайской
культуры? В том, что в ней преждевременно раскрылся человеческий разум. В
этом полностью заключено отличие свойств китайской культуры от западной
и индийской. Я уже говорил, что китайская культура имеет две
особенности. Во-первых, в Китае давно не стало религии, и впоследствии
она тоже не была развита - религия в культуре Китая действительно
занимает несущественное место. Во-вторых, за последние две тысячи с
лишним лет структура китайского общества была совершенно неизменна,
культура была цикличной и замкнутой.
...Теперь в новой
организационной структуре китайского общества также нельзя будет
отказаться от обрядов и обычаев, заменив их законом. Она по-прежнему
должна будет строиться на их основе. Отличие будет состоять только в
том, что это будут новые обряды и обычаи. Это - необходимость,
определенная всем полем китайской истории, по-другому просто не может
быть. Что касается цикличности и замкнутости китайской культуры, это
происходит тоже от раннего раскрытия разума в Китае.
...В старом
обществе Китая приоритет принадлежал не отдельному человеку и не
обществу, а морали. Китай - государство, составленное из семей, на
человека там смотрят как на принадлежащего к некоторой семье, в
противоположность западному обществу, где на человека раньше смотрели
как на члена церкви, а впоследствии - как на подданного государства.
Социальные отношения китайцев были моральными, в общении нормой были
взаимные симпатия и уважение. Для китайцев семейные отношения и
родственная привязанность серьезнее всего, все они любят своих
родственников, уважают старших, заботятся о младших и ожидают друг от
друга помощи, а не отчуждения7 . Это совсем не похоже на нравы западного
общества. В жизни китайцев важнейшее место занимали семья и род; родные
и односельчане тоже были очень важны. Все другие отношения, например,
между учителем и учеником, хозяином и слугой или между друзьями, имели
своим критерием то, что было принято для семьи и родных, их сравнивали с
отношениями старшего и младшего братьев или отца с сыном. Тем большую
роль в китайском обществе играли человеческие привязанности.
На
Западе общественные обычаи и государственные законы постоянно исходят из
того, что одни люди сильнее других. В Китае же все они определяются
взаимной привязанностью людей... Это является одним из преимуществ
человеческой жизни, возникших благодаря преждевременному раскрытию
разума в китайской культуре. В будущем бедствия человечества исчезнут,
покой и счастье в жизни и прогрессивная общественная структура должны
будут строиться на основе отношений, проникнутых взаимоуважением и
симпатией; другого выхода, пожалуй, нет.
...По моим наблюдениям,
ближайшая перспектива человечества - это гипертрофированное развитие
интеллекта. При его чрезмерном развитии и отсутствии соответствующего
развития разума человечество окажется ввергнутым в спровоцированные им
самим бедствия, и ничто не сможет его спасти. В худшем случае
человечество погибнет. Но... по-моему, так случиться не может, и
человечество в конце концов спасется. По моим расчетам, сначала спасутся
китайцы, поскольку в том, что касается разума, Китай находится в
авангарде человечества. Чтобы человечество спаслось, Китай теперь, как и
прежде, должен развивать человеческий разум для создания нового
общества; в ходе наших усилий в этой великой работе мы при помощи разума
сможем возглавить человечество и спасти его. Люди могут не поверить
этому, счесть это чрезмерным преувеличением и несбыточными грезами, но в
действительности все не так. Основания, которые позволят китайцам
спастись самыми первыми и спасти человечество, очень просты: первое -
раннее раскрытие человеческого разума в Китае; второе - раннее
обнаружение китайской культурой собственных недостатков.
...На мой взгляд, к самому последнему прозрению сути национального самоспасения ведут две ступени.
Первая - это осознание важности деревни: поиск выхода должен начинаться
с нее. Сейчас в Китае приходят к осознанию этой истины.
Вторая -
понимание специфики национального китайского духа и истинной ценности
присущей Китаю культуры. Лишь когда мы, китайцы, осмыслим специфику
нашего национального духа и ценность китайской культуры, мы сможем
по-настоящему ощутить себя нацией. Только поняв это, можно будет найти
истинный путь к национальному самоспасению.
https://perviydoc.ru/v38088/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_-_%D0%BB%D1%8F%D0%BD_%D1%88%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BD._%D0%B2_%D1%87%D0%B5%D0%BC_%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B