|
|
Вадим Иванович Мелешко
В нынешней ситуации, когда одним из симптомов коронавирусной инфекции является исчезновение способности улавливать запахи, самое время вспомнить вот о чём.Все мы знаем, что есть разные способы измерения остроты зрения (таблицы Сивцева, Головина, Орловой, Снеллена, звезда Сименса и так далее).
Точно так же мы помним, как на приёме у лор-врача нас проверяли на способность слушать сказанное им шёпотом или улавливать звук камертона.
Но кто из вас знает о способах измерения обонятельных способностей человека?
Между тем, существуют специальные приборы - ольфактометры - Цваардемакера, Бернштейна, Гофмана - Кольрауша и так далее.
Бернштейн (к сожалению, смог найти только то, что звали его W.Brnstein), например, разработал обонятельную шкалу, куда вошли следующие вещества:
Чистые пахучие вещества:
- Воск, стеарин.
- Ядровое мыло.
- Розовая вода, гелиотроп.
- Горькоминдальная вода, скипидар, камфорный спирт.
- Лавандуловое масло, уксуснокислый амил, дегтярное мыло, анис.
- Сероводород.
Вещества пахучие с тактильным компонентом:
- Кристаллический ментол ("холодит").
- Аммиак ("покалывает").
Вещества пахучие, содержащие вкусовой компонент:
- Хлороформ (сладкий вкус).
- Пиридин (горький вкус).
А теперь, внимание, вопрос:
КТО ИЗ ВАС ПРЯМО СЕЙЧАС, НАВСКИДКУ, СПОСОБЕН ЕСЛИ НЕ ОЩУТИТЬ, ТО ХОТЯ БЫ ВСПОМНИТЬ ВСЕ ЭТИ ЗАПАХИ?
...Я, собственно, вот это к чему.
На уроках в школе мы учим детей думать, рассуждать, учим работать головой и руками, некоторые педагоги, помимо преподавателей музыки, дают возможность услышать и проанализировать множество интересных звуков. Например, абсолютный победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2016 Александр Шагалов коллекционирует аудиозаписи разных интересных людей, в том числе, писателей и поэтов, и активно использует их на своих занятиях. Про тактильные ощущения тоже всё понятно, ведь можно много читать о том, почему растение мать-и-мачеха так называется, а можно просто один раз потрогать его листья сверху и снизу.
И про необходимость развивать у детей способность различать цвета тоже вроде бы ясно, ведь иначе они просто не поймут, что в жовто-блакитном флаге используется голубой цвет, и он не похож на синий из нашего триколора.
Но вот скажите, кто из вас целенаправленно или хотя бы периодически пытается развить у детей ольфакторную память, то есть даёт им представление о том, что и как пахнет? А ведь без этого очень многое из того, о чём ребята читают в книгах, так и остаётся пустой информацией, не наполненной никаким содержанием.
Многие ли жители городов знают, что такое "запах прелого сена", с которым традиционно ассоциируют фосген?
А что такое - "запах горького миндаля" для людей, выросших в средней полосе России, где этот миндаль не растёт?
А что означает фраза "от него резко пахло мускусом"? Вы хоть сами-то знаете, как этот мускус пахнет? А кто вам об этом рассказал?
Хорошо, если грамотный педагог найдёт секунду и вставит куда-нибудь фразу, что аромат свежего хлеба обусловлен запахом фурфурола (который входит в состав фурацилина), аромат растений семейства бобовых - запахом кумарина, аромат крестоцветных объясняется наличием в в них горчичных масел, содержащих серу, и так далее.
Вот только хлеб люди знают, клевер и сурепку могут понюхать везде, где эти растения есть (а есть они, едва ли не везде).
А как быть с ароматом фиалки (учитывая тот факт, что "фиалка", как и "подснежник" - часто собирательное название)?
Как быть с "запахом свежей земли" (привет аскомицетам)?
И как объяснить детям, что такое "запах прогорклого масла"?
Да, знаю, вы сразу же скажете, что у современных ребят куча болячек, у них на всё аллергия, а значит, их надо изолировать от всего, что способно вызвать негативную реакцию организма.
Но... Это ведь тоже часть нашей жизни.
И как-то же надо постараться приблизить детей к жизни. А жизнь - к детям. Причём не просто приблизить, а объяснить, что это такое и как к этому относиться.
P.S. Писал ранее, повторюсь снова.
С детства интересовало, откуда взялось выражение "вкус медной пуговицы", применимое к описанию симптомов некоторых заболеваний печени, причём столь распространённое, что его даже в медицинских учебниках упоминают. Такое впечатление, что каждый уважающий себя человек просто обязан хотя бы раз в жизни пососать медную пуговицу, чтобы запомнить её вкус до конце своих дней.
А вы хоть раз делали это?
Так может, у вас есть проблемы с печенью а вы просто не в курсе? ))
|
| 2020-12-04 10:37:10 - Наталья Викторовна Размашкина Я могу вспомнить запахи...Вообще запоминаю ароматы, определяю парфюм на встречных дамах) | | 2020-12-04 14:24:38 - Александр Геннадьевич Покаевский Лавандуловое или лавандовое масло?
Помню, в Крыму продавалось в маленьких прозрачных пробирочках лавандовое... | | 2020-12-04 15:53:24 - Татьяна Павловна Гришкова Это все лирика. На уроке не хватает минут чтобы объять свой предмет. Потому что проветривание, дезинфекция, запись в журналы что ты это сделал - уже три журнала! Кормежка по графику, измерение температуры - ещё добыть термометр в очередь, и прочее съедают перемены и иногда занимают часть урока, и все падает на урок. Глаза бы детские разглядеть. | | 2020-12-04 19:38:08 - Владимир Николаевич Моисеев Специфический `вкус медной пуговицы`, а проще, окиси меди
известен тем, что это не совсем яд, но довольно-таки сильное
противозачаточное средство, опасное для организма. |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ 6125535-a1584643 ▫ Kg6+ ▫ Крh8 ▫ Отлично!
Отлично! ▫ Валентина Васильевна, огромное спасибо за ощущение тёплой ностальгии.
Как Вы верно всё описали, как будто вернули душу в те прекрасные времена.
Сейчас многие пытаются за нас решить, как мы себя тогда чувствовали, как и чем жили, Радость и патриотизм были естественным движением сердец. Было
ли зло? БезусловноБыли ли трудности? Ещё какие! Но только по сравнению с тем, что наш народ пережил во время войны, это были решаемые проблемы.
Я всегда не понимаю, почему при сравнении нашей страны с США этот факт упускается, а ведь это важный ключевой момент Они ведь даже за помощь свою
нам содрали всё до копеечки, а наша страна за короткий по историческим меркам срок, практически сравнялась с ними по мощи и положению в мире
Память всё ещё хранит очень многое из детства и бутерброды в школу с маслом, посыпанным сахаром (до сих пор не могу понять, почему масло не растапливалось до перемены, загадка!), и чернильные пятна в портфеле из непроливашек и смерть Сталина, когда все учителя рыдали, а нас отпустили домой, и мы ходили на шоссе, посмотреть, как остановятся и начнут гудеть все машины и много чего ещё Храню все свои дневники с первого класса по 7-ой с одной циферкой почти сплошь 5-ки.
А потом техникум. Уже с группой хождение на первомайские демонстрации. Однажды попали под жуткий ливень, разулись и счастливые до нельзя скакали до метро Новокузнецкая И пели, пели все, не считаясь с отсутствием голоса. И песни какие были! А ведь песни это история страны. Песни 20-30-х, военные, лирические послевоенные Я тут где-то писал о песне Москва майская - это была культовая майская песня, хотя изначально писалась, как песня о Москве. В общем, была страна, аналогов которой не было в истории, и пусть злятся и пытаются путать карты злопыхатели, это мы, а не они жили в то время, нам и судить.Спасибо, ещё раз, Валентина Васильевна.
Ну а по поводу работы на май - это дело каждого, иной и в будни то не шибко расположен трудом себя радовать, потому как он, труд, ему не в радость, потому как с большим удовольствием несёт пургу за столом, чем, скажем, бревно на субботнике...)))
▫ Спасибо! Нашла только на вашей страничке.
|
|
|
|
|