|
|
Вадим Иванович Мелешко
В нынешней ситуации, когда одним из симптомов коронавирусной инфекции является исчезновение способности улавливать запахи, самое время вспомнить вот о чём.Все мы знаем, что есть разные способы измерения остроты зрения (таблицы Сивцева, Головина, Орловой, Снеллена, звезда Сименса и так далее).
Точно так же мы помним, как на приёме у лор-врача нас проверяли на способность слушать сказанное им шёпотом или улавливать звук камертона.
Но кто из вас знает о способах измерения обонятельных способностей человека?
Между тем, существуют специальные приборы - ольфактометры - Цваардемакера, Бернштейна, Гофмана - Кольрауша и так далее.
Бернштейн (к сожалению, смог найти только то, что звали его W.Brnstein), например, разработал обонятельную шкалу, куда вошли следующие вещества:
Чистые пахучие вещества:
- Воск, стеарин.
- Ядровое мыло.
- Розовая вода, гелиотроп.
- Горькоминдальная вода, скипидар, камфорный спирт.
- Лавандуловое масло, уксуснокислый амил, дегтярное мыло, анис.
- Сероводород.
Вещества пахучие с тактильным компонентом:
- Кристаллический ментол ("холодит").
- Аммиак ("покалывает").
Вещества пахучие, содержащие вкусовой компонент:
- Хлороформ (сладкий вкус).
- Пиридин (горький вкус).
А теперь, внимание, вопрос:
КТО ИЗ ВАС ПРЯМО СЕЙЧАС, НАВСКИДКУ, СПОСОБЕН ЕСЛИ НЕ ОЩУТИТЬ, ТО ХОТЯ БЫ ВСПОМНИТЬ ВСЕ ЭТИ ЗАПАХИ?
...Я, собственно, вот это к чему.
На уроках в школе мы учим детей думать, рассуждать, учим работать головой и руками, некоторые педагоги, помимо преподавателей музыки, дают возможность услышать и проанализировать множество интересных звуков. Например, абсолютный победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2016 Александр Шагалов коллекционирует аудиозаписи разных интересных людей, в том числе, писателей и поэтов, и активно использует их на своих занятиях. Про тактильные ощущения тоже всё понятно, ведь можно много читать о том, почему растение мать-и-мачеха так называется, а можно просто один раз потрогать его листья сверху и снизу.
И про необходимость развивать у детей способность различать цвета тоже вроде бы ясно, ведь иначе они просто не поймут, что в жовто-блакитном флаге используется голубой цвет, и он не похож на синий из нашего триколора.
Но вот скажите, кто из вас целенаправленно или хотя бы периодически пытается развить у детей ольфакторную память, то есть даёт им представление о том, что и как пахнет? А ведь без этого очень многое из того, о чём ребята читают в книгах, так и остаётся пустой информацией, не наполненной никаким содержанием.
Многие ли жители городов знают, что такое "запах прелого сена", с которым традиционно ассоциируют фосген?
А что такое - "запах горького миндаля" для людей, выросших в средней полосе России, где этот миндаль не растёт?
А что означает фраза "от него резко пахло мускусом"? Вы хоть сами-то знаете, как этот мускус пахнет? А кто вам об этом рассказал?
Хорошо, если грамотный педагог найдёт секунду и вставит куда-нибудь фразу, что аромат свежего хлеба обусловлен запахом фурфурола (который входит в состав фурацилина), аромат растений семейства бобовых - запахом кумарина, аромат крестоцветных объясняется наличием в в них горчичных масел, содержащих серу, и так далее.
Вот только хлеб люди знают, клевер и сурепку могут понюхать везде, где эти растения есть (а есть они, едва ли не везде).
А как быть с ароматом фиалки (учитывая тот факт, что "фиалка", как и "подснежник" - часто собирательное название)?
Как быть с "запахом свежей земли" (привет аскомицетам)?
И как объяснить детям, что такое "запах прогорклого масла"?
Да, знаю, вы сразу же скажете, что у современных ребят куча болячек, у них на всё аллергия, а значит, их надо изолировать от всего, что способно вызвать негативную реакцию организма.
Но... Это ведь тоже часть нашей жизни.
И как-то же надо постараться приблизить детей к жизни. А жизнь - к детям. Причём не просто приблизить, а объяснить, что это такое и как к этому относиться.
P.S. Писал ранее, повторюсь снова.
С детства интересовало, откуда взялось выражение "вкус медной пуговицы", применимое к описанию симптомов некоторых заболеваний печени, причём столь распространённое, что его даже в медицинских учебниках упоминают. Такое впечатление, что каждый уважающий себя человек просто обязан хотя бы раз в жизни пососать медную пуговицу, чтобы запомнить её вкус до конце своих дней.
А вы хоть раз делали это?
Так может, у вас есть проблемы с печенью а вы просто не в курсе? ))
|
| 2020-12-04 10:37:10 - Наталья Викторовна Размашкина Я могу вспомнить запахи...Вообще запоминаю ароматы, определяю парфюм на встречных дамах) | | 2020-12-04 14:24:38 - Александр Геннадьевич Покаевский Лавандуловое или лавандовое масло?
Помню, в Крыму продавалось в маленьких прозрачных пробирочках лавандовое... | | 2020-12-04 15:53:24 - Татьяна Павловна Гришкова Это все лирика. На уроке не хватает минут чтобы объять свой предмет. Потому что проветривание, дезинфекция, запись в журналы что ты это сделал - уже три журнала! Кормежка по графику, измерение температуры - ещё добыть термометр в очередь, и прочее съедают перемены и иногда занимают часть урока, и все падает на урок. Глаза бы детские разглядеть. | | 2020-12-04 19:38:08 - Владимир Николаевич Моисеев Специфический `вкус медной пуговицы`, а проще, окиси меди
известен тем, что это не совсем яд, но довольно-таки сильное
противозачаточное средство, опасное для организма. |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ Хороший ответ.
Светлана Рагозина
В колхозе том, что на окраине села,
Трудилось лошадей, коров, свиней немало.
Одна лошадка очень умная была,
Всегда во всём стремилась к идеалу.
Была готова помогать другим,
Всегда на помощь с радостью скакала.
Ну а когда задача трудная была,
То день и ночь в полях она пахала.
Могла одна работать за двоих,
За то в колхозе том лошадку так любили:
На шею ей повесили медаль
И грамоту почётную вручили.
Но сено прошлогоднее жевать
Лошадке, тем не менее, приходилось.
И стала вдруг лошадка понимать,
Что в качестве скотинки лишь ценилась.
И председателем колхоза ей не быть,
Пусть даже за троих пахать лошадка станет.
И молвила лошадка: Ухожу!
Я ускачу отсюда, лишь рассвет настанет!
Поняв, что собралась лошадка ускакать,
Колхоз весь так расстроился, конечно.
Но все давно уж стали понимать,
Что не трудиться ей в колхозе вечно.
А раз уходит лошадь всё равно,
И потому искать замену надо срочно,
Сказал ей председатель: Что ж, пока!
Скачи-ка прочь быстрее, можно даже ночью!
Вот такова вся благодарность за труды
И за здоровье лошади, что отдала колхозу.
Ну а мораль сей басни такова:
Без фанатизма. Даже напоследок не подарят розы.
P.S. Лучше всех в колхозе работала лошадь, но председателем она так и не стала. Автор неизвестен ▫ Меня сегодня мой ученик, которого я готовлю к ОГЭ, спросил: `А почему нас в школе не учат так, как Вы учите.?` Отвечаю, что, когда я работала в школе, то учила своих учеников точно так же , как сейчас работаю с ним. Что же такое происходит в школе сейчас, если она не хочет научить даже тех, кто хочет учиться???
А вчера мама моей питерской ученицы пожаловалась, что дети сейчас учатся в школе ЗАОЧНО, готовятся с репетиторами и в школе постоянно что-то сдают, а обучение `просто нулевое`. Учитель математики ушла из школы и уроки замещают разные учителя. И ЭТО происходит не в глухомани, а в культурной столице. И школа не самая простая, а лицей.
Правнук у меня учится в 6 классе московской школы. Занимаюсь с ним опережающим обучением по программе углублённой математики за 7 класс. Сказать, что он у меня супер-ученик, не могу - самый обычный школяр. Сегодня похвастался, что `у нас в классе среди пацанов только один хороший ученик, да и то это я`.))) Горюет, что класс собираются расформировать - слишком гиперактивные ребята, с которыми невозможно работать. И тоже постоянная смена учителей. ▫ Знаю, помню и надеюсь, что постепенно без большой крови и великих потерь мы снова станем великой страной.
Если каждый на своём месте будет работать на её благо, а не плакать о её былом величии. И ничего при этом не делать. ▫ Жизнь всех подмяла ▫ Спасибо за все материалы. ▫ Татьяна Павловна, спасибо огромное. Я буду стараться.
|
|
|
|
|