|
|
Наталья Николаевна Глебова
Послушайте!Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Знаете ли вы, кому посвящено это стихотворение
В.Маяковского?
Имя
Софьи Шамардиной вряд ли знакомо широкой публике, но именно благодаря
ей родилось одно из самых прекрасных стихотворений Маяковского «Послушайте!»
В литературных кругах Петербурга Софья Шамардина была личностью довольно
известной. Ее называли «первой артисткой-футуристкой». А началось всё весной
1913 года., когда Софья в Минске, откуда она была родом, познакомилась с
Корнеем Чуковским. И после того, как она приехала спустя полгода в Петербург
поступать на Бестужевские курсы, Чуковский «вывел её в свет», о чём он
рассказывал: «Одни родители попросили меня познакомить их дочь с писателями
Петербурга. Я начал с Маяковского, и мы трое поехали в кафе «Бродячая собака».
Дочка - Софья Сергеевна Шамардина, татарка, девушка просто неописуемой красоты.
Они с Маяковским сразу, с первого взгляда, понравились друг другу. В кафе он
расплёл, рассыпал её волосы и заявил: «Я нарисую Вас такой!» Мы сидели за
столиком, они не сводят глаз друг с друга, разговаривают, как будто они одни на
свете, не обращают на меня никакого внимания, а я сижу и думаю: «Что я скажу её
маме и папе?».
Ей было на тот момент 19, ему – 20. Об их первой встрече Софья позже
рассказывала в своих воспоминаниях: «Маяковского увидела и услышала первый раз
осенью 1913 года в Петербурге в Медицинском институте. Лекцию о футуристах
читал Корней Чуковский, который и взял меня с собой в институт, чтоб показать
живых, настоящих футуристов. Маяковского я уже знала по нескольким
стихотворениям, и он уже был «мой» поэт… После Корнея Ивановича вышел на
эстраду Маяковский - в жёлтой кофте, с нагловатым, как мне показалось, лицом -
и стал читать. Никого больше не помню, хотя, наверно, были и Бурлюки, и
Крученых… Не забывается весь облик Маяковского тех дней. Высокий, сильный, уверенный,
красивый... Ещё по-юношески немного угловатые плечи, а в плечах - косая
сажень».
Чуковский уже был не рад тому, что привёл Софью в «Бродячую собаку» и не
скрывал своей досады по поводу её сближения с поэтом – возможно, он и сам был
неравнодушен к юной красавице. Но взаимное притяжение Маяковского и «Сонки»,
как он её называл, было настолько сильным, что они уже не замечали никого
вокруг. Они бродили по улицам Петербурга, и поэт держал её руку в кармане
своего пальто, не отпуская ни на миг. «Мне уж никто не был нужен, никто не
интересен. Мы пили вдвоём какое-то вино, и Маяковский читал мне стихи», –
рассказывала Софья. Позже Лиля Брик назовет Шамардину первой настоящей любовью
поэта.
Во время одной из таких прогулок и родились знаменитые строки. Софья писала
в воспоминаниях: «Ехали на извозчике. Небо было хмурое. Только изредка вдруг
блеснёт звезда. И вот тут же, в извозчичьей пролётке, стало слагаться
стихотворение: «Послушайте, ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь
нужно?.. Значит, это необходимо, чтоб каждый вечер над крышами зажигалась хоть
одна звезда?» …Держал мою руку в своём кармане и наговаривал о звездах. Потом
говорит: «Получаются стихи. Только не похоже это на меня. О звёздах! Это не
очень сентиментально? А всё-таки напишу. А печатать, может быть, не буду».
Богемная жизнь настолько увлекла девушку, что она почти забыла об учёбе. Вскоре
об этом узнали её родители, и ей пришлось вернуться в Минск. На вокзале её
провожали Владимир Маяковский и Игорь Северянин, который тоже был в неё влюблён
и посвящал ей стихи. «Тебя провожают два величайших поэта современности», - с
иронией сказал Маяковский. После её отъезда поэты много времени проводили
вместе и вскоре решили выступить с чтениями стихов в Крыму. К ним
присоединилась и Софья, которой Северянин придумал звучный псевдоним
Эсклармонда Орлеанская. Её выступления тоже пользовались успехом у публики,
именно тогда Северянин стал называть её «первой в мире артисткой-футуристкой».
А вскоре после этого произошли драматические события, которые положили
конец отношениям Сонки и Маяковского. Она признавалась: «Дальше следует тяжёлая
полоса моих петербургских дней, закончившихся уничтожением будущего ребёнка. И
это тогда, когда у меня загорелась такая жажда материнства, что только боязнь
иметь больного урода заставила меня согласиться на это. Это сделали «друзья».
Маяковского видеть не хотела и просила ничего ему обо мне не говорить». В их
расставании определенную роль сыграл и Корней Чуковский, который, стремясь
«спасти» Софью, оклеветал поэта.
С началом Первой мировой войны Шамардина
записалась сестрой милосердия и работала в военном госпитале. В 1916 году она
вступила в партию, в 1923 году Софья стала партийным работником, и Маяковский
посмеивался над ней: «Сонка - член горсовета!». Вскоре она вышла замуж за
народного комиссара по военным делам Иосифа Адамовича.
Поэт уже не узнавал в ней свою бывшую возлюбленную и укорял за то, что она
изменила своему футуристическому облику: «Одеваешься под Крупскую!» Через
несколько лет после смерти Маяковского муж Софьи, Иосиф Адамович, покончил с
собой в преддверии ареста, а сама она была репрессирована и провела в
сталинских лагерях 17 лет. После заключения Шамардина получила небольшую
комнату в московской коммуналке в Большом Харитоньевском переулке. Писала в ней
стихи, поэмы, воспоминания, оставаясь искренней большевичкой. На склоне лет с
помощью Лили Брик она получила место в пансионате старых большевиков под
Москвой в Переделкино, где и умерла в 1980-м, на 86-м году своей долгой жизни.
Там же была похоронена на местном поселковом кладбище.
|
| 2021-02-27 10:18:06 - Светлана Васильевна Цыден-Ешиева Спасибо! Очень интересно! | | 2021-02-27 10:26:40 - Наталья Николаевна Глебова Софья Шамардина, первая артистка-футуристка, как звали ее современники, была знаменитостью в литературных кругах Петербурга. Она водила на цепи ручного волка и выступала в футуристических концертах под именем Эсклармонды Орлеанской. Игорь Северянин сделал ее героиней автобиографии Колокола собора чувств.
Еще прежде Маяковского Сонкой заболел король поэтов Игорь Северянин.
Звонок. Шаги. Стук в дверь. Войдите!
И входит девушка. Вуаль
Подняв, очей своих эмаль
Вливает мне в глаза, и нити
Зеленобронзовых волос
Капризно тянутся из кос.
Передает букет гвоздики
Мне в руки, молча и бледна,
Ее глаза смелы и дики:
Я Сонечка Амардина. | | 2021-02-27 11:12:16 - Нина Ивановна Филатова
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу | | 2021-02-27 12:15:05 - Наталья Николаевна Глебова Говорят, мимо Софьи невозможно было пройти, не остановившись. Даже женщины не могли сдержать восторженных возгласов, хотя иным это очень хотелось. Соня Шамардина была необыкновенно красива: глаза, рот, руки. Низкий грудной голос потрясающего тембра. Тепло, исходящее от глаз. Нежность, сквозящая в движениях.
В 1928 Сонка снова приедет в Москву мужа переведут в столицу заведовать сахарным трестом. Она снова рядом с Маяковским уже на правах надежного друга. Когда Маяковский готовит последнюю свою, как окажется предсмертную, выставку Двадцать лет работы, ту самую выставку, которая, собственно, и убьет его никто ни из партийного руководства, ни из поэтической элиты не придет ни в один из дней ее работы.
Сонка сама клеит плакаты, развешивает картины, вырезает аршинные буквы, моет пол Вернее друга у Маяковского, наверное, не было | | 2021-02-27 13:30:53 - Ольга Ивановна Оленюк Спасибо, не знала таких страниц биографии Маяковского... | | 2021-02-27 13:41:27 - Татьяна Александровна Курамшина ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
НЕ могла оторваться, пока не прочитала до конца!
Очень интересно.
Спасибо огромное!
Пишите ещё!!! | | 2021-02-27 14:15:29 - Наталья Николаевна Глебова Кто первый влюбился в нее Маяковский или Северянин?
Наверное, Северянин, потому что это у него в стихах Соня Шамардина прекрасная дама, Муза, возлюбленная, героиня.
Люби меня, как хочется любить,
Не мысля, не страшась, не рассуждая.
Будь мной, и мне позволь тобою быть.
Теперь зима. Но слышишь поступь мая?
Мелодию сирени? Краски птиц?
Люби меня, натуры не ломая!
Бери меня! Клони скорее ниц!
Это обращаясь к ней. А вот обращаясь к Маяковскому:
И, наконец, ты помнишь Сонку,
Почти мою, совсем твою,
Такую шалую девчонку,
Такую нежную змею?..
Но она не помнила о Северянине. Она помнила только о Маяковском.
етом 1914 года Шамардина встретилась с Маяковским в Москве, где они окончательно поставили в романтических отношениях все точки над i
и решили, что будут друзьями. Тем не менее чувства сохранялись в их отношениях и впредь. Об этом свидетельствует письмо-секретка (сложенный втрое листок бумаги), который был случайно обнаружен в 1990-е годы в Доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке в Москве, где в 1915 году жил поэт. На лестничной площадке между первым и вторым этажами там стояло зеркало. В 1990-е годы оно лопнуло, и за ним в нише было найдено много старых писем и открыток. В одном письме-секретке было написано:
Люблю зеркало,
Хочу сегодня быть красивой.
Я очень люблю тебя Владимир Маяковский.
Стихи твои и тебя.
Как хорошо знать себя счастливой.
Но глаза у меня тусклые уже два дня.
Иду целовать очень алые губы.
Я хорошая? Да?
Я буду думать про тебя. Я хочу, чтобы
Всегда ты радовался, когда я прихожу
К тебе.
Сонка. | | 2021-02-27 14:56:48 - Нина Валерьевна Рыжкина ОЧЕНЬ интересно!!!! Благодарю! | | 2021-02-27 14:59:11 - Надежда Михайловна Колчина Наталья Николаевна! Вы снова поражаете нас такими интересными рассказами! Вот где бы я еще могла почитать такую интересную историю про Маяковского и Софью! Спасибо, умница вы наша! | | 2021-02-27 15:16:15 - Наталья Николаевна Глебова в автобиографической поэме Колокола собора чувств Северянин рассказал о Сонке Софье Шамардиной, которой Северянин и Маяковский были одновременно увлечены. Им на совместных поэтических вечерах потребовался женский элемент. Победительно красивая, Шамардина идеально подошла для эстрады. Северянин придумал ей театральное имя: Эсклармонда Орлеанская. Читая стихотворение В коляске Эсклармонды, специально написанное Северяниным для неё, златоблондая Сонка сводила с ума переполненные залы.
Я еду в среброспицной коляске Эсклармонды
По липовой аллее, упавшей на курорт,
И в солнышках зеленых лучат волособлонды
Зло-спецной Эсклармонды шаплетку-фетроторт:
Взорвись, как бомба, солнце! Порвитесь, пены блонды!
Нет больше океана, умчавшегося в ту,
Кто носит имя моря и солнца - Эсклармонды,
Кто на земле любезно мне заменил мечту!
Казалось бы, победа (любовная) оказалась на стороне Игоря Северянина, ведь это он привез девицу в Петербург, он поселил ее у себя на Средней Подьяческой, и она там слегла, занемогла, пришлось отвезти в лечебницу: якобы воспаление почек. Но оказалось намного прозаичнее: аборт от Маяковского. Северянин был в отчаяньи. Он адресует ей стихотворение Никчемная:
Ты меня совсем измучила может быть, сама не ведая;
Может быть, вполне сознательно; может быть, перестрадав;
Вижусь я с тобой урывками: разве вместе пообедаю
На глазах у всех и каждого, - и опять тоска-удав.
Слушай, чуждая мне ближница! обреченная далечница!
Оскорбить меня хотящая для немыслимых услад!
Подавив негодование, мне в тебя так просто хочется,
Как орлу - в лазорь сияльную, как теченью - в водопад!
Много лет спустя Софья Шамардина опишет эту историю в своих воспоминаниях Футуристическая юность.
А Северянин посвятит ей любовный цикл:
Люби меня, как хочется любить,
Не мысля, не страшась, не рассуждая.
Будь мной, и мне позволь тобою быть.
Теперь зима. Но слышишь поступь мая?
Мелодию сирени? Краски птиц?
Люби меня, натуры не ломая!
Бери меня! Клони скорее ниц!
***
Не избегай того, что быть должно:
Бесцельный труд, напрасные усилья, --
Ведь ты моя, ведь так предрешено!
О, страсть! расправь пылающие крылья
И за собой в безбрежность нас взорли.
И скажем мы, в восторге от воскрылья:
`Да, мы с собой бороться не могли`.
| | 2021-02-27 16:06:08 - Людмила Серафимовна Ермилова Где только такие бесценные залежи Вы, Наталья Николаевна, обнаруживаете? Спасибо Вам за то, что щедро делитесь с нами, очень интересно. Хочется еще больше узнавать. | | 2021-02-27 17:43:13 - Наталья Николаевна Глебова Спасибо всем, кто заинтересовался материалам. Когда-то собирала материал о женщинах, которых любил Маяковский. `Серебряный век содержит много открытий. | | 2021-02-27 20:40:14 - Валентина Михайловна Андреева Спасибо! Не знала об этом. А стихотворение Маяковского ` Послушайте, ведь если звёзды зажигают..` очень люблю. | | 2021-02-27 23:13:10 - Гульназ Юнировна Альмухамбетова Спасибо большое! | | 2021-02-28 04:13:52 - Татьяна Павловна Гришкова Наталья Николаевна, спасибо огромное. Нового на миллион чувств и впечатлений! | | 2021-02-28 06:50:43 - Неля Анваровна Бурнашева Очень интересно. Спасибо.
| | 2021-02-28 09:09:51 - Наталья Николаевна Глебова Рада, что материал заинтересовал. Может, пригодится для урока. |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ `Неравный брак`.... Часто бывает так, что причудливо переплетается один и тот же сюжет в поэзии, к примеру, и в живописи, а сюжеты эти рассказывают о судьбах своих авторов.
Думаю, нет никого, у кого бы не замирало сердце при прослушивании старинного романса У церкви стояла карета или не испытывал бы искреннего сочувствия, рассматривая картину В. Пукирёва Неравный брак.
И может быть поэтому эти два разножанровых произведения смотрятся как бы воедино в нашем сознании. Но это совсем не так, хотя бы из-за более 30-летнего разрыва во времени их создания.
Картина была написана В.В. Пукирёвым в 1862г. и произведя фурор в общественном сознании, принесла художнику звание Профессора живописи Но даже не дождавшись представления картины, Пукирёв уехал заграницу. Почему??
В то время было обычным выдавать молодых девушек за богатых стариков с целью поправить финансовое положение семьи. Так и смотрится сюжет картины Но У Пукирёва был друг С. Варенцов, любивший некую Софью Рыбникову, но её выдали замуж по каким-то причинам за зажиточного купца Карзинкина, которому было всего-то 37 лет. А С. Варенцов, состоя в каких-то родственных отношениях с семьёй Карзинкина, вынужден был быть шафером на свадьбе, и его то и изобразил Пукирёв в первом варианте картины Но Сергей не очень то переживал по поводу потери, и через год женился на другой девушке, потребовав убрать его с картины, чтобы не было компрометирующих его моментов. И Пукирёв заменил его изображение на своё Это мужчина справа на первом плане, сверлящий глазами жениха.
И тут сложилась та самая трагическая ситуация, которая в корне изменила жизнь Пукирёва, потому что невесту он рисовал с Прасковьи Варенцовой (однофамилицы Сергея), которая раньше была невестой Пукирёва, но также была выдана замуж за другого, пожилого состоятельного мужчину. Таким образом получается, что картина Неравный брак в какой-то степени автобиографична. И если брак Софьи Карзинкиной (по мужу), был более менее удачным, то брак Прасковьи Варенцовой был несчастным, также как и дальнейшая судьба Пукирёва, который очень переживал; он бросил преподавательскую деятельность, охладел к рисованию, запил, и фактически остался художником одного шедевра.. Как пишет В.А. Гиляровский, его разбил паралич, и он жил в маленькой квартирке на Пречистенке на средства, которые выделяли ему товарищи художники, в частности его друг С.И.Грибков, который в свою очередь говорил о Пукирёве:
- Ведь это же Дубровский! Пушкинский Дубровский! Только разбойником не был, а вся жизнь его была, как у Дубровского и красавец, и могучий, и талантливый, и судьба его такая же.
А теперь о песне
6815131-a3298085
Бытует мнение, что песню эту услышала Жанна Бичевская от старой женщины в Московской обл., а потом уже её кто только не пел!! Но это не так. Ещё в начале 20 века (это 1913г) на одной из первых записанных в России грампластинок звучала эта песня в исполнении тогдашней знаменитости Ивана Боброва, оперного певца и исполнителя романсов. Но при первом прослушивании казалось, что это другая песня на ту же мелодию, но с другим текстом
1896год В свет выходит новый песенный сборник М. Ожегова, о котором мало что известно, кроме того, что жизнь его была чрезвычайно насыщена и обычной трудовой деятельностью и подвижническим трудом по собиранию народных песен. Сборник этот назывался Безумная, по названию заглавной песни. И автором этой песни обозначен именно Матвей Ожегов. Вот полный текст этого стихотворения:
Зачем ты безумная губишь
Того, кто увлекся тобой,
Ужели меня ты не любишь,
Не любишь?! Так Бог же с тобой!
Зачем ты меня завлекала,
Зачем заставляла любить?
Должно быть тогда ты не знала,
Как тяжко любви изменить!
Меня не полюбит другая,
Я буду мечтать об одной!
Поверь же, моя дорогая,
Навек я увлекся тобой!
У церкви стояли кареты:
Там пышная свадьба была;
Все гости роскошно одеты:
На лица их радость легла.
Невеста была в белом платье,
Букет был приколот из роз
Она на святое распятье
Тоскливо взирала сквозь слез
.Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна,
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.
Я видел, как бледный румянец
Покрыл молодое лицо;
Когда же священник на палец
Надел золотое кольцо:
Из глаз ея горькия слезы
Ключом по лицу потекли.
Завянут прекрасные розы,
Напрасно их так берегли!
Я слышал в толпе говорили:
Жених неприятный такой,
Напрасно девицу сгубили.
И вышел я вслед за толпой.
Мне стало так тяжко и больно,
Что жизни своей был не рад,
И громко сказалось невольно:
Счастлив мой соперник богат.
(Новый песенник. Безумная / Сост. М. Ожегов. 1896).
И вот Иван Бобров напевает этот текст в виде песни. Кто написал музыку, я так нигде и не нашёл, может действительно скомпонована из простых народных мелодий, самовозникающих у людей в минуты отдыха от тяжёлого труда, а потому носящих затаённую грусть, печаль
Но запись Боброва заканчивается на строчке Она на святое распятье тоскливо взирала сквозь слёз, т.е. песня спета только до половины.
Уже в советское время певец Пётр Киричек также спел песню под названием Зачем ты, безумная, губишь..., и ограничился вообще тремя куплетами, ни церкви, ни карет И наконец Жанна Бичевская со своим вариантом без трёх первых и последнего куплетов, якобы услышанным ею от женщины в Подмосковье. Может, и так.. Но теперь утвердился именно этот вариант , а исполнителей этого прекрасного, волнующего душу любого слушателя романса отчень много. К сожалению порой идя на поводу идеи своего видения, очень модной сейчас почему-то, романс становится непохожим сам на себя. Наиболее впечатляюще, конечно, исполнение Н.Кадышевой
PS. Кстати, есть ещё один вариант похожей песни с названием Безумная и с той же мелодией. Написан Н.Красовским, Но от текста Ожегова там только несколько первых слов, хотя тематика примерно та же. Это, видимо, уже другая история
А вот песня из сборника М. Ожегова как будто бы появилась по мотивам картины и судьбы художника
▫ Алина Александровна, а бывает, что `Нет худа без добра`:
Ты предложил сегодня мне,
(А я наивно согласилась),
Свиданье ночью при Луне,
Да чтоб оно, блин, провалилось!
Ты не пришёл, не позвонил,
А я ведь, дура, в макияже,
Дождь целый час меня мочил,
И гром гремел, похоже, даже.
Луна в тот вечер не светила,
И мрачен был её покров,
Она, наверно, заблудилась
В бровях мохнатых облаков.
Ты не пришёл, я так страдала,
По лужам шлёпала домой.
Но вдруг другого повстречала,
Что шёл с поникшей головой.
Он нёс букет цветов подмышкой,
В глазах всемирная печаль,
И у него, видать, не вышло
Вдруг стало нам друг друга жаль
И этой жалостью влекомы,
Прошли мы рядом до угла,
Как будто тыщу лет знакомы
Цветы отдал мне Я взяла..
.
Тихонько скрипнув, дверь закрылась:
Он внуков в школу проводил
Как славно всё тогда случилось
Ты не пришёл, не проводил ▫ Я терпеть не могу грозу - первое страшное воспоминание в моей жизни. А дождь раньше был приятен, а теперь гонит на меня хандру и простуду, пусть льет когда я дома на радость растениям. ▫ Наверное, дождик прийти помешал.
А я у пустого сквера
Тебя до двенадцати ночи ждал
И ждал терпеливо в первом.
Я все оправданий тебе искал:
`Вот если бы дождик не был!`
И если была какая тоска -
Тоска по чистому небу.
Сегодня тебе никто не мешал.
А я у того же сквера
Опять до двенадцати ночи ждал,
Но с горечью понял в первом:
Теперь оправданий нельзя искать -
И звёзды и небо чисто.
И если крепка по тебе тоска,
Тоска по дождю - неистова!
Владимир Алексеевич Солоу́хин (14 июня 1924) ▫ Товарищи из Ташкента с удовольствием поделятся своим опытом решения этого вопроса, а мы с интересом почитаем. :-)))
А плавание, коньки, лыжи и лёгкая атлетика для основной части РФ самое доступное для `закалки и тренировки`.
Особенно если это давно доказано.
С интересом прочитала про владение саблей. Для многих республик , думаю, естественно заниматься конным спортом.
Интересно узнать об особенностях в разных областях России.
▫ Самому гармоническому развитию всех групп мышц способствует только плавание. Это давно доказано. Лыжи..., особенно горные, могут вызвать травматизм. Да, кстати, а если вы проживаете, скажем, в Ташкенте? Здесь много пользователей из азиатских республик. Что им делать с вашими лыжами и коньками? А вариант моторной лодки или прогулочного катера в степях Казахстана, как Вам это? В общем, статейка ни о чём!
|
|
|
|
|