татарский фольклор - Миляуша Миннуловна Гордеева
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Миляуша Миннуловна Гордеева

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ


Портрет
татарский язык
татарский язык и литература
Без названия
рабочая программа 4класс
Без названия

 татарский фольклор




Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Макуловская средняя общеобразовательная школа"

 

 

«Татар теле» - татарский язык

       изучение татарской национальной культуры;

       знакомство с татарским фольклором (сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы);

       знакомство с фонетикой языка;

       речевые клише.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

«Татарский фольклор»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала: Миляуша Миннулловна Гордеева

учитель татарского языка и литературы.

Возраст детей: 8-15 лет

Срок реализации: 1 год.

Руководитель объединения: Гордеева

Тип программы: авторская

 

 

 

 

 

 

 

 

Макулово

2009-2010

 

 

 

Пояснительная записка .

 

 

Примерная программа конкретизирует содержание тем по татарскому фольклору, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов  данного курса с учетом внутришкольных и межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Татарский фольклор имеет хорошо развитую систему традиционных жанров: героический эпос (дастаны, баиты, исторические песни), сказки и народные шутки,(киятл р м м з кл р), легенды и предания (легендалар, риваятльл р, хик ял р), загадки (табышмаклар), пословицы и поговорки (м каль л р м йтемн р), песни: короткие, сюжетные, обрядовые и игровые, плясовые (кыска жырлар, сюжетлы жырлар, йола м уен - бию ырлары). Сюда прежде всего следует отнести календарно-обрядовую поэзию. Так, шир. изв. являются нардуган ырлары. В дни нардуган собирались посиделки (утырма), проводились игрища с ряженьем, совершали гадания на кольцах (й зек салыш) и распевали магические куплеты (фал ачулар).

В дни весеннего солнцестояния при обходе дворов звучали н р з ырлары или н р з йт л р (коляды). Обряды проводов зимы сопровождались песнопениями, исполнялись многие действия аграрно-магического характера. Во время весеннего паводка проводился жизнерадостный праздник имч ч к в сопровождении имч ч к ырлары (хороводно-игровых песен) в течение 7-10 дней. В эти дни звучали также ир - ы рлар ы (ритуальные кликанья весны). Весенние праздники карга-туе (грачиный праздник), сабантуй также не обходятся без песнопений и заклинаний.

 

По жанровому составу значительно сложнее свадебные песнопения татар. Среди них выделяются следующие: 1) Туй ырлары (собственно свадебные песни). 2) Сыктаулар (причитания) имеются у всех тюркских народов: у башкир - сенд у, у каракалпаков - сынсу, у ногайцев - кыз елатма и т.д. 3) Танкучатлар - прощальные песни невесты под свадебное утро. 4) Шмчыраклар - песни дружины при проводах жениха в дом невесты (ак й). 5) Яр-ярлар (оды), присущие многим тюркским народам: у каракалпаков - хау-жар, у узбеков - ер-ер, у казахов - жар-жар, у ногайцев - хей-жар и т.д. 6) Бирн ырлары - песни, исполняемые при обмене подарками между свахами в доме жениха в день свадьбы. 7) Арбаулар: есть килен арбау (наставление-нравоучение, обращенное к молодухе), есть кияу арбау (наставление-нравоучение, направленное к жениху), а также яшьл рне арбау (наставление молодых). 8) Типс л р - песни дружины при переезде невесты в дом жениха. 9) йтешл р - речитативно-песенное соревнование между близкими и друзьями жениха и невесты. 10) Бит ачулар - песни-советы невесте при представлении ее родственникам жениха. У башкир - бит асыузар, у каракалпаков - бит ашар и т.д. 11) Кияу ябулар-песни-наставления жениху в брачную ночь. 12) Баталар - назидания матери жениха, с к ото рыми она обращается к своей невестке после заключения никах (брака) при первой встрече.

Кроме того, можно было бы выделить и такие поэтические формы, как самаклар (присловья сватовства), хурлаулар (корильные), мактаулар (величальные) и др.

 

 

При знакомстве младших школьников с татарским фольклором, возможно использовать диски: «Татар теле», «Татарский язык: изучить легко!», это дает возможность приобрести первичные умения работы через компьютер с видами и жанрами татарского искусства.

 

Количество детей: 15 человек.

Состав: постоянный.

Число часов в неделю: 2 час

Для успешной реализации программы необходимо: учебники по татарскому языку; песни; стихотворения выдающихся писателей татарского народа, компьютер, учебный диск, магнитофон, аудио и видео кассеты.

 

 

Цель: Формирование общих представлений о фольклоре, культуре и традициях
татарского народа.

 

Задачи:

·         познакомить с основными видами татарского фольклора;

·         учить правильно произносить слова на татарском языке, читать стихотворения
татарских поэтов;

·         воспитывать интерес к творчеству выдающихся деятелей татарского народа;

·         развивать творческие способности через обучение татарскому языку.

 

Используются разнообразные формы работы: индивидуальная, сменяемая совместной,
работа в парах.

Материал можно представить в форме текста, фильма, предмета, схемы и т.д.

При выборе методов важно учитывать особенности знания языка детьми. Можно
выделить занятия-упражнения, занятия-импровизации, экспериментирования,
метод наблюдения, использование мультимедийной информации.

 

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

 

- самостоятельно прочитать предложенное стихотворение;

- рационально использовать татарские слова при произношении предложения;

- использовать учебники на татарском языке;

- использовать татарские видео и аудио кассеты;

- исполнить песню на татарском языке;

- исполнить мини – спектакль на татарском языке;

- работать с партнером в группе;

- оценить процесс и результаты своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование.

 

 

п.п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во учебных часов

Дата

Теория

Практика

1 .

Вводное занятие

1

 

 

 

1.1

Знакомство с учебниками «лифба»; «Туган тел»

1

 

1

 

2.

Работа с учебником

 

 

 

 

2.1

Прибаутки, частушки

1

 

1

 

2.2

Исполнение частушек, чтение прибауток

 

 

 

1

3.

Работа со сказками татарского народа

1

 

 

1

3.1

Правильное произношение слов

1

 

1

 

3.2

Диалоги

1

 

 

1

4.

Знакомство с татарскими сказками

 

 

 

 

4.1

«Минем кадерле бием»

2

 

1

 

4.2

Ике кыз.

 

 

1

 

5

Знакомство с татарскими танцами

 

 

 

 

5.1

« пип »

1

 

 

1

5.2

Движение танца

1

 

 

1

5.3

Исполнение

1

 

 

1

6

Татарские песни

 

 

 

 

6.1

«Безне гаил »

1

 

 

 

6.2

Разучивание песни «Безне гаил »

1

 

 

1

6.3

Исполнение песни «Безне гаил »

1

 

 

1

7

Сценка

 

 

 

 

7.1

Разучивание сценки « Бала белн   тч. »

1

 

 

1

7.2

Исполнение сценки « Бала белн тч. »

1

 

 

1

8

Знакомство с национальными кастюмами

1

 

1

 

8.1

Правильное произношение

1

 

 

1

8.2

Диалоги

1

 

 

 

9

Частушки   Ршита Ягьф рова

 

 

 

 

9.1

Знакомство

1

 

1

 

9.2

Чтение

1

 

 

2

10

Стихотворение Г.Тукая«Туган тел»

1

 

 

 

10.1

Песня “Чыршы янында”слова . Бикчантаев ы.

2

 

2

2

11

Сценка « Бала белн кблк » Г. Тукая.

1

 

 

 

11.1

Знакомство с содержанием сценки, распределение ролей

1

 

 

 

11.2

Изучение и постановка сценки

3

 

3

3

12

Песня « Солдатлар »

1

 

 

 

12.1

Разучивание песни

1

 

1

 

12.2

Исполнение песни

1

 

 

1

13

«Татарский народный танец»

 

 

 

 

13.1

Разучивание танца

1

 

1

 

13.2

Исполнение танца

1

 

 

1

14

Аппликация     «Татарских головных уборов»

2

 

1

 

14.1

Произношение

1

 

1

 

14.2

Диалоги

1

 

 

 

15

Стихотворение «Х рефл р Б йр ме»

1

 

1

 

16

Татарские сказки

 

 

 

 

16.1

« ч кыз »

1

 

 

1

16.2

« Карт белн тлке »

1

 

 

1

16.3

« К белн бре »

1

 

 

1

17

Подготовка к отчетному концерту

1

 

 

1

17.1

Отчетный концерт

 

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы работы.

 

Большое внимание уделяется таким формам работы, как работа

в группах и парах. Такая форма работы развивает

коммуникативные умения : умение работать с партнером в группе,
терпимо относиться к мнению партнера, умение аргументировано излагать

собственное мнение.

Образовательные умения : умение оценить процесс и результаты своей работы,

умение представить свою работу.

Практические умения : уметь прочесть небольшой текст на татарском

языке; уметь исполнить татарскую частушку; уметь исполнить

татарский танец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

 

 

1.     Р шита Ягьфаров. Стихотворения, Казань 2002.

2.     Роберт Миннулин «Х рефл р Б йр м » Казань 1990

3.     Хади Такташ «Т ф и клы песи» Казань 1990

4.     Захид Хабибуллин «Ку елле Мажаралар». Казань 1990

5.     Саубан Чуганаев «Яран г л». Барда 1994

6.     Монир Мазунов «Х лим » Казань 2002

7.     Газета «Ялкын» 1996

8.     Газета «Сабантуй» 2001

9.     Зиннур Х снияр – детский журнал. Казань 1996

10. Диск «Татар т е л е » 2002

11. Материал из Интернета.

 

 

 


Авторская программа
Автор: Гордеева Миляуша Миннуловна
Тэги: кружок `Татарский фольклор`



ОБСУЖДЕНИЕ


Ляля Харисовна Мотыйгулина2010-12-06 23:33:03 - Ляля Харисовна Мотыйгулина
Миләүшә Минуловна миндә Макулова мәктәбен бетергән укучы 1985-87 елларда. без маматкозинодан тошә идек минем исемем Ләлә.Без Карипова Зуля белән дуслар.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



А вот что было дальше. За труды Лошадке мало, что спасибо не сказали. Сказали больше: мол, она, её туды, Иноахент. Конечно же, признали! Не так с колен вставала. И она Подпругу не затягивала туже. Чего-т за справедливость всё плела, За выбор за какой-то; типа нужен. Не удивлялась ценам на бензины (Но удивлялась удивлявшимся тем ценам). Кричала: `Не галошами одними Отметилась советская система!`. За школу и больницу, когда их Оптимизировали напрочь по веленью, С управой билась. За сельчан своих. За свой колхоз. А не за разоренье. ... Да много там наделала она... В патриотический угар, опять ж, не впала... Не слушала SHAMANов. Никогда В экстазе в воздух чепчик не бросала. Ну, явный же ахент! А коли так, То в брехунке районном разъяснили: Мол, либерал она, овальная она, Ишь, мол, чего удумала, кобыла! === ... А председатель тот колхоз доразвалил. Теперь в облдуме, фракция понятна. Колхозный луг зятёк его скупил Как бросовые земли. Ну да ладно, Чего уж там. Зато в престольный храм Со свечками - ну прям как так и надо! А как тут не уверовать, когда Воцерковлён сам, понимаешь, губернатор?! Вот так во всём, вот так оно кругом. Налево, вправо. Выше или ниже. А в этом `Что вы?! Всё же хорошо!` Тихонечко грызут плотины мыши..
Тарабарщина какая-то в названии... Разве нельзя было исправить свои опечатки???
Хороший ответ. Светлана Рагозина В колхозе том, что на окраине села, Трудилось лошадей, коров, свиней немало. Одна лошадка очень умная была, Всегда во всём стремилась к идеалу. Была готова помогать другим, Всегда на помощь с радостью скакала. Ну а когда задача трудная была, То день и ночь в полях она пахала. Могла одна работать за двоих, За то в колхозе том лошадку так любили: На шею ей повесили медаль И грамоту почётную вручили. Но сено прошлогоднее жевать Лошадке, тем не менее, приходилось. И стала вдруг лошадка понимать, Что в качестве скотинки лишь ценилась. И председателем колхоза ей не быть, Пусть даже за троих пахать лошадка станет. И молвила лошадка: Ухожу! Я ускачу отсюда, лишь рассвет настанет! Поняв, что собралась лошадка ускакать, Колхоз весь так расстроился, конечно. Но все давно уж стали понимать, Что не трудиться ей в колхозе вечно. А раз уходит лошадь всё равно, И потому искать замену надо срочно, Сказал ей председатель: Что ж, пока! Скачи-ка прочь быстрее, можно даже ночью! Вот такова вся благодарность за труды И за здоровье лошади, что отдала колхозу. Ну а мораль сей басни такова: Без фанатизма. Даже напоследок не подарят розы. P.S. Лучше всех в колхозе работала лошадь, но председателем она так и не стала. Автор неизвестен
Меня сегодня мой ученик, которого я готовлю к ОГЭ, спросил: `А почему нас в школе не учат так, как Вы учите.?` Отвечаю, что, когда я работала в школе, то учила своих учеников точно так же , как сейчас работаю с ним. Что же такое происходит в школе сейчас, если она не хочет научить даже тех, кто хочет учиться??? А вчера мама моей питерской ученицы пожаловалась, что дети сейчас учатся в школе ЗАОЧНО, готовятся с репетиторами и в школе постоянно что-то сдают, а обучение `просто нулевое`. Учитель математики ушла из школы и уроки замещают разные учителя. И ЭТО происходит не в глухомани, а в культурной столице. И школа не самая простая, а лицей. Правнук у меня учится в 6 классе московской школы. Занимаюсь с ним опережающим обучением по программе углублённой математики за 7 класс. Сказать, что он у меня супер-ученик, не могу - самый обычный школяр. Сегодня похвастался, что `у нас в классе среди пацанов только один хороший ученик, да и то это я`.))) Горюет, что класс собираются расформировать - слишком гиперактивные ребята, с которыми невозможно работать. И тоже постоянная смена учителей.
Знаю, помню и надеюсь, что постепенно без большой крови и великих потерь мы снова станем великой страной. Если каждый на своём месте будет работать на её благо, а не плакать о её былом величии. И ничего при этом не делать.
Жизнь всех подмяла





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/