Открытый урок кубановедения в 3 классе
Казачий фольклор
Цель:
-Познакомить с казачьим фольклором
Задачи урока:
·
способствовать развитию интереса к произведениям
народного творчества;
-
воспитывать эстетические
чувства, любовь к родному краю и месту, где родился и вырос человек.
Оборудование:
проектор
(презентация).
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Здравствуете ребята. Сегодня у нас с вами
гости давайте поприветствуем их. (
дети поворачиваются и здороваются
головой
).
Ты зимой
чудесен,
Летом – щедр, как
в сказке.
Край стихов и
песен,
Край наш
Краснодарский.
Виктор Подкопаев
2.Повторение изученного.
Мы с вами узнали много интересного о
традициях нашего народа. Давайте вспомним
- что такое традиции?
(Традиции
—
множество представлений, обычаев, привычек и навыков, передаваемых из поколения
в
поколение,)
- Кем создавались традиции?
(Народом.)
- Какие традиции нашего народа известны вам?
(Исполнять на
рождество колядки, на масленицу щедровки, танцевать, петь и т.д.)
3.Объявление темы урока.
Всё это и песни и танцы и традиции
народного быта можно назвать одним словом –
ФОЛЬКЛОР.
Само слово «фольклор»
появилось в
XIX
веке, пришло из английского языка. Сегодня им
пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает
«народная
мудрость», устное народное творчество.
Устное
народное
творчество
из уста в уста
автор-народ
создано в
результате труда
Фольклор - бывает музыкальный, танцевальный и словесный.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством кубанского народа,
КУБАНСКИМ КАЗАЧЬИМ ФОЛЬКЛОРОМ.
Один из составляющих фольклора являются
пословицы и поговорки.
1)
У кубанских пословиц и поговорок
есть свои особенности, потому что в них отразилась
поэтическая история народа.
Обратите внимание в чем особенность пословицы и поговорки.
Пословица
-
краткое, мудрое суждение о
жизни
-
содержит поучительный смысл
-
законченное суждение
-
характеризует поступки
человека, их образ жизни
-
украшает нашу речь
Поговорка
-
меткое суждение
-
часть суждения, незаконченное
предложение
-
дает оценку поступкам человека,
но не поучает
-
выражает чувства
Какие пословицы
и поговорки вы знаете?
-без атамана казак сирота
-ушел с поста – пропустил врага
-казаков мало не бывает
А) А сейчас давайте поиграем.
Игра: "Подбери пословицу"
(слайды 6, 7)
-
Сказала Нина что-то по
секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте,
которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали
все.
(По секрету – всему свету)
-
Попросили родители свою дочь посидеть
с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и
забыли про малыша.
(У семи нянек – дитя без глаза)
-
Коля смотрел, как дети катались
с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята
поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.
(Любишь кататься –
люби и саночки возить)
-
Саша решил собрать из
конструктора модель самолета. Сначала у него ничего не получалось.
Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов.
(Терпенье и
труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)
-К
какой составляющей фольклора мы его отнесём?
(Словесной.)
2)
А теперь
поговорим о песни,
как сказал М. Шолохов
Песня - это не писаная,
а спетая история народа.
Песни, если они сложены народом,
никогда не отступают от правды.
- Кубань песенный край, казаки любят и умеют петь.
- Ребята, а как вы думайте, когда на Кубани пели?
(Когда
работали в поле, пели в походах, на свадьбах.)
Молодцы!
- Даже гимн Кубани - это песня кубанских казаков, написанная
войсковым священником во время военного похода.
До сих пор язык казаков
представляет собой особое наречие, смесь украинского и русского языка.
Интересен и самобытен казачий фольклор.
- Песни надо петь и слушать. Давайте послушаем одну из кубанских
казачьих песен.
Звучит запись песни.
«Распрягайте, Хлопцы, Коней»
-О чем поется в песни? (о
казака)
К какой составляющей фольклора мы его отнесём?
(Музыкальной.)
- Верно, песни
поют, и чаще поют под музыку. Да и сама песня это тоже музыка, идущая из души.
3) А теперь перейдем к следующей составляющей фольклора
Прочитайте его название. (
«Плясовые припевки».)
- Суть этого жанра кроется в самом названии.
-Объясните, что делали, когда исполняли плясовые припевки.
(Пели и
танцевали.)
- Казаки и казачки на гуляньях вызывали
друг друга на состязание в плясках «Кто кого перепляшет». Например:
Сербияночку танцую,
Сербияночку пляшу,
Кто лучше, меня пляшет,
То, пожалуйста, прошу.
-Вот и я вам предлагаю исполнить одну такую припевку в виде
физминутки.
4.(Физминутка.)
Послушайте слова и запомните
движения.
На носок, на каблучок
Так танцуют казачок. -2 раза
И кружитесь, не ленитесь,
Когда надо, поклонитесь.
(Дети поют и танцуют.)
- Теперь садитесь.
- Ребята, мы выяснили, что плясовые припевки пели и танцевали. А к
какой составляющей фольклора их отнести?
(
Может и к музыкальной, и к танцевальной?)
- Какое слово в этом словосочетании главное?
(Припевки.)
- Значит это какая составляющая?
(
Музыкальная.)
4).
У вас на партах лежат
розовые листы.
- Прочитайте.
Читают по рядам
.
1.В саду выросла берёза –
Белая пребелая.
Я девчонка молодая
И к тому же, смелая.
2. На окошке два
цветочка
Синенький да аленький,
Я парнишка боевой
Хоть и ростом маленький.
3.Если б не было луны,
Не было б и
неба,
Если б не было
земли,
Не было б и
хлеба.
4.
Говорят, что я певунья
Это правда, не таю.
Много песен я пропела
Еще больше пропою.
5.
Мы частушки вам
пропели,
И старались от души
Хороши наши частушки
Чем же мы не хороши?
- Что это за стихи?
(Частушки.)
- Как исполняют частушки?
(Их поют.)
- Вот и мы с вами попробуем сейчас разучить и спеть эти
частушки.
-Пропойте их в пол голоса
друг другу.
- Кто хочет попробовать спеть частушки. Выходите от каждого
ряда по одному ученику.
- Сначала без музыки.
- А теперь под музыку. (Поют)
Так, что же мы делали с частушками?
(Пели.)
- Значит, какая это составляющая фольклора?
(Музыкальная.)
5
)
А теперь давайте поговорим о сказках.
Все вы выросли
на сказках, которые рассказывали ваши родные люди, бабушки и мамы.
Ребята, кто самый внимательный. Что делают со сказками. (
Их
читают, рассказывают, и конечно слушают.)
Послушайте
сказку.
Казак
и птицы.
Давным-давно
в одной из станиц жил казак по имени Сашко.
Это был очень трудолюбивый казак, он пахал землю и сеял зерно, собирал
богатый
урожай. Но однажды случилось
несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была
невыносимая.
Сгорела у казака почти вся
пшеница, но немного ему все же удалось спасти.
Выдалась в тот год на Кубани суровая зима.
Вышел как – то Сашко во двор и видит: кругом все снегом заметено, а на белых
деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают.
Жалко
ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал
по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да
насыщаться.
С этого дня стал казак каждый
день в кормушки зерно
сыпать. Так
весь свой запас птицам скормил. Сидит казак,
пригорюнился
и думает: “Теперь и есть
нечего и сеять на земле нечего”.
Вот пришла пора
посевной.
Глядит
Сашко, а над его землей стая разных птиц
кружится. Каждая делом занята - бросает зернышко в землю и улетает куда-то
далеко за реку Кубань.
Все станичники смотрят и
удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-либо огород засаживали.
А Сашко в тот год собрал
богатый урожай зерна.
Прослушав сказку ответьте:
- почему Сашко удалось собрать
богатый урожай?
-почему птицы помогли Сашко?
-К какой составляющей фольклора отнесём сказки?
(Словесной.)
6) Есть еще
танцевальный фольклор.
- Посмотрите на фотографии отдельных танцевальных па.
Обратите внимание на то, сколько физической силы требовалось на выполнение
некоторых элементов. Казак – это защитник границ родного государства, удалой
наездник. Казак с детства заботился о своём здоровье, занимался физической
подготовкой и в танцах стремился показать свою силу, удаль и ловкость.
А сейчас мы посмотрим танец в исполнении хореографического
ансамбля «Казачий спас».
- Какой танец мы увидели?
(Казачий
пляс)
- Как вы догадались, что это казачий танец?
(По движениям, по музыке, по
костюмам: папахи, расшитые рубахи.)
К какой составляющей фольклора отнесём танцы?
(Танцевальной.)
5. Итог урока.
Ребята, а теперь подведем итог нашего урока.
- Кто запомнил, что такое фольклор? (Устное народное творчество)
- О каком фольклоре мы говорили на уроке?
(О казачьем фольклоре.)
- Что относится к музыкальной составляющей фольклора?
(Песни, частушки,
плясовые припевки, сказки, пословицы,
поговорки.)
- Что относится к танцевальной составляющей?
(Танцы.)
- Что относится к словесной?
(Пословицы
и поговорки, загадки, сказки.)
6.Индивидуальная работа.
- Возьмите голубые листы.
- Соедините отрывок из произведения народного творчества с
названием жанра.
Хоть с хаты
тикай
Сказка
Нэ лае, нэ кусае, а в дом нэ
пускае.
Плясовая припевка
Где кто родился – там и пригодился.
Поговорка
Трам, там, тада – рада,
Танцевать красиво надо.
Топну так, топну так, -
Так танцуют наш гопак.
Загадка
Давным – давно началась эта история.
Жили в нашем селе два брата. Один весёлый,
да дельный, другой - …
.
Пословица
(проверьте свои ответы) Слайд!
7. Рефлексия.
-
Вы проделали большую работу, показали свои знания, умение размышлять, вы
были прекрасными слушателями и замечательными артистами. Мне было приятно
работать с вами.
- На ваших столах лежат цветы. Напишите на них тот жанр фольклора, работа
над которым вам понравилась больше.
- Прикрепи цветок на доску
- Посмотрите, какая получилась у нас красивая, яркая поляна совсем как
казачий фольклор - колоритный, живой, задорный.
8. Домашнее задание.
Запишите пословицы, поговорки, которые используют в
речи ваши родные, узнайте и запишите народные песни, которые поют в вашей
семье.
Спасибо за урок!!!
|