Амгалантуйский дацан в истории хилокских хоринских бурят - Юлия Юмжаповна Шоймполова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Юлия Юмжаповна Шоймполова

Папка "Доклады учащихся"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ


Любимые игры нашей улицы в 60-70 годы прошлого века
История улуса в названиях его улиц
Анализ раскулачивания
Гомбожап Цыбиков  как зеркало XX века

 Амгалантуйский дацан в истории хилокских хоринских бурят





Амгалантуйский дацан

в истории хилокских хоринских бурят

Выполнили: Шоймполова Марина, ученица 11 класса

Цыренов Миша, ученик 10 класса


Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Основная часть

Глава 1. О распространении буддизма в Бурятии……………………………4

Глава 2. Дацаны - буддийские религиозно-философские центры …………5

Глава 3. История Амгалантуйского дацана - центра культуры хилокских

хоринских бурят.....................................................................................6.

Заключение…………………………………………………………………...…..10

Литература

Приложение

Введение

Буддийские дацаны в средневековье, в начале нового времени были самыми крупными культурными и образовательными центрами. В этот период пользовались поддержкой светской власти, потому что выступали за сильную централизованную власть. В период тоталитаризма отношение к религии в нашей стране можно охарактеризовать как период «воинствующего атеизма». Были разрушены дацаны и церкви, религию называли не иначе как «опиум для народа». Наступила полоса безбожия. В настоящее время в обществе происходят ощутимые перемены по отношению к религии, к дацанам. Этим определяется актуальность нашего исследования. Идет восстановление и строительство разрушенных дацанов и церквей. Обретут ли эти дацаны и церкви, утерянные когда-то позиции, и каков будет этот путь возвращения – проблема к которой мы хотели бы обратиться в нашей работе.

Цель нашего исследования: узнать, какое место занимали дацаны в культурном и духовном развитии нашего народа в разные периоды истории.

Задачи: 1. Изучить архивные источники, документальную и историческую литературу, найти в них материалы, касающиеся Амгалантуйского дацана, его деятельности; 2. Опросить старожилов, служителей дацана, краеведов на предмет переименований дацана и его истории; 3.Выяснить и сравнить значимость роли дацана в жизни односельчан, жителей окрестных улусов в начале XX века и в начале XXI века;

Методы исследования: работа с литературой: изучение архивных материалов и краеведческой литературы; беседы с жителями улуса Шибертуй и окрестных улусов Дабатуй, Нарин-Заган, Амгалантуй; наблюдения во время проведения молебнов и обрядов; анализ наблюдений и формулировка выводов.

В основу исследований были положены статьи из этнографических сборников по истории Бурятии Михайлова Т.М., Рандалова Ю.Б. о религиозных верованиях бурят; материалы Чимитдоржиева Ш.Б. и Дугаржаповой Л.Д. о дацанах Бурятии, материалы из фондов Национального архива РБ, любезно предоставленные нам Очировой Г.Н.

А также материалы из ряда очерков по истории края. Использованы фотографии, личные записи из семейного архива Цыбиковых.

Глава 1. О распространении буддизма в Бурятии

По историческим данным буддизм проник в Монголию в XIII веке, некоторые монгольские ученые эту дату переносят даже на ХI век.
В 1269 году Хубилай хан, внук Чингисхана, пригласил из Тибета Пагба-ламу, который составил сверх прежнего старомонгольского, новый квадратный монгольский алфавит и установил правило проповеди на нем «слушания, созерцания» буддийского учения. Как отмечает Ш.Н.Чимитдоржиев, скорее всего обнародование религиозного манифеста «Арбан буяны цааз» в 1577 году послужило началом повсеместного распространения буддизма в монгольском мире в том числе в Забайкалье среди бурят-монгольских племен1. После этого великие и малые ханы продолжали распространять буддийскую религию, печатали и переводили буддийскую литературу. Для осуществления перевода буддийской энциклопедии «Данжур» из 106 томов был создан специальный комитет ученых и переводчиков под руководством выдающегося ученого просветителя Гунга Одзера на монгольский язык. Перевод был закончен в 1624 году впоследствии, уже в X VIII веке бурятские родоначальники почетные лица и ламы неоднократно собирали средства для закупки этого бесценного сочинения и комментарии к нему под названием «Данжур» и привозили из Китая и Монголии. Очевидно, что область распространения буддизма в начальный период охватывал не только Монголию, но и Бурятию, поскольку на этой территории проживал единый общемонгольский народ с общей культурой и традицией. Русские служилые люди, прибывшие, в Х VII веке в Забайкалье отмечали, что князцы имели свои кошмовые кумирни, где хранились божки и рукописи, и где они молились своим богам. В 1712 году, до проведения русско-китайской границы, на территории Бурятии прибывают 150 лам (100 монгольских и 50 тибетских) с целью распространения буддизма. Они соединились с селенгинскими и хоринскими бурятами и были приписаны каждому по отдельности роду. В свою очередь как у хоринцев, так и у селенгинцев появляется главный лама, которому подчинялись родовые ламы.

В 1728 году императрица России Елизавета Петровна издала манифест, в котором Цонгольский дацан объявлялся главным среди 12 существующих небольших храмов, Агван Пунцок (по другим источникам Пунцук) был назначен главным ламой всех буддистов Сибири в звании ширетя (настоятеля). Он занимал эту должность вплоть до самой смерти в 1764 году. В 1741 году русское правительство официально признает исповедание буддийской религии инородцами на территории России.

Глава2. Дацаны - буддийские религиозно-философские центры

Хоринских бурят, принявших буддизм, становилось все больше. Вместе с тем растет число тех, кто изучает тибетскую и монгольскую письменность, занимается чтением, совершает молебствия, творят добродетель. После утверждения иркутского губернатора 15 мая 1832 года было построено пять деревянных дацанов: на реке Эгэты, на речке Челутай. При дацанах открываются школы.

Источники свидетельствуют, что уже в 1830 году имелись 34 дацана. В летописи Вандана Юмсунова «История 11 родов хоринских бурят» содержится докладная шестого бандида хамбо-ламы Чойбон-Доржи Иши-Жамсуева о количестве дацанов, числе лам, милостынедателей2. В докладной от 30 января 1846 года сообщается: в Бурятии существовали к тому времени 34 больших дацана и 144 малых храма. Всего лам 4509, милостынедателей – 122259 человек. Даже если эти цифры не совсем точные можно сделать вывод, что распространение буддийской религии, а вместе с тем тибетской и монгольской письменности, ширится. Ведь каждый дацан по канону имел библиотеку как с чисто религиозным содержанием, так и немалое количество исторической и художественной литературы. Из источников можно узнать, что нередко ламы сами имели библиотеки. В книге «Страницы жизни Агвана Доржиева» есть такие цифры: в 27 дацанах в 1934 году имелись 150 тысяч книг, а в ликвидированных к этому времени 20 дацанах находилось в среднем по 5 тысяч книг в каждом 3. Библиотека бандида хамбо-ламы Иролтуева содержала 1000 томов разных названий.

По положению 1831 года при дацанах должны были состоять следующие служители: ширетуй (настоятель), лацаб-первый помощник ширетуя, Цоржи-наставник лам и хувараков, засан — пятое лицо в иерархии дацана, проверяет знание лам и хувараков по запоминанию богословской литературы, нансо — лама-астролог. В Хохюртайском дацане, согласно выше указанному положению в середине Х IХ века, было 8 штатных лам, 27 не штатных, 16 хувараков. Всего 51 служителей. По архивным данным из 51 лам и хувараков умели читать по-тибетски 51 человек, читать и писать 19; по-монгольски читали 11 человек, читали и писали 5 человек; русским языком никто не владел. Распространение буддийской религии способствовало обучению тибетской и монгольской письменностям. Вокруг дацанов появляются школы, вырастают целые селения. Прихожане отдают детей на обучение о воспитание родственникамламам. Дети знакомились с обычаями и традициями других народов, обучались живописи, резьбе, письму, ремеслам. Буряты убеждены, что учеба детей оберегает от грешных дел: от игры в карты, обмана, пьянства, т.е. от пороков. Дацанских школ на территории Бурятии вплоть до 1920-х годов было не меньше, чем светских. Ц Жамцарано в статье «О правосознании бурят» (1905г) пишет, что «…бурятский дацан …служит местом просвещения, с несколькими школами, с определенной дисциплиной, с экзаменами, с учеными и учениками. В больших дацанах, например, Цугольском, Агинском, Онинском учащихся до 800-900 в каждом»4. Из распоряжения военного губернатора уездным начальником от 5-го июля 1908 года за Х2 6069 видим, что «в последствии ходатайства первенствуюшего ламы буддийского духовенства в Восточной Сибири разрешается под ответственность бандидо-хамбо ламы и ширетуев, печатать во всех подведомственных названными лицами дацанах богослужебные книги, молитвы и учебники буддийской веры при посредстве деревянных досок с вырезанными на них текстом священных книг. Давая знать об этом, предписываю вашему высокородию распорядиться на местах освобождением от арестов всех орудий для почитания, отобранных у дацанов до настоящего времени по распоряжению местных гражданских властей» Таким образом, наконец, было разрешено всем дацанам размножать буддийские сочинения по всем 5 наукам: философии, богословию, астрологии, медицине и филологии.

Таким образом, письменные памятники, хранившиеся в дацанах и сохранившиеся благодаря деятельности дацанов, составляют неотъемлемую часть культурного наследия монгольских народов, в том числе бурят, моголов, калмыков. Отдельные образцы хранятся в крупнейших музеях страны и мира.

Глава 3. История Амгалантуйского дацана - центра культуры хилокских хоринских бурят

Так, мы вплотную подошли к истории открытия Амгалантуйского дацана. Он был возведен методом народной стройки. По преданиям местных старожилов. Место построения дацана было определено ясновидцем Салдай (Халдай), который проживал в селе Дабатуй. Жителями было предложено несколько подходящих, как они считали, мест для дацана. Но все они были отклонены Салдай, который, руководствуясь своими способностями, указал местность Хохюрта. что в переволе с бурятского означает «пустошь». В 1829 году начинается строительство дацана на пожертвования и сборы местного бурятского населения. По названию местности дацан вошел в архивные документы, относящиеся к тому периоду, как Хохюртайский. Позже в начале ХХ-го века, население стало называть дацан Амгалантуйским, по названию улуса, возникшего неподалеку от дацана. Сельчане считали место около дацана благоприятным для мирной и спокойной жизни. Территория Хохюртайского дацана простиралась со стороны восхода солнца от устья реки Бальга, по правому берегу реки Хилок. По данным отчетам 1863 года (Ф. 24.0- 1.Д.228.1863) число прихожан составляло: мужского пола — 2243 человека и женского — 2184 человека из близьлежаших сел: Балига, Обоор, Хонхолой. Шибертуй. Дабатуй, Катанга, Шанага. Если сравнивать с сегодняшним количеством прихожан это больше, чем в настоящее время. Согласно «Положению ламского духовенства в 1853 году» были произведены земельные отводы для хозяйства дацанов: ... при производстве землеустроительных работ в области должны быть произведены земельные отводы и для хозяйства дацанов из прилегающих к ним общественных земель прихожан того или иного дацана. причем отвод земли дацанам должен быть произведен. сообразуя с числом штатных лам дацана, не в собственность, а лишь на праве пользования до тех пор, пока дацан будет существовать (/Ф.430.7.IД.46.Л.9/обзор фонда Х2 430 «Тугно-Галтайский дацан»). То есть, внутри своего прихода каждый дацан имел участки земли для хозяйственного пользования. Хохюртайскому дацану отведено 560 десятин полезной земли. Появляется потребность в старых бурятских мастерах по дереву, золоту, серебру. В связи со строительством дацанов настало необходимость приобретении культовых предметов, богословских сочинений, в книгоиздательстве. Многие культовые предметы бурятские мастера создавали сами. Далхаева Хандасу, жительница Амгалантуя 88 лет, вспоминает, что, будучи ребенком (по моему предположению в 20-х годах ХХ века) она заходила в Амгалантуйский дацан и видела много лам, а в витринах - статуи богов, книги, летописи, богатую внутреннюю утварь дацана. Ценность зданий дацана уже в конце ХIХ века составляла 475 рублей, внутренняя утварь оценивалась в 2786 рублей. В 1880-1884 годах книгопечатание было разрешено в ряде дацанов, в том числе, в Амгалантуйском дацане. По сведениям 1889 года в Амгалантуйском дацане имелись ксилографические Доски 21 сочинения и 23 матрицы божков и других культовых предметов. В 1917 году произошла революция, которую старшее поколение знает как Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Она принесла коренные изменения в стране. Изменение претерпела и ламаистская религия, в частности ламаистская Церковь. 23 марта 1917 года бандидо-хамба Итэгэлов в связи с уничтожением самодержавия предполагает о возможных реформах в жизни буддийского духовенства. Излагает некоторые свои размышления о реформе внутреннего порядка и пересмотре некоторых в положении буддизма (Ф.430.Д.бЗ.Л.30.32). Через год во все дацаны поступает распоряжение бандидо-хамбо ламы о передаче дацанских земель вместе с планами в распоряжение аймачных комитетов на основании декрета о земле (Д.21.Л.34). В июне 1920 года выходит постановление дальневосточного народно-революционного комитета об освобождении лам от воинской обязанности(Ф.430.Д.64.Л.11).
В ноябре 1920 года выходит распоряжение бандидо-хамбы Цыремпилова о сборе 200 тысяч рублей для нужд Буферного государства (Ф.430.Д.64.Л.18). Полагаем, что постановления имели хождения и в Хохюртайском лацане, где тоже принимались неукоснительные меры по их выполнению. В обращении Центкомитета Бурят-Монгол и Бурмонгольской фракции членов дальневосточного учредительного собрания ко всем дацанам помочь деньгами <Бурнарревкому» в его трудной работе по защите интересов и восстановлении прав Бурятмонгольского народа. Предполагается о возможном разрешении вопроса об автономии: Бурятмонгольской народности Ф.430.д.63.Л.4). В фонде есть обращение от 31 марта 1922 года к верующим бандидо-хамбо Цыремпилова оказать великую помощь голодающим Поволжья в сумме прибывающей несколько миллионов, ибо там говорится в обращении, умирают сотнями и обязанность буддистов помочь голодающим, спасти им жизнь (Ф.430.ОП.1.д.65.Л.16). В 1922 году намечается выпуск «листов» и журнала «Новая жизнь» для просвещения народа, где должны публиковаться материалы по управлению, религии, законы, т.е. все, что каждый бурят должен знать (д.65.Л.14). В этом же году на сборе буддистов в г. Чита было принято новое положение: 1. создать выборный исполнительный орган по управлению дацанскими делами; 2. составить опись всего имущества всех дацанов в З -х экземплярах для выполнения декрета об отделении церкви от государства и пр. (Д.67.Л.23). для руководства и контроля над деятельностью буддийского духовенства в 20-е годы был создан Центральный совет по духовным делам -1925 году председателем совета был бандидо-хамба Баниев (Ф.430.д.78.Л.18). На втором съезде буддистов, проходившем, в Верхнеудинске 29 декабря 1925 года председателем совета и бандидо-хамбой был избран Мункожап (Ф.430.д.82.Л39). Цыбиков Е.Ц., бывший чекист, коммунист с 50-летним стажем, оценивая деятельность дацана, писал: «они (ламы) по сути дела препятствовали населению путь к просвещению, к культуре, к современной медицине. Население по каждому случаю в то время обращалось за исцелением к ламам». Далее Цыбиков пишет о задачах комсомольцев того периода: «вести смелую борьбу против служителей культа - лам, против темноты и невежества, путем проведения среди населения широкую агитационно-просветительную работу». Анализируя высказывания Е.Ц.Цыбикова, уважаемого человека, кристально честного коммуниста со слов старожилов, делаем вывод, что большевистская пропаганда, с одной стороны, и компрометирующее поведение служителей религии, с другой стороны, сыграли решающую роль в отношении к религии в этот период. Комсомольцы ставили спектакли по пьесам «Жэгдэн», «Манчжур дамба», «Эмчэй лама» и
т.д. Эти постановки высмеивали старых чиновников, белогвардейцев и мракобесов — лам. Это значит, что в конце 20-х в начале 30-х годов по всей стране начинается борьба с религией. Это время можно назвать временем воинствующего атеизма. Повсеместно были уничтожены церкви, монастыри, дацаны. Такая же участь постигла и Амгалантуйский дацан.
Строение всех 5 дацанов и дома лам были вывезены в колхозы района и районный центр с. Бичура. Богослужебные имущества, буддийские книги, статуи, инвентарь дацана в сумме 7552 рубля 30 копеек конфискованы. Судьба лам Амгалантуйского дацана отразила все катаклизмы того времени. Часть лам спешно покинули страну, скрылась в Монголии. Оставшиеся познали горечь ссылки, тюрем. Хувараки-послушники лам разбежались по домам. Их, как заблудших детей, власти оставили в покое. Среди хувараков послушников был Дагбаев Юмжап. Это известно от слов его дочери. Вступивший затем в партию, он работал и учителем, и инструктором райкома, но в автобиографии написанной им в 1965 году, этот факт отсутствует, более того он намеренно скрыт. Это еще одно свидетельство тому, как власть была строга со всеми служителями культа. «Религия — опиум для народа» - в таком духе воспитывались все поколения советских людей. «Если до этого в каждом доме можно было увидеть бурханы, изображения Будды, т.е. культовые предметы, то в результаты гонений большевиками, боязни прослыть врагами власти, люди топили статуэтки Буллы, сжигали образы», - вспоминала Цырендоржиева Дарису, уроженка улуса Нарин-Заган. Наступил период безбожия. Пожилые люди стали тайно обращаться к местным шаманам, молодое поколение росли пионерами, комсомольцами безбожниками. Начало 1940 года не осталось не одного действующего дацана. Лишь в 1946 году в годовщины Победы, в последствии изменившегося отношения государства к церкви, советское правительство разрешило оставшимся живым и уцелевшим в тюрьмах и лагерях ламам собрать свой Духовный собор. Был построен Иволгинский дацан, так до 1985 года и действовал в Бурятии один дацан с 30 ламами. Иволгинский дацан, скорее, выполнял функция неофициального музея. В 90-ые годы отношение к религии изменилось. Началось возрождение буддизма, открыта буддийская школа, куда учителями были приглашены специалисты из заграничных буддийских Центров. Были восстановлены старые не действовавшие, построены новые дацаны и дуганы. И опять из одной крайности — тотального безбожья наше улусное общество, по свидетельству отдельных жителей, впало в другую крайность — всеобщей веры в бога. 29 марта 1996 года верующие буддисты и главы администраций местного самоуправления Шибертуйского, Шанагинского,Хонхолойского Сомонных советов собрали сход населения, вынесли решение преподнести «хадак» по обычаю Председателя буддийской Традиционной Сангхи России бандидо-хамба ламе Аюшееву Д.Б. и подать прошение разрешить начало строительства дугана «ДашиЛхун дублин». Бандидо-хамба лама Аюшеев Д.Б. принял прошение: ширетуем назначили ламу Гармажапа Гармаева и председателем буддийской общины Бичурского района Цыденжапова Самбу Гармаевича. Выбор места строительства будущего лугана «Даши Лхун-Дублин» и обряд заложения «бумбэ» произвел его святейшество Еши Лодой римпоче. 12 апреля 1996 года провели первый сход с верующими буддистами и уполномоченными сел Судутуй , Алтачей, Гутай, Шибертуй, Дабатуй, Амгалантуй, Шанага, Хонхолой, Потанино, Балига, Норин-Заган. В 1998 году были произведены основные строительные работы, мастерами из Хонхолоя Бадмажаповым Ц-Д.Б., Раднаевым В.Б., Дондубон Д.Ц. остальные строительные работы, перекрытие, отделочные работы, хуложественное оформление и др. были произведены при участии других мастеров. Люди помогали, чем могли. 17 июня 1998 года было открытие дугана «даши-Лхундублин>. Освещение дугана произвели святейший Еши Лодой римпоче и глава Буддийского Сангхи Аюшеев дамба хамба-лама. История Амгалантуйского дацана драматична, как и судьба лам и хувараков этого дацана. Они оказались заложниками своего времени, эпохи радикальных перемен, происходивших в обществе.

Заключение

В улусе Шибертуй в наши дни активно воздвигается большой трехэтажный дацан, который, как и стоящий рядом дуган будет называться «Даши-Лхун-Дублин». Основной первый этаж размером 18х14 построен из кирпича, будет служить главным залом богослужений, на втором этаже (12х10) разместятся кабинеты для эмчи-ламы, астролога и учебные кабинеты, на третьем этаже (8х6) будет расположена библиотека. Дацан строится на пожертвования прихожан, предпринимателей- меценатов.

В настоящее время, об этом свидетельствуют данные опроса населения, на лицо также омоложение верующих, т.е. среди людей пожилого возраста меньше, чем среди молодежи. Мы это объясняем тем, что пожилого возраста — это как раз дети эпохи воинствующего атеизма. История Амгалантуйского дацана как в зеркале отражает процесс изменения общественного сознания в разные периоды истории нашей страны. Дацан же постепенно приобретает статус одного из культурных центров села и, в целом, прихода, как было два века назад, но на другом уровне. В настоящее время им утерян статус центра культуры хилокских бурят. Поскольку расширилось информационное поле для жителей через телевидение, Интернет, СМИ и т.п. Вместе с тем возрастает роль как духовного центра – центра возрождения традиций бурятского народа, его обычаев. Об этом свидетельствуют, во-первых, строительство нового дацана по всем канонам традиционных дацанов и, во-вторых, сам факт меценатства предпринимателей и населения в целом. Дацан стал играть, таким образом, системообразующую роль в возрождении традиций бурятского народа.

1. Чимитдоржиев Ш.Б. Была ли цивилизация у бурят? Раздумья монголоведа. – Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. – 82с. с.16

2. Страницы из жизни Агвана Доржиева. Улан-Удэ. 1993 с.64

3. Страницы из жизни Агвана Доржиева. Улан-Удэ. 1993 с.64

4. Н.К.Елаев. Историко-педагогическая наука Бурятии.Улан-Удэ:Бэлиг,1994, с.45

Литература

1. Л.Д. Дугаржапова.Математика монгольских народов. –Улаанбаатар, 2008

2. Н.К.Елаев. Историко-педагогическая наука Бурятии.Улан-Удэ:Бэлиг,1994, с.45

3. Н.Цыденжапова. Центр развития буддизма в районе. - «Бичурский хлебороб», 2008 ,№89-90,

4. Очерки по истории культуры Бурятии, т.1. Бурятское книжное изд.,Улан-Удэ, 1972

5. Страницы из жизни Агвана Доржиева. Улан-Удэ. 1993 с.64

6. Т.М..Михайлов История и культура бурятского народа. Улан-Удэ, 1999 г.

7. Чимитдоржиев Ш.Б. Была ли цивилизация у бурят? Раздумья монголоведа. – Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. – 82с. с.16

8. Ю.Б.Рандалов Семья и брак у бичурских бурят. Этнографический сборник БКНИИ СО АН СССР М 3, 1962 г. Улан-Удэ

9. Национальный архив РБ фонд Н 430

Информанты:

1. Цыдендоржиева Д.Ц., уроженка улуса Шибертуй, 1913г.р.

2. Будаев В.Б., уроженец улуса Шибертуй, 1939 г.р.

3. Далхаева Хандасу, уроженка улуса Амгалантуй, 1927 г.р.

4. Цыбиков М.Е., уроженец улуса Шибертуй ,1950


Автор: Цыренов Миша,10 кл



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



... Сказала - и дальше не произлшло ни-че-го. === А, действительно, зачем происходить?! Их дело говорить, а не чтобы происходило. Чтобы происходило - это ж... работать надо. Мееять что-то. А кто ж им это дасть??!! Вот глубочайшее убеждение. Более глубочайшее, чем 86%!
Здравствуйте, Алла Олеговна! К сожалению не удаëтся скачать `Вальс выпускной`. Не могли бы Вы выслать файл на мою почту. [email protected] Заранее спасибо!
https://19rusinfo.ru/proekty/pogoda-v-khakasii/66850-troposfernyj-ochag-kholoda-nad-sibiryu-ultrapolyarnye-potoki-okhlazhdayut-vozdukh-v-khakasii вычитала сейчас что за аномалии на юге Красноярского края.
И про нас, но скоро стает снег...
Рабочая тетрадь по истории 5 6813633-a2964208
В переводе с греческого хризантема - золотой цветок. спасибо, Дмитрий Валентинович и Нина Николаевна, за романтическое дополнение к моему постику. Обнимаю.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/