История страны Ая-ганга - Юлия Юмжаповна Шоймполова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Юлия Юмжаповна Шоймполова

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Сельская школа как фактор сохранения этноэкологических традиций
Проект `Добровольное сетевое сообщество`
Историческое лото

Математический КВН
Без названия
Социально-демографические проблемы и семейная политика

 История страны Ая-ганга




История страны Ая-ганга

( ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ СЕЛА

ШИБЕРТУЙ)

Записана Зандраевой Норжимой Доржиевной

Редактировала и дополнила Шоймполова Юлия Юмжаповна

Немного о происхождении бичурских бурят

(предисловие)

Местные буряты считаются потомками трех хоринских родов. Родоначальником же бичурских бурят был Борсой-Хуасэ (Ухасай), второй сын Хореодой –мэргэна, прародительницей – Лебедь, дочь небесного царя.

«Мать наша – Белая Лебедица,

Коновязь наша– белая береза,

Отец наш – синее бескрайнее небо»-

слова молитвы, которую часто читают буряты, указывают на их легендарных прародителей.

Борсой ухасай имел двух жен и четыре сына. Оставил в долине Хилка и Бичурке четырех сыновей с женами, а сам с двумя своими женами уехал в Кижингу. Там от второй жены у него родились ещё сыновья. Они обосновали Кижингинский бурятский род .

От четырех сыновей Борсой Ухасай-Баа hата, Бадма, Бамбар, Улзыта.У них родилось 19 сыновей, которые стали отцами восточного крыла бичурских бурят = бодонгутского рода, хаоцайского рода. Потомки их обжили отроги Заганского хребта в долине бурливого Хилка и обосновали улусы и стойбища, нынешние улусы района – Хонхолой, Шанага, Амгалантуй, Аяга.

Новое время вначале историки, а в последствие и мы, поколения 20 века, условно привыкли делить на периоды: до революции и после революции, а еще позже появились понятия во времена советские и нынешние постсоветские.

Так вот до революции здешние буряты были объединены в восемь сельских инородних общин = булуков (по-русски «ключ»). Традиционным занятием полукочевым скотоводством обеспечивали свою сравнительно безбедную жизнь. Обработка скотоводческой продукции можно считать была безотходной: пряли шерсть – вязали теплые вещи, обрабатывали шкуры – шили верхнюю одежду и обувь, мясо-молочная продукция представляла перечень многочисленных национальных блюд, часть которых сегодня если и делается, то очень редко в эсклюзивном варианте. Местные мастера – ремесленники вытачивали и березовых наростов – капы чаши, чашки и ложки, из бересты делали туеса, в которых могла сохраняться и просто содержаться в течение долгого времени пища. Конская упряжь, все орудия труда и передвижения: сани, телеги – все это делалось мастерами вручную.

В семье воспитанием детей занимались родители, причем главенствующая роль отводилась хозяину дома – отцу, он же был старшим в доме. Престарелых родителей беспрекословно слушались сами уже седовласые их дети и внуки, отношения были уважительные – мать, бабушку почитали, никогда не тыкали. «Отец и мать твои – это живые боги на земле»,- поучали в семьях. Дети с самых ранних лет приучались к труду, даже игры были связаны с традиционными занятиями бурят: скотоводством, пастьбой, скотом. Вся семья, в свою очередь, подчинялась старейшине хотона или старейшинам, у них спрашивали совета, почитали их. Шаманы и шаманки пользовались большим уважением, к ним относились как к избранным с благодеянием и, даже, страхом. Они совершали обряды, жертвоприношения хозяевам местности, природы, гор, избавляли людей от недугов, предсказывали судьбу.

Железных и золотых дел мастера также пользовались большим авторитетом, потому что умели укрощать огонь, сгибать металл и делать из них прекрасные украшения.

В конце 19 века местные буряты начинают заниматься земледелием, но оно занимало второстепенное значение.

Примером яркого предпринимателя того периода стал местный богач Ламаев Дамби, у которого было 30 коров, свыше 100 голов овец, 150 табунных лошадей. Скотоводческое хозяйство по тем временам небольшое, но прославился он другим. Так вот этот самый Ламаев Дамби, по рассказам Гармажаповой Долгор, 90-летней жительницы села, «привозил «конрабан», иными словами, контрабандный товар из Читы, Кяхты, Монголии: китайский шелк, желтый китайский сахар, очень сладкий. Леденцовые карамели в виде животных 12 – летнего годового цикла к Сагаалгану. Сначала эти сладкие игрушки преподносились и ставились богам, вызывая соблазн и слюноотделение у детей, а потом все-таки после испытаний терпением отдавались им, чем вызывали бурную радость и чувство праздника. По словам Аюрова Пурбо Аюровича, Дамби Ламаев первым открыл магазинчик, где торговал сладостями, крупой, изюмом, китайскими пампушками, украшениями, материалом на терлики – саржей, ситцем, шелком, далембой и хлопчатобумажной мануфактурой. Торговал также боронами, плугами, безменами (весами). У него первого появились конная жнейка, молотилка, маслобойка, американские плуги, американские топоры – колуны, которые попросту называли «мерихан hухэ». Перевозить контрабандный товар было довольно трудно: на обозы нападали бандиты, в основном переселенцы, не имевшие ни кола, ни двора, к тому же «нечистые на руку».

До революции бурятские поселения представляли разбросанные то там, то здесь маленькие поселения из 3-4 домов, что было следствием их полукочевого скотоводства. Их называли хотонами, проживали в них соответственно все родственники, т.е. сохранялись родоплеменные отношения.

Доржо Дылгырович Гомбоев, еще один из старожилов села, рассказывал: еще в 1916 году в большинстве даже зажиточных домов, не было ни стульев , ни железных кроватей. Сидели на полу, подостлав небольшие войлочные шэрдэки (матрацы из спрессованной овечьей шерсти). Вошедшим гостям ставили скамеечки – шэрээ. Обычно в домах главное и почетное место занимали божницы. По обе стороны от нее располагались деревянные кровати – «жабданы», сундуки – «абдар», ящики для посуды –«ухэг». Такая нехитрая утварь была характерна для большинства бурятских жилищ. Таковой представлена история шибертуйских бурят в конце 19 века в воспоминаниях наших односельчан-старожилов.

Шибертуй накануне революции

Шибертуй накануне революции, по воспоминаниям Д.Мункоева- одного из первых учителей местной школы, представлял из себя жалкие юрты, разбросанные по степи то там, то сям, так что соседи не слышали друг друга. Проживало около 200 человек, что составляло 60 дворов. Основным занятием было интенсивное скотоводство и примитивное двупольное земледелие. Землю делили по душам - на душу десятину, т.е. 3200 кв.м.. Скот держали по возможностям: у кого-то 1 корова и 30 овец, у другого – 10 коров, 60 овец. Школы тогда в Шибертуе не было, да и грамотных людей тоже было очень мало. Со слов Убашеева Д.У., один из сельских грамотеев за плату обучал детей местных богачей старомонгольскомой письменности и арифмтическим вычислениям, основам старомонгольской астрологии и летоисчислению. Передавали и пересказывали друг другу сказки и легенды, предания о происхождении жизни на земле бурятской, о богатырях, знатных предках. Было так, что престарелые ламы жили в семьях, имели своих учеников, читали молитвы, предсказывали судьбу по линиям ладони и составляли «зурхай». Обучение было очень строгим, в основном уроки учили наизусть – «сээжээр». За ослушание или невыполнение задания строго наказывали. Медицинского обслуживания не было. Людей лечили ламы или шаманы, костоправы и лекари. Новости передавались из уст в уста. Страшнее суда, чем порицание пожилых и старых людей, не было. Они могли призвать к ответу за недостойное воспитание детей, непочтительное отношение к старшим, неумение трудиться в хозяйстве, лень и лживость. Поступки и характеры людей прослеживались стариками от прародителей. Все роды характеризовались краткими словами уважения или порицания. Например, род hоодортон считались честными, мудрыми, трудолюбивыми и проницательными людьми. И что еще характерно чистоту рода и традиции рода продолжают нести нынешние потомки.

Октябрьская революция

Первыми проводниками революционной идеи были Дылгыр Гомбоев, Аюров Банза, Сирод Эрдынеев, Цыденжап Цыбиков, Доржиев Шагжа, Беляев Аника и др. Конечно, они были далеки от профессиональных революционеров, и, даже просто, сознательных революционеров, просто они были теми, кто считал, что революция несет свет и лучшее будущее их потомкам. Вообще, как и повсеместно, революция была воспринята разными слоями населения по-разному: богачи и зажиточные – настороженно, бедняки ждали лучших перемен в жизни, в судьбе. Советская власть устанавливалась не одновременно повсеместно, а накатывалась как неизбежная и медленная волна постепенно. Сначала докатилась до Мухоршибири, Загана. Оттуда красные отряды пришли и в Шибертуй.

Будущее устройство сельчане обсуждали бурно, иногда засиживались на собраниях, которые стали очень частым явлением, допоздна и день напролет, а в это время в доме хозяйство было без хозяйских рук, дети без присмотра, говорили много и много без пользы, в основном о принципах устройства будущей коммуны. На первых порах в коммуну пошли самые неимущие, кому, как говорится, нечего терять, и те, кто не любил работать. Так постепенно начиналась коммуна. По словам Доржиевой Дулмажап, 1912 года рождения: «Все у нас было общее – баня, столовая, инвентарь, скот. В какой-нибудь юрте сидела артель женщин, они шили и починяли одежду, обувь на всех. Вечером ичиги, к примеру, пришли в негодность, а утром уже возвращали починенную, заплатанную. Кушать ходили только в столовую. Специально повариха варила на всех еду. Кормили утром, в обед и вечером. А если ночью захочешь пить воды, то в доме могло не оказаться ни плошки воды. Вот такие крайности и перегибы принесли первые годы новой власти. Шибертуйские буряты в отношении перестройки и перемен были первыми. Судутуйские бабушки судачили: «Шибертуйские девушки первыми обрезали свои длинные волосы, надели косынки». Эти шибертуйские девушки и стали членами, созданной Ц.Доном, первой комсомольской ячейки. Ц.Дон известен как основоположник бурятского социалистического реализма в литературе.

Как вспоминала одна из первых комсомолок Гармажапова Сындыма: « Мы жили очень активной, бурной жизнью. (записать с планшета)……

Колхозное устройство приходило медленно и в другие места. Открылась первая школа для детей бедняков. Обучали старомонгольской письменности и русскому букварю. Школа открылась в Дабатуе, в одном из домов, собрав 30-35 детей, проводили первые уроки. О первых учителях известно мало и факты разноречивы, по одним источникам учителем был Русланов, по другим Бандыев. В 1923 году школа была переведена в Шибертуй и расположилась на улице Заречной, по нынешнему названию улицы. Учились дети и из окрестных сел: Хонхолоя, Шанаги, Амгалантуя, Дабатуя, Алтачея, Харлуна. Но это было уже несколько позже. История школы – это отдельная большая глава в истории села.

Первым фельдшером Шибертуя был Андронов Семен Михайлович, который принимал население в здании амбулатории, открывшейся в 1924 году на той же Заречной улице, которая на долгое время стала своеобразным центром села, т. к. здесь обосновались и первое здание школы, и первая чайная – первое предприятие общепита, и первый клуб, и первый сельский магазин Заганского сельпо. Участковая больница построено гораздо позже в 1938-1939 годы.

Драматическими страницами истории нашего села были и остаются мартовские события 1930 года.


Автор: Зандраева Н.Д., Шоймполова Ю.Ю.



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



6723353-a1584643
6723353-a1584643
6723353-a1584643
Поздравляю всех с праздником ПОБЕДЫ! Получается так, что ценность и значимость его неизмеримо возрастает со временем, потому что это была только первая победа над врагом, желающим снести нашу страну с Земли. Наша добрая русская душа только дала по морде этому врагу, но с помощью коварства бывших союзников не довела разгром до логичного конца, и отряхнувшись, объединившись с бывшими нашими союзниками, они опять пробуют Россию на прочность. Уверен, итог будет тот же, потому как Кто с мечом к нам, потому как добросердечный, романтичный русский народ в минуты опасности становится твёрже алмаза, что история доказывала неоднократно. И вот сегодня, празднуя, хочется отметить ещё одну силу, подпитывающую и вдохновляющую русского человека на добрые, праведные дела это песня.. Думаю, все со мной согласятся, что самый поющий народ на планете это мы, русские. Нет, конечно, поют все народы, имеющие свою историю и культуру, от Берега Слоновой Кости до Японии. Но так, как у нас, вкладывая душу, в печали и в радости, в грозные годы войны и на посевной в поле, на свадьбе и навсегда прощаясь с близким, в турпоходе и за столом в праздник и т.д. , не поют нигде. И поэтому по нашим песням можно изучать историю нашего народа. И песни наши мелодичные, распевные, частущечные, с историческим подтекстом словно белые лебеди расправляют крылья свои на необъятных просторах и зовут к свету, теплу, справедливости, добру Просто огромное количество песен помогало нашим людям преодолевать нечеловеческие трудности тех военных лет. Нет смысла их перечислять. Но вот характерная деталь песня Грустные ивы. Песня о первом дне войны, о молодом пограничнике, принявшем на себя первый удар, но он не дрогнул, отдав жизнь за будущую победу. В этой песне, написанной поэтом А. Жаровым и композитором М. Блантером в 1943г, когда исход войны ещё далеко не был ясен, есть такие слова: Вместе с победой спокойные дни В эти вернулись края .Ночью на тихой заставе огни Вновь зажигают друзья. Это говорит о святой вере народа в то, что Наше дело правое, победа будет за нами. 6814019-a3298085 6814061-a3298085 А вот есть песни, которые вроде бы и не военные. Песня Мы с тобой два берега. Иногда говорят о какой либо старой песне звучала из каждого окна. Не всегда согласен с этой фразой, но для песни Мы с тобой два берега это абсолютная правда. Первой её спела Майя Кристалинская в фильме Жажда (1959г) сценариста и поэта Григория Поженяна, а потом эта песня стала почти визитной карточкой Гелены Великановой. Песня то вроде лёгкая, с простеньким мотивом, про любовь, особо не волнующая душу, но почему то в неё, в душу, западающая. Разгар войны, фашисты рвутся в Одессу, и чтобы упростить себе задачу взятия города, захватывают водонасосную станцию, снабжающую город водой. Командование принимает решение послать отряд моряков, чтобы отбить станцию. Было их 13.. Фашисты бросили на уничтожение этой небольшой группы большие силы, но надо было удержать Одессу от полного обезвоживания хоть какое-то время, и 13 моряков ценой своей жизни сделали это...Погибли все, в том числе погибшим считался и Г. Поженян, который, увидев после войны своё имя на обелиске Славы, решил воскресить этот подвиг в фильме, написав сценарий, и текст песни главной героини Маши. (Поженян даже сохранил в фильме реальные фамилии и имена). И так же, как в реальности, Маша первой отправилась на разведку к водонасосной станции, и ждала там остальных, в том числе моряка, с которым её связывали тёплые чувства. И песня эта - о них, конкретных людях, вложивших и свою строчку в полотно великой победы.. 6814021-a3298085 6814062-a3298085 Ну вот, так много написал, но так хочется напомнить ещё об одной песне, связанной с героическими эпизодами той войны. Ладно, рискну 10-е годы прошлого века. В музыкально-танцевальном мире появляется новинка фокстрот (лисий шаг). Правда, существует ещё версия, что фокстрот был изобретён танцором Гарри Фоксом, любителем выпить, потому и фокстрот глоток Фокса И уже в 20-ых гг. фокстрот врывается и в европейскую культуру . И вот в 1926г Б.Рассел и Г. Тобиас предлагают публике написанную в ритме фокстрота песню Катинка (Катенька)., которую прекрасно исполнил и записал Джорж Олсен, сделав песню необыкновенно популярной. И песня отправилась в путешествие по странам Европы, в том числе и в Россию. Ещё до войны инструментальный вариант записал оркестр НКВД п.у В. Агапкина а затем появился и текст, в котором имя было изменено на Таню, Танюшу Но вот началась война, и в октябре 1941г на защиту Москвы было отправлено 2000 курсантов Подольских военных училищ. И вот они то приняли эту песню, как свой марш. Иногда эта песня так и называется Марш подольских курсантов, потому что так вошла в фильм 1985г. Битва за Москву с текстом, откорректированным в соответствии с реалиями тех дней, и выглядевшим так: Нас война по свету раскидала, Перепутала, перемешала, Где моя семья, мама и друзья - Ничего не знаю я, ну словом... Помню дело было на привале, Тихий вечер где-то на вокзале, Станции перрон, взорванный вагон. В проходящий эшелон гляжу И вижу. Припев: Вижу знакомый родной силуэт, Синий берет, синий жакет, Темная юбка, девичий стан, Справа в кармане наган. Танечка, Таня, Татьяна моя, Помнишь ли звездное лето это, Как же мы можем с тобой позабыть, Всё, что пришлось пережить? Я столицу часто посещаю, И со сцены как-то выступая, В городском саду, во втором ряду, Прямо предо мной, гляжу И вижу. Припев: Вижу знакомый родной силуэт, Синий берет, синий жакет, Прямо на сцену с улыбкой глядит, Орден в петлице блестит. Танечка, Таня, Татьяна моя, Помнишь ли звездное лето это, Как же мы можем с тобой позабыть, Всё, что пришлось пережить? И здесь опять звучит уверенность в победе, в обязательных послевоенных встречах, но к сожалению, практически все курсанты отдали тогда свои жизни в этой жесточайшей битве с фашистами, не пропустив их в Москву, а вот песня живёт и слушается, хотя текст , как всегда, чуть-чуть меняется 6814018-a3298085 6814020-a3298085 В интернете можно найти ролик из фильма с этим маршем курсантов в вечность, и когда смотришь эти кадры идущих практически на смерть мальчишек под музыку этой песни, переделанной в оптимистичный марш, с твёрдой уверенностью в своей правоте и победе, появляется смешанное чувство печали, сожаления до слёз с гордостью за наших людей, за нашу страну.. Ещё раз всех с праздником ПОБЕДЫ!!!
С Праздником) https://proshkolu.ru/club/mneniye/blog/592059/#comment7489357
С праздником! https://proshkolu.ru/club/mneniye/blog/592059/#comment7489357





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/