|
Вячеслав Александрович Казанцев
программа по лозоплетению
|
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративно-прикладное искусство создание художественных изделий имеющих практическое назначение во всех сферах жизнедеятельности человека. Декор (от латинского декоро - украшаю). Прикладное искусство изготовления руками предметов применяемых в быту. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды окружающей человека и эстетически её обогащают. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. К народным промыслам относятся: роспись по дереву, вязание крючком, вышивка гладью, резьба по дереву, а так же плетение из лозы, бересты, соломки.
В последние годы уделяется большое внимание изучению и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой местных растительных материалов - лозы, бересты, соломки.
Лоза, природный материал, из которого можно сплести различные изделия: корзины, сумки, мебель. Лоза, как сырьё, должна соответствовать определённым требованиям: прутья должны быть прямыми, гибкими, с ровной и гладкой поверхностью.
Соломка, интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии детей.
Береста, имеет много качеств, позволяющих ей найти самое широкое применение - она лёгкая, пластичная, хорошо пропускает воздух и держит тепло и т.д. Но основное её преимущество доступность и простота обработки.
Природа замечательная мастерская. Одним из преимуществ работы с природным материалом является то, что она доступна для детей. Исходный материал: лоза, береста, соломка заготавливается на месте (река, поляна, лес). Для работы с природным материалом не понадобится дорогостоящее оборудование. Инструменты и приспособления очень простые. Часть из них у каждого найдется дома, а некоторые можно сделать самим. Каждый ребенок, имеющий желание может совершенствовать своё мастерство до профессионального уровня, или отнестись как к приятному увлечению, проявляя творчество и фантазию.
Достоинством работы с природным материалом является и то, что работать приходится с экологически чистым природным материалом.
Научить детей плести из лозы, соломки, бересты - это, значит, приобщить их к ремеслу, которое издавна бытовало на территории нашей страны и в наши дни переживает второе рождение, так как появился большой спрос на плетеные изделия для бытовых нужд, для украшения домашнего интерьера. Постоянная работа с природным материалом способствует развитию у детей любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережно относится к ней. Природные ивняки при грамотном их использовании ежегодно дают материал, из которого можно делать нужные красивые вещи.
Программа Плетение ориентирована на активное приобщение детей и подростков к художественному творчеству и носит образовательный характер. Приоритетные направления деятельности стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных задатков и способностей. Значительный объём содержания программы способен обеспечить многоуровневость и вариативность её реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу повторения и расширения объёма знаний.
Программа каждого года обучения представляет собой завершённый тематический блок знаний и может рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная соответственно на один, два и три года обучения.
Учебно - воспитательный процесс базируется на обучении основным приёмам и технологии изготовления изделий из соломки, бересты, лозы, сочетающих в себе эстетические и практические качества. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с природным материалом, обучающиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение. В процессе работы с природным материалом у обучающихся развиваются чувство цвета, ритма, тренируются пальцы рук, глазомер. Воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира. Формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала и его применение, любовь и бережное отношение к природе.
Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений относится не более 20% учебного времени. Сведения связаны с практической работой.
Срок реализации программы 3 года.
Возраст обучающихся- 11-16 лет.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Создание условий для творческого развития детей и их самореализации средствами декоративно-прикладного искусства.
Автор: Казанцев В.А.
|
|
Вакансии для учителей
|
|