Родителям пятиклассников
Некоторые
анатомо-физиологические особенности подростков 11-15 лет
Специфика подросткового возраста определяет прежде
всего биологическим фактором – процессом бурного полового созревания. Этот
период, начавшийся в 10-11 лет у девочек и в 11-12 лет у мальчиков,
продолжается в среднем от 3 до 5 лет и заканчивается наступлением половой
зрелости. Процесс полового созревания протекает под контролем нервной системы и
при участии желез внутренней секреции.
У девочек изменяется форма скелета, таз расширяется, иначе распределяются
мышечная и жировая ткань, фигура приобретает женские очертания.
У мальчиков в процессе взросления меняется голос, меняется работа половых
органов. Интенсивный рост скелетных мышц идет в условиях тканевой и кислородной
недостаточности. Организм испытывает перегрузки. Подросток быстро утомляется, у
него снижается выносливость.
Очень важно в этот период жизни не предъявлять по отношению к подросткам
завышенных требований, спокойно и уважительно относиться к тому, что успехов
стало меньше, чем в 10 лет.
У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается
умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и
вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб в интеллектуально или обладает
плохим характером.
Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени
контролировать и управлять собой.
Так как социальное и биологическое созревание у подростка идет параллельно и
взаимосвязано, то установившееся в 8-9 лет личностная гармония претерпевает
сокрушительные изменения. В этом и состоит трудность переходного возраста, как
для самой личности, так и для окружающих людей.
В 11-13 лет подросток пытается определить свою роль и место в социуме. В
общении на первое место выходит налаживание контактов со сверстниками.
Самоощущение в среде одноклассников, товарищей по секции, кружку, тусовке
становится определяющим. Потребность в признании и самоутверждении тоже
реализуется в среде сверстников. Подросток старается найти вне школы новую
сферу для реализации своей потребности.
Анна Михайловна
Прихожан,
доктор психологических
наук, профессор
Института Психологии имени Выготского
|