ПОЛОЖЕНИЕ
о региональном мониторинге качества образования в
Хабаровском крае
1. Общие положения
1.1. Положение о региональном
мониторинге качества образования в Хабаровском крае (далее – Положение)
разработано в соответствии с:
-
Планом мероприятий («дорожная
карта») «Повышение эффективности и качества услуг образования в Хабаровском
крае на
2013 – 2018 годы», утвержденного
распоряжением Правительства Хабаровского края от 08 февраля 2013 г. № 52- рп;
- государственной
целевой программой Хабаровского края «Развитие образования и молодежной
политики Хабаровского края», утвержденной постановлением Правительства
Хабаровского края от 05 июня 2012 г. № 177-пр.
1.2. Положение
определяет цели, задачи, функции, принципы
, объекты, порядок
проведения
регионального мониторинга качества образования в
Хабаровском крае.
1.3. Положение
распространяется на муниципальные и краевые государственные образовательные
организации общего, среднего профессионального, дополнительного образования
детей, и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность,
расположенные на территории Хабаровского края (далее – образовательные
организации), за исключением образовательных организаций, лицензирование
образовательной деятельности которых отнесено к полномочиям Российской Федерации.
1.4. В Положении применяются понятия:
Региональный
мониторинг качества образования в Хабаровском крае – это организованное, непрерывное изучение информации о состоянии
качества образования в Хабаровском крае посредством проведения мониторинговых
исследований, выявление отклонений от заданных требований к качеству
образования, прогнозирование и разработка коррекционно-упреждающих рекомендаций
по минимизации отклонений и повышению качества образования.
Комплекс ключевых
индикаторов качества образования
Хабаровского
края – это комплекс индикаторов и показателей,
согласно
которым осуществляется сбор, обработка и хранение информации о состоянии
и динамике качества образования.
2. Цели, задачи,
функции и принципы регионального мониторинга
2.1.
Целью регионального мониторинга
качества
образования в
Хабаровском крае (далее – региональный мониторинг)
является
получение и распространение достоверной информации о
состоянии
образования
и
динамике изменения его
результатов,
причинах,
влияющих на уровень
качества образования
для
формирования информационной основы принятия управленческих решений
.
2.2.
Задачами
регионального мониторинга являются:
- разработка
измерительных и инструктивно-методических материалов д
ля проведения регионального мониторинга;
-
организационное, технологическое и
методическое обеспечение
обработки,
хранения, информации о состоянии и динамике качества образования;
-
проведение анализа результатов регионального мониторинга
и выявление факторов, влияющих на динамику
качества образования;
- формирование базы данных
результатов регионального мониторин
га;
- подготовка
и представление информации о
состоянии и динамике качества
образования;
-
подготовка специалистов для проведения
регионального мониторинга.
2.3.
Функциями
регионального мониторинга являются:
- интегративная, обеспечивающая комплексную
характеристику процессов происходящих в системе образования;
- диагностическая,
дающая возможность осуществления диагноза состояния и концепций развития
системы образования, ее компонентов и подсистем;
- оценочно-прогностическая,
позволяющая провести процесс сравнения получаемой в ходе мониторинга информации
с контрольными точками;
- коррекционная,
обеспечивающая уточнение принятых решений на различных уровнях управления;
- информационная,
являющаяся способом регулярного получения информации;
- контролирующая,
предполагающая контроль за состоянием полученных результатов.
2.4. Основными
принципами регионального мониторинга являются:
- целостность
как обеспечение единства и последовательности процесса регионального
мониторинга, экспертизы соответствия региональным показателям и индикаторам
качества образования, принятия управленческого решения
;
- объективность, достоверность, полнота и системность
информации
о качестве образования;
- реалистичность требований,
норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость;
- открытость, прозрачность
процедур оценки качества образования;
- оптимальность
использования источников первичных данных для определения показателей качества
и эффективности образования (с учетом возможности их многократного
использования и экономической обоснованности);
- минимизация системы
показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой
образования;
- инструментальность и
технологичность используемых показателей
(с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и
интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- сопоставимость системы
показателей с федеральными и международными аналогами;
- доступность информации о
состоянии и качестве образования для официальных групп потребителей;
- соблюдение
морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования;
- единство создаваемого пространства оценки
качества образования и подходов на различных уровнях системы образования в
вопросах реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий,
используемого инструментария).
2.5. Объектами регионального мониторинга
являются:
- индивидуальные
образовательные и внеучебные достижения обучающихся и воспитанников, в том
числе уровень их социализации, состояние здоровья, готовность к освоению программ конкретного уровня образования, готовность обучающихся к выбору образовательной и
профессиональной траектории;
- образовательные
программы;
- трудоустройство выпускников образовательных
организаций;
- результаты профессиональной деятельности
педагогических работников образовательных организаций;
- деятельность
образовательных организаций;
- деятельность
образовательных систем (региональной, муниципальных).
2.6. К
участию в мероприятиях регионального мониторинга могут привлекаться:
- обучающиеся,
воспитанники, студенты;
- родители
(законные представители) обучающихся, воспитанников;
- работники
образовательных организаций;
- методисты
районных методических служб;
- медицинские
работники;
- представители
работодателей, общественных и общественно-профессиональных организаций;
- аккредитованные
общественные наблюдатели;
- специалисты
органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
- специалисты
министерства образования и науки Хабаровского края (далее – министерство);
- специалисты
краевых учреждений, подведомственных министерству.
3. Организационная
структура регионального мониторинга
3.1. Организационная структура регионального
мониторинга
включает в
себя три уровня: краевой, муниципальный и уровень
образовательной организации.
3.2. На краевом уровне
осуществляются следующие функции:
- нормативно-правовое
обеспечение регионального мониторинга в пределах компетенции министерства;
- разработка и утверждение Комплекса
ключевых индикаторов качества образования
;
- определение
инструментария для сбора информации, порядка
передачи и хранения материалов регионального мониторинга;
- утверждение
перечня объектов и
графика
проведения регионального мониторинга на
соответствующий год;
- установление сроков,
продолжительности процедур,
периодичности участия образовательных организаций
в региональном мониторинге;
- формирование и утверждение
выборки объектов регионального мониторинга;
- разработка
и утверждение
требований
при проведении каждого мониторингового исследования в отдельности;
- организация обработки
первичных данных образовательных организаций, муниципальных систем образования
в соответствии с Комплексом ключевых индикаторов качества образования;
- аккредитация
общественных наблюдателей и обеспечение общественного наблюдения (контроля) за
проведением регионального мониторинга в подведомственных образовательных
организациях;
- структурирование и анализ
информации по результатам регионального мониторинга;
- построение рейтингов в
соответствии с прилагаемой Методикой построения рейтинга деятельности
муниципальных образовательных систем (образовательных организаций) Хабаровского
края;
- обеспечение распространения
информации о состоянии и динамике качества образования в Хабаровском крае;
- профессиональная
подготовка специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих
управление в сфере образования, руководителей образовательных организаций,
методистов, педагогов по вопросам качества образования, разработки
инструментария, проведения регионального мониторинга, обработке, хранения
информации о состоянии и динамике качества образования;
- обеспечение
проведения регионального мониторинга в краевых подведомственных образовательных
организациях, в том числе тиражирования и доставки измерительных материалов в
образовательные организации;
- обеспечение и координация
деятельности специалистов и экспертных групп, участвующих в проведении
регионального мониторинга;
- информирование о целях,
задачах, сроках проведениях регионального мониторинга и его результатах;
- организация разработки
методических рекомендаций по использованию результатов регионального
мониторинга;
- рассмотрение апелляций от
участников регионального мониторинга о нарушении порядка проведения или о
несогласии с результатами регионального мониторинга;
- принятие
управленческих решений по результатам регионального мониторинга.
3.3. На
муниципальном уровне осуществляются следующие функции:
- сбор
информации, необходимой для организации и проведения регионального мониторинга;
- формирование
и ведение муниципальных разделов Комплекса ключевых индикаторов качества
образования;
- обеспечение
проведения регионального мониторинга в подведомственных образовательных
организациях, в том числе тиражирования и доставки измерительных материалов в
образовательные организации;
- первичная
обработка материалов образовательных организаций, полученных по результатам
проведения регионального мониторинга;
- информирование
образовательных организаций о результатах регионального мониторинга;
- распространение
информации о состоянии и динамике качества образования в подведомственных образовательных
организациях;
- аккредитация
общественных наблюдателей и обеспечение общественного наблюдения (контроля) за
проведением регионального мониторинга в подведомственных образовательных
организациях;
- принятие
управленческих решений по результатам мониторинга.
3.4. На
уровне образовательной организации осуществляются следующие функции:
- сбор,
первичная обработка данных образовательной организации в соответствии с
Комплексом ключевых индикаторов качества образования;
- подготовка
и проведение регионального мониторинга в образовательной организации;
- принятие
от участников регионального мониторинга апелляций о
нарушении процедуры проведения, несогласии с выставленными баллами для
передачи на рассмотрение в министерство;
- обеспечение
хранения информации о состоянии и динамике качества образования в
образовательной организации;
- принятие
управленческих решений по результатам мониторинга.
Начальник отдела итоговой аттестации
и оценки качества образования Е.Ю. Кошельникова
|