Соболева М.Е.
Коллаж из ткани - техника создания
творческой работы на занятиях
с
обучающимися школы.
Коллаж как техника создания
творческой работы имеет
древнюю историю развития. Не смотря на это, в Европе первые абстрактные
объёмно-пространственные построения из бумажной плоскости возникают лишь в XX
веке в среде русских конструктивистов, когда стали появляться первые работы в
технике бумажной пластики
.
Коллаж из ткани -
материально-художественное творчество
, является и художественным произведением и техникой его
создания, служащее украшением
общественного или жилого интерьера. Коллаж, прежде чем стать предметом
торговли, выполнялся как предмет для самообслуживания. Естественное стремление
любого народа украсить свой быт содействовало развитию производственного искусства, разнообразию вариантов
композиционных решений и орнаментов, их тонкости художественного выполнения и
даже изощренности. Вещи выполненные в
технике коллажа украшают быт человека на протяжении многих лет: лоскутное
одеяло, наволочка от подушки, картинка на детской одежде, покрывало, настенныйковер,
напольный квилтовый ковер и даже декоративное панно. Перечисленные выше предметы
влияют на эстетическое развитие на нас с детства, поэтому занятия этим видом
рукодельного творчества очень важны.
В повседневной жизни мы привыкли
очень часто использовать слова, обозначающие эмоционально-ценностное
отношение к окружающему и к самому себе: «красивый», «хороший», «мне нравится».
Мы об этом не задумываемся, но данные категории показывают способности к
эстетическому восприятию действительности.
Роль творческих занятий к приобщению к красоте через технику
коллажирования и пониманию гармонии сложно переоценить.
Посредством создания творческой работы, восприятия цвета и фактуры
тканей, и интерпретации коллажей - произведений искусства, выполненных
взрослыми, состоявшимися художниками, обучающийся становится ценителем
прекрасного, обогащается духовно. Но пассивного погружения в среду недостаточно
для полноценного художественного развития ребёнка. Важно, как окружить ребёнка
предметами искусства и иллюстрациями с
коллажами, так и помочь в развитии его художественных способностей через
выполнение творческого задания.
Человек в разном
возрасте понимает предметы искусства по-разному. В младшем школьном возрасте он осваивает художественные средства, как
средства художественной выразительности, а в возрасте 10–15 лет, дети
занимаются в отделениях дополнительного художественного
образования, идёт освоение различных видов художественных
языков. Кроме того, нельзя приравнивать образы, созданные детьми, к образам,
которые были сделаны взрослыми, так как ребёнок пока не способен сделать
глубокий анализ и обобщение того, чем он занимается.
Рассмотрим, как посредством
материально-художественного творчества, а конкретно коллажа из ткани, возможно
организовать развитие художественных способностей у учащихся. Для педагогов в художественных студиях важно руководить
учебным процессом так, чтобы на занятиях царила атмосфера творчества, воодушевления,
приподнятости, а ребёнок в процессе обучения становился активным и стремился к
саморазвитию.
Способами осваивания данного вида искусства
может выступать: подбор
литературы по коллажу, иллюстрированные книги на выбранную тематику, просмотр
обучающих видеофильмов, рассматривание традиционных коллажей разных стран и народов в
пространствах музеев, экскурсии на современные творческие выставки мастеров
коллажа нашего времени, просмотр презентаций с поэтапной работой над изделием. Таким
способом дети не только осваивают навыки работы с различными материалами, но и
приобщаются к мировой культуре, глубже
понимают ручное творчество. Эти действия
помогают сформировать художественный вкус, умение оценивать различные
произведения с эстетической точки зрения. Ведь искусство коллажа имеет глубокие исторические корни и бережно
сохраняет традиции, свидетельствующие о духовном развитии человека и
созидательных возможностях художественного мира.
Педагогу, занимающемуся
художественно-эстетическим воспитанием необходимо включать в работу задания,
помогающие развитию эмоционально-чувственной среды.
И чем богаче и
интереснее внутренний мир маленького художника, сложнее и продуманнее выбор
темы, характер содержания и подбор материалов для коллажа, тем неожиданнее и художественнее будет авторское творение.
Поскольку в
декоративно-прикладном искусстве наиболее ярко проявляется живая душа народа,
то работа над формированием художественных способностей учащихся не может быть
успешно выполнена без глубокого познания народной культуры. Познание народного
творчества через выполнение творческой работы, позволяет раскрыть национальные
особенности представлений об окружающем мире. В систему занятий необходимо
включать занятия, знакомящие с местными художественными промыслами, историю
национального костюма, предметов быта, особенности обычаев.
Кроме того, не стоит
забывать и о богатстве общечеловеческой культуры. Необходимо показывать детям
богатство и достижения всей мировой культуры. У детей должна быть возможность
знать истоки не только национальной культуры, но и культуры других стран.
Если у учеников
поддерживать высокий интерес к национальным истокам, традициям, культуре, то
многократно возрастёт желание что-то создавать своими руками. Педагогу
необходимо со своей стороны организовать знакомство с различными видами
декоративно-прикладного искусства, с фактурными свойствами материалов, способами
их обработки. Самое важно обозначить интересные темы для создания собственной
"картины" из ткани, их
великое множество: сказки, любимые герои мультипликационных фильмов, пейзажи,
натюрморты, цветы, подводный мир, животные, птицы и т.д.
У детей
огромным интересом пользуются различные техники и приёмы работы с тканью. В работе с коллажем можно использовать готовые лекала для вырезки деталей
создаваемой композиции (например, растений, животных, предметов интерьера и т.
п.). Ткань обретает новый смысл, она становится активным элементом в
объемно-пространственных построениях.
Огромный плюс данного вида
творчества состоит в том, что практически в каждом доме сохранились различные фрагменты ткани: сплетенные, вязаные,
вышитые, вырезанные, фрагменты одежды, но
подбор
материалов и инструментов для своей творческой работы не прост. Как распознать
необходимое количество ткани, цвет, фактуру ? Этому процессу посвящается не малая
часть занятий. Тут роль наставника очень важна.
В художественном отношении коллаж может быть
результатом творчества
одного ученика или нескольких (коллективная работа). Ребенок становится
исследователем, собирающим необходимые материалы и фактуры для создания образа
произведения, ища нужные элементы и детали для своей работы. Во время
коллективной работы между детьми будет происходить обмен "добытыми"
знаниями.
Сформировав интерес к традициям техники коллажа, можно развить у
учащихся историческое самосознание, обогатить их знания сведениями из
различных областей знаний, а также развить навык по художественной обработке материалов.
Об одной из использованных техник
коллажа, под названием «Объёмная многоуровневая аппликация», хочется рассказать
подробнее. Коллективная работа в данной технике была выполнена учащимися школы
№334 Невского района в творческом объединении "Красота вокруг нас"
На этапе подготовки
обучающиеся познакомились с литературой по коллажу, изучили иллюстрированные
книги на выбранную тематику. В нашем случае темой был: «Сказочный лес».
Для работы в технике аппликации из ткани необходимо иметь следующие
инструменты. Во-первых, это хорошо заточенные ножницы. Для того чтобы делать
отверстия, используется шило. Помимо ножниц полезным инструментом будет
канцелярский нож. Во-вторых, для приклеивания деталей на основание понадобится
клей. Подойдёт клей- ПВА. В-третьих, для измерения понадобится линейка, полезно
иметь под рукой линейку с готовыми шаблонами для обвода.
После выбора темы ученики приступают к
зарисовкам и эскизам. На этапе изготовления эскиза важно уделить внимание подбору
цвета и плотности ткани. В качестве основы лучше всего выбирать прочную бумагу
или картон. Для многоуровневой аппликации большое значение следует уделить
такому свойству ткани, как эластичность, и непрозрачность, чтобы избежать
образования неаккуратно выполненного крепления клеем на основу.
Выбрав самый удачный эскиз, ребята
приступают к следующему этапу — «раскадровке» . «Раскадровка» — процесс
разделения рисунка на 7–10 уровней и отрисовывания их на бумаге. За счёт
многоуровневости происходит превращение плоского изображения в объёмное.
Затем, начиная с заднего плана, ребята приклеивают детали изображения.
Заканчивают аппликацию изготовлением деталей для переднего плана.
Чем выше будет общее развитие
способностей и уровень приобретённых навыков, тем выше будет и выразительность
образа. Поэтому, без сомнения, способности детей необходимо развивать, этому
уделяется большое внимание на уроках декоративно-прикладного искусства в художественных студиях и школах.
В рамках подобных занятий дети
научатся видеть образы в сочетаниях
различных фактур, линий, материалов, а занятие превратится в интересный и
захватывающий творческий процесс. Поскольку материально-художественное
творчество основывается на на глубоких художественных традициях, оно способно
воспитать чуткое отношение к прекрасному, в нём удачно сочетаются новые
оригинальные решения с народным творчеством, отражая национальные традиции и
устои.
Такое изделие, как настеное панно, выполненное в технике
коллажа, характеризуется
художественно-эстетическими свойствами, имеют непосредственное практическое
применение в жизни человека и основаны на народных традициях. Оно может стать
украшением интерьера общественного или жилого помещения. Поэтому, коллаж из
ткани является эффективным средством формирования художественных способностей
учащихся. Сущность коллажа состоит в том, что оно существует в единстве и
гармонии творчества и окружающей действительности.
Литература:
1.
Ивахнова,
Л. А., Концепция и содержание программы подготовки магистра по направлению
«Художественное образование. Изобразительное искусство» // Омский научный
вестник. Серия: Общество, история, современность. — Омск, 2011. — № 3 (98).
2.
Векслер
А.К. Коллаж: учебно-методическое пособие.
Серия "техники в изобразительном искусстве" Издательство РГПУ
им. А.И.Герцена 2012
3.
Девин,
П. О., О национальном русском воспитании. // Русская школа. 1916. № 2
4.
Шатунова,
О. В., Современные виды декоративно-прикладного творчества: Учебное пособие /
О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева. — Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015.
5.
Тарасенко Ю. О. Декоративно-прикладное искусство
как средство формирования художественных способностей учащихся детских
художественных школ // Молодой ученый. — 2017. — №38. — С. 122-125. — URL
https://moluch.ru/archive/172/45690/
|