Повествовательная структура рассказов В. Шукшина. - Надежда Викторовна Кухаренок
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Надежда Викторовна Кухаренок

Папка "Мои статьи"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

О культуре русской речи
Односоставные предложения (план-конспект урока)
Со мною снова наш Онегин

Технологическая карта урока 8 класс (ФГОС)

 Повествовательная структура рассказов В. Шукшина.




Повествовательная структура рассказов В. Шукшина.

 

В иерархии прозаических жанров всегда не последнее место занимал рассказ. Святым правилом рассказа является достижение максимума возможного при минимальной затрате словесного материала.

Рассказы Шукшина – один из удивительных феноменов русской литературы. Их внешняя безыскусность никогда не переходит в примитивность. «Простая» жизнь и «простые» люди неожиданно обнаруживают глубину и сложность. Механизм достижения такого эффекта вызывает большой интерес. Одним из способов раскрытия «загадки» Шукшина является исследование структуры созданных им текстов.

Шукшин пользуется известными в литературе формами словесного изображения: повествование, прямая речь. Соотношение между ними варьируется, но, как правило, прямая речь преобладает над повествованием.  Герои Шукшина полностью раскрываются в диалогах, «выговариваются» в них. В диалогах проявляются характеры людей, обнажается смысл ситуаций, в которых они оказываются. Характер многих рассказов определяется общением персонажей посредством диалога («Горе», «Космос, нервная система и шмат сала»), развернутыми монологами героя («Миль пардон, мадам!») или сочетанием того и другого («Раскас»).

Шукшину присуще удивительное мастерство в передаче устной живой речи. Он использует как широко известные, традиционные способы речевой характеристики (введение разговорных слов, оборотов, обыгрывание литературной лексики на фоне противоречия), так и редко до него употреблявшиеся приемы передачи речевого общения (обрывистость, незавершенность фраз). Подобная недосказанность выражает накал эмоций или демонстрирует движение мысли, сопровождающееся неумением ясно сформулировать её. Естественность диалогов персонажей такова, что производит впечатление стенограммы, хотя очевидна художественная созданность речи героев, связанная с отражением сущностного, характерного. Один из основных принципов художественного творчества – в частном, по видимости случайном – закономерное – наглядно проступает и в непритязательных разговорах шукшинских героев.

В рассказах писателя диалог зачастую существует автономно, не отягощенный авторскими замечаниями. В ряде случаев авторский текст вторгается в диалог в виде кратких пояснений, реплик, напоминающих ремарки драматического произведения. Авторские ремарки усиливают эмоциональную тональность диалога, раскрывают состояние его участников.

Таким образом, сжатая динамика рассказов Шукшина определяет и формы авторского повествования.

Шукшин прибегает и к таким способам передачи прямой речи, как развернутый монолог героя перед слушателями («Миль пардон, мадам!»), внутренний монолог, отдельные, не произнесенные вслух фразы персонажа («Правда»).

Эквивалентом душевного состояния героя, показателем его жизненного опыта и образовательного уровня становится письменная речь («Сельские жители», «Раскас»). Она повторяет речевые особенности устного высказывания, подтверждает характер и стиль мышления персонажей, проявленные в диалоге, в то же время дополняя речевую и личностную характеристику человека. Необычность и непривычность ситуации (письменное самовыражение – событие для героя) порождает причудливое смешение просторечия с литературной лексикой, книжными и канцелярскими оборотами. Человек в этом случае как бы приподнимается над собой, демонстрируя максимум своих интеллектуальных и речевых возможностей.

Одной из форм воспроизведения прямой речи является цитирование: повторение высказываний некоторых лиц автором или его героями, введение в текст песен, народных или сочиненных персонажами, отражающих характер ситуации и духовный мир их исполнителей.

Промежуточной формой, объединяющей авторское начало с индивидуальностью персонажа, является прямая речь. Слияние голосов автора и героя наглядно демонстрирует связь в общей структуре произведения прямой речи и повествования.

Важной составляющей рассказов Шукшина является авторское слово в его традиционных формах: повествование, описание, рассуждение. Текст от автора занимает равное или подчиненное по отношению к прямой речи место, но не является преобладающим. Писатель внешне скупо расходует свое право на повествование, отдавая предпочтение активности героев. Авторский текст уточняет и поясняет то, что связано с бытием персонажей в рамках данного рассказа: дает описание места действия, ситуации и возникших в результате последствий, внешности, характера, душевного состояния и общественного положения героев, их привычек, образа жизни. Все это дополняется комментариями, выражающими соображения автора по тому или иному поводу.

Функция авторской речи у Шукшина традиционна, но её характер – краткость, простота, порой безыскусность, как бы дублирующие речевую манеру персонажей, - обуславливает индивидуальность малой прозы писателя. При этом автор, глубоко понимающий своих героев, сочувствующий им, с любовной иронией показывающий их недостатки, смешные стороны поведения, не растворяется в своих персонажах. «Обедненность повествовательной манеры: лапидарность речи, игнорирование известных художественных эффектов – высвечивает то главное, что постиг писатель в человеке и – через человека – в жизни.

Многие сейчас изумляются изобилию шукшинских сюжетов, характеров и не могут взять в толк, где это и когда он успевал находить «фактуру», собирать «материал» для рассказов. Сегодня шукшинская жизнь и его герои бесследно исчезли или на время притаились, замерли в ожидании нового летописца.

 

 

Кухаренок Надежда Викторовна

Учитель русского языка и литературы ГБОУ

СОШ №625 с углубленным изучением

математики Невского района города Санкт-

Петербурга имени героя Российской 

Федерации Дудкина В.Е.

 

 


В данной статье я попыталась показать удивительный лаконизм `малой прозы` В.Шукшина как мир больших художественных открытий: мир живых, подлинных человеческих характеров; мир внешне очень простой, даже обыденный, но полный глубокого внутреннего смысла; мир самобытный, неповторимый, со своей особой атмосферой, языком, интонациями.
Автор: Кухаренок Надежда Викторовна
Источник: www.prodlenka.org
Тэги: литература



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Спасибо, Татьяна Павловна! Сколько юбилейных дат! Все имена близки и дороги! 6760347-a3949665 5 мая 1926 года на Тверском бульваре в Москве открылся первый книжный базар. Мероприятие было приурочено к дню советской печати. Было выстроено сто киосков для продажи книг, действовали развалы букинистической литературы. Постепенно этот книжный базар стал традиционным. Подробнее https://dosros.ru/achievements/articles/pervyy-knizhnyy-bazar-v-moskve/
Здорово! Опавший лист дрожит от нашего движенья, Но зелени ещё свежа над нами тень, А что-то говорит средь радости сближенья, Что этот жёлтый лист - наш следующий день. - Афанасий Фет, `Опавший лист дрожит от нашего движенья`, 1891
6771551-a3949665
Здорово!!
Мощный зверь) Очень хотела хорошо рисовать. Не вышло поучиться. Внучка хорошо рисует, учится на дизайне. Люблю смотреть что она рисует.
Антонина Алексеевна, очень приятно Вас видеть. Многие из прежних активных участников Прошколы сейчас изредка сюда заглядывают, видимо, ушли в другие дела, поэтому радостно иногда встречаться и знать :слава Богу, живы. Здоровья и благополучия Вам на долгие годы. Хочется узнать, как складывается жизнь Александра Владимировича Серолапкина из Чебоксар. У него были проблемы со зрением. Удалось ли ему сделать операцию? Может быть, кто-то знает ...





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/