|
|
Юлия Михайловна Лоновенко
открытый урок по русскому языку
|
|
|
| Тема: Склонение имен существительных. (Закрепление)
Цели:
закрепить понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
повторить типы склонения по окончанию и по роду;
Развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес;
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте.
2. Проверка домашней работы.
3. Оформление рабочей записи.
- Откройте тетради, запишите число, `классная работа`.
4. Минутка чистописания. (На доске)
- Написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать?
(Строчные буквы в, л, т, д)
- Назовите соединения.
(Нижнее, верхнее, нижнее)
- Обратите внимание на высоту букв по отношению к строке. Назовите лишнюю букву.
(л - непарная согласная, т - обозначает глухой звук)
5. Словарная работа.
- Переходим к повторению словарных слов.
5.1. Устная работа.
д: рога
л:сица
г:зета
х:зяйство
л:пата
5.2. Письменная работа.
- Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
1. Приём пищи в середине дня.
(Обед)
2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)
3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)
4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника)
5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица)
- Пользуясь ключом, проверьте и оцените работу. Поставьте оценку за словарную работу на полях
Взаимопроверка.
`5` - нет ошибок
`4` - 1 ошибка
`3` - 2 ошибки
`2` - 3 и более ошибок
- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?
- Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.
6. Сообщение цели урока.
- Какой частью речи являются записанные слова?
(Имя существительное)
- Найдите имена существительные в предложении.
Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)
- Определите падеж существительных и выделите окончания в словах по улице, по площади.
(Дательный падеж)
- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?
- Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.
7. Работа по теме урока.
Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.
- Прочитайте слова, найдите общее.
(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)
- Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:
- Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.
(Вода, земля)
- Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.
(Юра, Витя)
- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.
(Стол, конь)
- Выделите в них окончания.
- Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.
(Окно, море)
- Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?
(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)
Сущ. ж. р.Сущ. м. р.Сущ. м. р. Сущ. ср. р.Сущ. ж. р.
водаЮраконьокностепь
земляВитястолморедочь
/_________________//____________________//__________/
1 склонение2 склонение3 склонение
- По каким признакам мы сгруппировали существительные?
(По роду и окончанию)
- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.
- Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.
Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.
К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.
8. Упражнение в определении склонения имен существительных.
Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо.
10. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.
- Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?
Алгоритм действий при определении склонения имени существительного
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
1.Определить род.
2.Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
3.По роду и по окончанию определить склонение.
Образец рассуждения.
Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.
11. Физминутка.
- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. - наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 Автор: Лоновенко Юлия Михайловна
| Тэги: склонение
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ Отлично!
Отлично! ▫ Валентина Васильевна, огромное спасибо за ощущение тёплой ностальгии.
Как Вы верно всё описали, как будто вернули душу в те прекрасные времена.
Сейчас многие пытаются за нас решить, как мы себя тогда чувствовали, как и чем жили, Радость и патриотизм были естественным движением сердец. Было
ли зло? БезусловноБыли ли трудности? Ещё какие! Но только по сравнению с тем, что наш народ пережил во время войны, это были решаемые проблемы.
Я всегда не понимаю, почему при сравнении нашей страны с США этот факт упускается, а ведь это важный ключевой момент Они ведь даже за помощь свою
нам содрали всё до копеечки, а наша страна за короткий по историческим меркам срок, практически сравнялась с ними по мощи и положению в мире
Память всё ещё хранит очень многое из детства и бутерброды в школу с маслом, посыпанным сахаром (до сих пор не могу понять, почему масло не растапливалось до перемены, загадка!), и чернильные пятна в портфеле из непроливашек и смерть Сталина, когда все учителя рыдали, а нас отпустили домой, и мы ходили на шоссе, посмотреть, как остановятся и начнут гудеть все машины и много чего ещё Храню все свои дневники с первого класса по 7-ой с одной циферкой почти сплошь 5-ки.
А потом техникум. Уже с группой хождение на первомайские демонстрации. Однажды попали под жуткий ливень, разулись и счастливые до нельзя скакали до метро Новокузнецкая И пели, пели все, не считаясь с отсутствием голоса. И песни какие были! А ведь песни это история страны. Песни 20-30-х, военные, лирические послевоенные Я тут где-то писал о песне Москва майская - это была культовая майская песня, хотя изначально писалась, как песня о Москве. В общем, была страна, аналогов которой не было в истории, и пусть злятся и пытаются путать карты злопыхатели, это мы, а не они жили в то время, нам и судить.Спасибо, ещё раз, Валентина Васильевна.
Ну а по поводу работы на май - это дело каждого, иной и в будни то не шибко расположен трудом себя радовать, потому как он, труд, ему не в радость, потому как с большим удовольствием несёт пургу за столом, чем, скажем, бревно на субботнике...)))
▫ Спасибо! Нашла только на вашей страничке. ▫ g6:f7+ ▫ Валентина Васильевна, не везде так. Работали круглые сутки, смотря по погоде... В селе живу сразу после института с 1976 года... Насмотрелась вдоволь... Ну, и праздновали от души. Главный определить работать или праздновать - погода... А в СССР она везде разная в одно и то же время... Да и в этом году не до лесов: мороз -5 и ....СНЕГ всю ночь... Октябрьский район Оренбургская область, РАЙцентр (специально рай выделила)
Кстати, все майские дни галдели мотоблоки: орудия труда вскапывали частные огороды под картошку. И все были рады, что `до снега успели!`
Конечно, и скотину кормили-поили, выгоняли на улицу, пастись... дни для семьи пасти овец-коз и в праздничные дни. Пасли. Но и о празднике помнили. По окончании посевной в местном ДК и награды, и концерты, и танцы... От души. Не по приказу... Были `черные` дни, в земле и были праздники с ботинками и туфлями . Улыбаюсь, как увижу те клубные торжества (нас, молодых специалистов, даже домой на праздники не отпускали, находилось для нас, `белоручек` много чего. На уроках всегда учила детей всестороннему подходу к оценке событий. Любых. ▫ Антонина Алексеевна, в нашем возрасте достаточно сказать что жива и на своих ногах) Будьте живы и здоровы!
|
|
|
|
|