|
Татьяна Вячеславовна Арефьева
27.05.2020 Роль дидактической игры в развитии дошкольника.
|
|
|
| Роль дидактической игры в развитии дошкольника
В работе воспитателя мы часто сталкиваемся с дидактическими играми, это незаменимый помощник в воспитании и обучении детей, т.к. основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Родители наших воспитанников зачастую интересуются, что же такое дидактические игры и чем они отличаются от простых, в которые дети играют в свободное время, как эти игры проводятся в детском саду, какова роль воспитателя в проведении игр?
Предлагаю Вам информацию, которая может помочь разобраться в этом вопросе и дать общее представление о дидактических играх.
Дидактическая игра это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся, приобретают новые навыки и умения. Данный вид игры, как и любой другой, представляет собой самостоятельный вид деятельности, она может быть, как индивидуальной, так и коллективной. Дидактическая игра вносит неоценимый вклад в развитие и воспитание детей, активизируя психические процессы, она вызывает живой интерес к познанию. С помощью дидактической игры дети легко переносят значительные трудности в обучении, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
Дидактическая игра представляет собой разносторонний, многоплановый педагогический процесс, она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры специально разработаны, созданы и приспособлены для детей, с обучающей целью. Отличительной особенностью дидактической игры является наличие игрового плана, игровой задачи, правил, которые способствуют достижению поставленных целей обучения, при создании игры задача облегчается в занимательную для детей форму.
Дидактические игры представляют собой переходную форму обучения, подготавливая детей к не игровой форме в дальнейшем. (Как отметил А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к рубежным играм)
Структура дидактической игры включает:
1) задачу
2) действие
3) правила
4) результат, заключение игры.
Результативность проведения дидактической игры зависит от методики и организации ее проведения. Успехов в обучении и воспитании детей можно достичь только при направленности каждой игры на выполнение программных задач.
Организация проведения дидактической игры проходит с использованием трех основных направлений: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ результатов.
Подготовка к проведению игры включает в себя:
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения
определение места и роли игры в системе обучения и воспитания
установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и образования
определение количества играющих
определение наиболее удобного времени игры в режиме дня.
выбор места для игры
подготовка игрового оборудования, дидактического материала
подготовка к игре воспитателя (нужно знать ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой)
подготовка детей к игре (обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимых для решения игровой задачи)
Проведение дидактических игр:
ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использоваться в игре.
Объяснение хода игры и правил. Обращается внимание на поведение детей и четкое исполнение правил.
показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату
определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих
подведение итогов игры это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
По окончании игры воспитатель интересуется у детей понравилась ли им игра, обещает еще поиграть в новую.
Анализ дидактической игры направлен на выявление успешных или не успешных приемов подготовки и проведения игры. Какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, а какие нет, почему и что не сработало. Это способствует усовершенствованию как подготовки, так и сам процесс проведения игры. Кроме того, этот процесс поможет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, что поможет правильно организовать индивидуальную работу с ними. С помощью анализа можно распланировать усложнение игры и обогащение новым материалом.
Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные изоли Автор: Арефьева Татьяна Вячеславовна
|
|
Вакансии для учителей
|
|