|
| Какие деревья считаются наиболее поэтическими в России,
если исходить из количественных признаков? На первом месте,
безусловно, берёза, образ которой раскрывается в 84 стихотворных
произведениях (из рассмотренных около 3700 произведений русской
поэзии XVIIIXX веков, посвящённых природе).
Далее, в порядке убывающей частоты, следуют:
сосна - 51, дуб - 48, ива - 42, ель и рябина - по 40,
тополь - 36, клён и липа - по 30.
Другие деревья описываются гораздо реже:
осина и пальма - 7, кипарис - 6, верба, бузина, вяз, кедр - по 5.
Часто встречаются образы цветущих и плодоносящих деревьев и кустарников:
сирень - 29, черёмуха - 25, виноград - 18, яблоня - 15, вишня - 10,
орех - 8, груша, слива, лимон, апельсин - по 4- 5.
Количественное соотношение разных пород менялось от эпохи к эпохе.
Поэты первой половины XIX века, например Пушкин, чаще обращались
к дубу и сосне, и лишь со второй половины столетия - от А.Фета и
Н.Огарёва - начинается поэтический культ берёзы, достигший кульминации
у С.Есенина. XX век неожиданно раскрыл образные возможности тополя,
который раньше почти не привлекал внимания. Если рассматривать образы
деревьев не в количественной последовательности (от самых частых к более редким),
но в определённой системе смысловых отношений.
Первая статья посвящена образам мужеских деревьев:
дубу, клёну и тополю;
во второй статье мы поговорим о деревьях-женщинах: берёзе, иве, липе и рябине;
а третья представит вечнозелёные и загробные деревья,
сосну, ель и подведёт итог древесным мотивам русской поэзии.
Подробнее
http://lit.1sept.ru/article.php?ID=200902212
Автор статей, известный филолог Михаил Наумович Эпштейн.
ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ!!!!
Автор: Худ. М. Щрилёв
|
|