text - Натилья Васильевна Наймушина
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Натилья Васильевна Наймушина

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ



 text




Рабочая программа
Русская словесность 7 класс.

Пояснительная записка

 

               Данная рабочая программа разработана на основе программы  Р.И.Альбетковой  (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2012),

Дополнительная образовательная программа по русской словесности соотнесена с программами по русско­му языку и литературе. Вместе с тем в данной про­грамме осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку оп­ределяет изучение строя языка, то дополнительная образовательная програм­ма — расширяет знания об  употреблении языка. Если программа по литературе рассмат­ривает произведения как создания определенных писателей , то дополнительная образовательная программа— прежде всего как  явления искусства слова.

Дополнительная программа социально-педагогической направленности «Русская словесность» предлагает последовательное освоение материала в со­ответствии с возрастными возможностями школь­ников, с уровнем их языкового и литературного развития.

Количество часов в год – 34 ч. (1 час в неделю)

 

Цель дополнительной образовательной программы - заинтересовать   ученика,   пробудить   в  нем  силы творчества, познакомить   с   законами  употребления   языка; раскрыть   содержание   художественного   чтения произведения.

 

Задачи:

·          углубление знаний по   курсу   словесности;

·          приобретение опыта медленного чтения (глубокого понимания   произведения);             

·          обобщение   знаний  о разговорном   языке  и  литератур­ном.

 

Знания и  умения:

·          применять   средства   языка   в   собственных  устных  и письменных   высказываниях;

·          уметь   различать   стили  литературного   языка;

·          создание   рассказов,    стихотворений,   используя разные   формы  словесного   выражения.

 

 

 

 

 

Основное содержание курса

 

Разновидности употребления языка

Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.

Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится художественное произведение, и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.

 

Формы словесного выражения

Устная и письменная формы словесного выражения. Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе.

 

Стилистическая окраска слова. Стиль

Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.

Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра.

Пародия – воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ

Роды, виды и жанры произведений словесности

Три рода словесности: эпос, лирика и драма.  Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.

 

Устная народная словесность, её виды и жанры

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.

 

Духовная литература, её жанры

Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение, как история духовного восхождения  человечества и как произведение словесности.

Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.

 

Эпические произведения, их виды

Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.

Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.

Автор и рассказчик в эпическом произведении.

 

Лирические произведения, их виды

Виды лирики.

Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.

 

Драматические произведения, их виды

Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.

 

Взаимовлияние произведений словесности

Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.

Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

№ занят.

Тема  урока

Количество часов

  1.  

Разновидности употребления языка.

1

  1.  

Разговорный язык, его особенности и разновидности.

1

  1.  

Язык художественной литературы.

1

  1.  

Формы словесного выражения в нехудожественной словесности.

1

  1.  

Стихи и проза, их различие.

 

1

  1.  

Ритм и интонация в стихах и в прозе.

1

  1.  

Стилистические возможности лексики, фразеологии и грамматики.

3

  1.  

Стилистическая окраска слова.

2

  1.  

Стилизация и пародия.

1

  1.  

Роды, виды и жанры произведений словесности.

1

  1.  

Лирические виды и жанры народной словесности.

2

  1.  

Особенности словесного выражения содержания.

1

  1.  

Духовная литература, её жанры. Библия и особенности её стиля.

1

  1.  

Использование библейских тем, жанров и стиля в русской литературе.

1

  1.  

Практическая работа. Анализ текста.

2

  1.  

Сюжет и композиция эпического произведения.

2

  1.  

Художественная деталь.

2

  1.  

Изображение и выражение в лирике.

1

  1.  

Лирический герой. «Ролевая лирика».

2

  1.  

Анализ лирического произведения.

2

  1.  

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции.

1

  1.  

Роль художественной детали в драматическом произведении.

1

  1.  

Взаимовлияние произведений словесности..

1

  1.  

Эпиграф. Цитата. Реминисценции

1

  1.  

Использование фольклорных жанров. Итоги года.

1

 

ИТОГО

34

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

№ занят.

Тема  урока

Кол-во часов

 

Обучающиеся должны знать

Обучающиеся должны уметь

Контроль знаний

Дата

проведения

План

Факт

 

Разновидности употребления языка

 

 

1

 

Разновидности употребления языка.

1

Особенности литературного и разговорного языка, их назначение в жизни человека

Понимание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.

 

 

Различать изучаемые языковые единицы;

 выразительно читать тексты;

работать со словарём.

 

 

Анализ устных ответов и письменных работ в тетради;

анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности;

творческих  словесных работ

 

 

2

Разговорный язык, его особенности и разновидности.

1

 

 

3

Язык художественной литературы.

1

 

 

 

Формы словесного выражения

 

 

4

 

Формы словесного выражения в нехудожественной словесности.

1

 

 

Особенности типов речи, способы выражения этих особенностей

Особенности стихотворной и прозаической речи, их формы выражения, жанры

Особенности интонации стихотворного текста

 

 

Выразительно читать тесты повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Выразительное чтение стихов и прозы

 

Анализ устных ответов и письменных работ в тетради;

анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности;

творческих  словесных работ

 

 

5

Стихи и проза, их различие.

 

1

 

 

6

Ритм и интонация в стихах и в прозе.

1

 

 

 

Стилистическая окраска слова. Стиль

 

 

 

7

8

9

 

Стилистические возможности лексики, фразеологии и грамматики.

3

 

Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выраз. чтении произведения

 

 

Умение работать со словарями;

выразительно читать произведения худ. литературы

 

Создание стилизации и пародии.

 

 

10

11

Стилистическая окраска слова.

2

 

 

12

 

Стилизация и пародия.

 

1

 

 

 

Роды, виды и жанры произведений словесности

 

 

13

Роды, виды и жанры произведений словесности.

1

 

Отличия и своеобразие родов, видов и жанров  литературы

Умение различать роды словесности. Определение вида и жанра произведения.

 

Анализ устных ответов; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности;

творческих  словесных работ.

 

 

 

Устная народная словесность, её виды и жанры

 

 

 

14

15

 

Лирические виды и жанры народной словесности.

2

 

 

 

 

Знать особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности,

 

 

Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия.

 

 

Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.

 

 

 

16

 

Особенности словесного выражения содержания.

1

 

 

 

Духовная литература, её жанры

 

 

17

 

Духовная литература, её жанры. Библия и особенности её стиля.

1

 

Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования.

 

 

Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.

 

 

Анализ произведений духовной литературы

 

 

18

 

Использование библейских тем, жанров и стиля в русской литературе.

1

 

 

19

20

Практическая работа. Анализ текста.

2

 

 

 

Эпические произведения, их виды

 

 

21

22

Сюжет и композиция эпического произведения

2

 

 

 

Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения.

 

Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера.

 

 

Анализ устных ответов; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности;

творческих  словесных работ.

 

 

23

24

 Художественная деталь.

2

 

 

 

Лирические произведения, их виды

 

 

25

 

Изображение и выражение в лирике.

1

 

Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания.

 

 

Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения.

 

Анализ лирического произведения

 

 

26

27

 

Лирический герой. «Ролевая лирика».

2

 

 

28

29

 

Анализ лирического произведения.

2

 

 

 

Драматические произведения, их виды

 

 

30

 

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции.

1

 

 

Понимание характера героя драматического произведения   с учетом различных языковых  средств его изображения.

 

 

 

 

Навык выразительного чтения драматического произведения.

 

Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности.

 

 

31

Роль художественной детали в драматическом произведении.

1

 

 

 

Взаимовлияние произведений словесности

 

 

32

Взаимовлияние произведений словесности.

1

 

 

 

 

 

Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности.

 

 

 

 

Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений.

 

Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.

 

 

 

33

Эпиграф. Цитата. Реминисценции.

1

 

 

34

Итоги года. Использование фольклорных жанров.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

1.     На занятиях словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексиче­ские, фонетические, словообразовательные, грам­матические средства, формы словесного выраже­ния содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов все, что выработано народом — творцом словеснос­ти — на протяжении веков его развития.

 

2.     На занятиях словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик должен овладеть умением са­мостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, компози­ции, идее, учится осмысливать все компоненты со­держания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова. 

 

3.     На занятиях словесности школьник должен научиться ис­пользовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений сло­весности для выражения собственных мыслей и чувств, учиться творческому употреблению родного языка. 

 

 

                                                    В результате изучения русской словесности ученик должен

знать/понимать

·   богатство лексики русского языка;

·   эпические жанры народной словесности и особенности их языка;

·   особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь

·   определять лексическое значение слова;

·   определять виды лексических единиц;

·   находить в текстах и определять роль изобразительных средств;

·   различать жанры народной словесности;

·   различать эпические, лирические и драматические произведения;

 

аудирование и чтение

·   выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;

·   пересказывать прозу;

·   работать со словарями;

·   находить в текстах лексические единицы;

 

говорение и письмо

·   строить диалог;

·   создание собственных текстов различных типов речи;

·   создание собственных текстов различных жанров;

·   употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·   осознания значения произведений словесности  в жизни человека и общества;

·   творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

 

 

Для учителя:

       

1.        Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 7 класс». — М., 2012.

2.        Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений.

3.        Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2009

4.        Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 2007

 

Для учащихся:

1.        Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений.

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Можно и не очень хорошо... рисовать! В своё удовольствие - как получается. Начала рисовать, когда началась пандемия. Теперь леплю цветы из полимерной глины, начала, когда сломала руку. Типа чтобы разработать пальчики. Сустав уже никогда не разработается. Срослось всё неправильно, со смещением. Так что начинайте рисовать, Татьяна Павловна! Творить не бывает поздно! Спасибо Марина Осиповна, за добрые слова... мне надо ещё пожить, я ещё многое должна сотворить. Я счастлива, когда мои работы кого-то радуют! Обнимаю вас!
Андрей Ильич Горбунов и Степанида Никифоровна Павлова - мои прадед и прабабка, Андрей Ильич был старостой Вознесенского храма в селе Княженском, раскулачен. Значит Никифор Павлов - мой прапрадед. У Андрея Ильича и Степаниды Никифоровны живы оставались из множества деток только Петр (Княженка) и Мария (Миасс).
Вы совершенно ПРАВЫ Галина Ефимовна !
Созвучно: W24 - Останусь (Город 312 cover) LIVE Авторадио https://www.youtube.com/watch?v=n1glYOU6cPk В конце туннеля яркий свет слепой звезды, Подошвы на сухой листве оставят следы. Еще под кожей бьётся пульс и надо жить. Я больше может не вернусь, А может - я с тобой останусь: Останусь пеплом на губах, Останусь пламенем в глазах, В твоих руках дыханьем ветра, Останусь снегом на щеке, Останусь светом вдалеке, я для тебя останусь - СВЕТОМ!
6813820-a3949665 Николай Павлович!
Как-то скучно стало на портале. Раньше не успевала читать сообщения и просматривать файлы. Сейчас же ...





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/