Русская словесность 7 класс.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на
основе программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности
для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2012),
Дополнительная
образовательная программа по русской словесности соотнесена с программами по
русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется
специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет
изучение строя языка, то дополнительная образовательная программа — расширяет
знания об употреблении языка. Если
программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных
писателей
,
то дополнительная
образовательная программа— прежде всего как
явления искусства слова.
Дополнительная
программа социально-педагогической направленности «Русская словесность»
предлагает последовательное освоение материала в соответствии с возрастными
возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития.
Количество часов в
год – 34 ч. (1 час в неделю)
Цель дополнительной образовательной программы -
заинтересовать ученика,
пробудить в нем
силы творчества, познакомить
с законами употребления
языка; раскрыть содержание художественного чтения произведения.
Задачи:
·
углубление
знаний по курсу словесности;
·
приобретение
опыта медленного чтения (глубокого понимания
произведения);
·
обобщение знаний
о разговорном языке и
литературном.
Знания и умения:
·
применять средства
языка в собственных
устных и письменных высказываниях;
·
уметь различать
стили литературного языка;
·
создание рассказов,
стихотворений, используя
разные формы словесного
выражения.
Основное содержание
курса
Разновидности употребления языка
Разговорный язык,
его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык,
просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго.
Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.
Язык художественной
литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из
которого строится художественное произведение, и язык как результат
художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
Формы словесного выражения
Устная и письменная
формы словесного выражения. Диалог и монолог в нехудожественных видах
письменности.
Стихотворная и
прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в
стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе.
Стилистическая окраска слова. Стиль
Стилистические
возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и
стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической
окраски слов и выражений.
Стилистические
возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Стилизация как
воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной
поэзии, иного автора, определенного жанра.
Пародия –
воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
Роды, виды и жанры произведений словесности
Три рода
словесности: эпос, лирика и драма.
Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и
драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
Устная народная словесность, её виды и
жанры
Лирические виды
народной словесности: песня, частушка.
Особенности
словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной
словесности.
Духовная литература, её жанры
Библия:
уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение, как история духовного
восхождения человечества и как
произведение словесности.
Использование
библейских жанров и стиля в русской литературе.
Эпические произведения, их виды
Виды эпических
произведений: басня, рассказ, повесть, роман.
Сюжет рассказа и
повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Композиция рассказа
и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов,
картин, героев. Художественная деталь.
Автор и рассказчик
в эпическом произведении.
Лирические произведения, их виды
Виды лирики.
Своеобразие языка
лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта
средствами языка в лирике.
Драматические произведения, их виды
Виды драматического
рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Особенности
драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в
драматическом произведении.
Взаимовлияние произведений словесности
Использование
чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование
пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях
русских писателей.
Тематическое планирование
№ занят.
|
Тема урока
|
Количество часов
|
-
|
Разновидности употребления языка.
|
1
|
-
|
Разговорный язык, его особенности и
разновидности.
|
1
|
-
|
Язык художественной литературы.
|
1
|
-
|
Формы словесного выражения в
нехудожественной словесности.
|
1
|
-
|
Стихи и проза, их различие.
|
1
|
-
|
Ритм и интонация в стихах и в прозе.
|
1
|
-
|
Стилистические возможности лексики,
фразеологии и грамматики.
|
3
|
-
|
Стилистическая окраска слова.
|
2
|
-
|
Стилизация и пародия.
|
1
|
-
|
Роды, виды и жанры произведений словесности.
|
1
|
-
|
Лирические виды и жанры народной
словесности.
|
2
|
-
|
Особенности словесного выражения содержания.
|
1
|
-
|
Духовная литература, её жанры. Библия и особенности
её стиля.
|
1
|
-
|
Использование библейских тем, жанров и стиля
в русской литературе.
|
1
|
-
|
Практическая работа. Анализ текста.
|
2
|
-
|
Сюжет и композиция эпического произведения.
|
2
|
-
|
Художественная деталь.
|
2
|
-
|
Изображение и выражение в лирике.
|
1
|
-
|
Лирический герой. «Ролевая лирика».
|
2
|
-
|
Анализ лирического произведения.
|
2
|
-
|
Особенности драматического конфликта, сюжета
и композиции.
|
1
|
-
|
Роль художественной детали в драматическом
произведении.
|
1
|
-
|
Взаимовлияние произведений словесности..
|
1
|
-
|
Эпиграф. Цитата. Реминисценции
|
1
|
-
|
Использование фольклорных жанров. Итоги
года.
|
1
|
|
ИТОГО
|
34
|
Календарно-тематическое
планирование
№ занят.
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Обучающиеся должны знать
|
Обучающиеся должны уметь
|
Контроль знаний
|
Дата
проведения
|
План
|
Факт
|
Разновидности употребления языка
|
|
|
1
|
Разновидности употребления языка.
|
1
|
Особенности
литературного и разговорного языка, их назначение в жизни человека
Понимание роли
употребления разновидностей языка в художественном произведении.
|
Различать
изучаемые языковые единицы;
выразительно читать тексты;
работать со
словарём.
|
Анализ устных
ответов и письменных работ в тетради;
анализ словесной
игровой интеллектуальной деятельности;
творческих словесных работ
|
|
|
2
|
Разговорный язык, его особенности и
разновидности.
|
1
|
|
|
3
|
Язык художественной литературы.
|
1
|
|
|
Формы словесного выражения
|
|
|
4
|
Формы словесного выражения в
нехудожественной словесности.
|
1
|
Особенности типов
речи, способы выражения этих особенностей
Особенности
стихотворной и прозаической речи, их формы выражения, жанры
Особенности
интонации стихотворного текста
|
Выразительно
читать тесты повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном
произведении. Выразительное чтение стихов и прозы
|
Анализ устных
ответов и письменных работ в тетради;
анализ словесной
игровой интеллектуальной деятельности;
творческих словесных работ
|
|
|
5
|
Стихи и проза, их различие.
|
1
|
|
|
6
|
Ритм и интонация в стихах и в прозе.
|
1
|
|
|
Стилистическая окраска слова. Стиль
|
|
|
7
8
9
|
Стилистические возможности лексики,
фразеологии и грамматики.
|
3
|
Понимание
стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое
понимание в выраз. чтении произведения
|
Умение работать
со словарями;
выразительно
читать произведения худ. литературы
|
Создание
стилизации и пародии.
|
|
|
10
11
|
Стилистическая окраска слова.
|
2
|
|
|
12
|
Стилизация и пародия.
|
1
|
|
|
Роды, виды и жанры произведений словесности
|
|
|
13
|
Роды, виды и жанры произведений словесности.
|
1
|
Отличия и
своеобразие родов, видов и жанров
литературы
|
Умение различать
роды словесности. Определение вида и жанра произведения.
|
Анализ устных
ответов; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности;
творческих словесных работ.
|
|
|
Устная народная словесность, её виды и жанры
|
|
|
14
15
|
Лирические виды и жанры народной словесности.
|
2
|
Знать особенности
словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности,
|
Умение видеть
особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной
словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия.
|
Выразительное
чтение произведений разных видов народной словесности.
|
|
|
16
|
Особенности словесного выражения содержания.
|
1
|
|
|
Духовная литература, её жанры
|
|
|
17
|
Духовная литература, её жанры. Библия и
особенности её стиля.
|
1
|
Понимание
библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание
обобщенного смысла библейского повествования.
|
Умение видеть
своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить
использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.
|
Анализ произведений духовной литературы
|
|
|
18
|
Использование библейских тем, жанров и стиля
в русской литературе.
|
1
|
|
|
19
20
|
Практическая работа. Анализ текста.
|
2
|
|
|
Эпические произведения, их виды
|
|
|
21
22
|
Сюжет и композиция эпического произведения
|
2
|
Понимание характера литературного героя с
учетом всех средств его изображения.
|
Выразительное
чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения
характера.
|
Анализ устных
ответов; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности;
творческих словесных работ.
|
|
|
23
24
|
Художественная деталь.
|
2
|
|
|
Лирические произведения, их виды
|
|
|
25
|
Изображение и выражение в лирике.
|
1
|
Понимание смысла
лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами
выражения его содержания.
|
Умение передать в
выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения.
|
Анализ лирического произведения
|
|
|
26
27
|
Лирический герой. «Ролевая лирика».
|
2
|
|
|
28
29
|
Анализ лирического произведения.
|
2
|
|
|
Драматические произведения, их виды
|
|
|
30
|
Особенности драматического конфликта, сюжета
и композиции.
|
1
|
Понимание
характера героя драматического произведения
с учетом различных языковых
средств его изображения.
|
Навык
выразительного чтения драматического произведения.
|
Создание сценки с
использованием специфических языковых средств драматического рода
словесности.
|
|
|
31
|
Роль художественной детали в драматическом
произведении.
|
1
|
|
|
Взаимовлияние произведений словесности
|
|
|
32
|
Взаимовлияние произведений словесности.
|
1
|
Понимание смысла
использования чужого слова в произведениях словесности.
|
Умение передать
это понимание в выразительном чтении произведений.
|
Использование
мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.
|
|
|
33
|
Эпиграф. Цитата. Реминисценции.
|
1
|
|
|
34
|
Итоги года. Использование фольклорных
жанров.
|
1
|
|
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся
1.
На занятиях словесности
ученик
должен изучить законы
употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические
средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного
выражения содержания в произведениях различных родов и видов
—
все,
что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его
развития.
2.
На занятиях
словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в
жанрово-родовой специфике, ученик
должен
овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл
прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу,
сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и
формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства
слова.
3.
На занятиях
словесности школьник
должен научиться
использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных
видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств,
учиться творческому употреблению родного языка.
В результате изучения русской словесности ученик должен
знать/понимать
·
богатство лексики
русского языка;
·
эпические жанры
народной словесности и особенности их языка;
·
особенности языка
эпических, лирических и драматических произведений;
уметь
·
определять
лексическое значение слова;
·
определять виды
лексических единиц;
·
находить в текстах
и определять роль изобразительных средств;
·
различать жанры
народной словесности;
·
различать
эпические, лирические и драматические произведения;
аудирование
и чтение
·
выразительно читать
тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
·
пересказывать
прозу;
·
работать со
словарями;
·
находить в текстах
лексические единицы;
говорение
и письмо
·
строить диалог;
·
создание
собственных текстов различных типов речи;
·
создание
собственных текстов различных жанров;
·
употреблять
лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни
для:
·
осознания значения
произведений словесности в жизни
человека и общества;
·
творческого
овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества
Учебно-методическое
обеспечение
Для учителя:
1.
Альбеткова
Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности.
7 класс». — М., 2012.
2.
Альбеткова
Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 7 кл.
общеобразоват. учреждений.
3.
Альбеткова
Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2009
4.
Львова С. И. Уроки
словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 2007
Для учащихся:
1.
Альбеткова
Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 7 кл.
общеобразоват. учреждений.