|
Только для оптимистов! Занимательная статья!
развернуть
Месяц
назад в Петербурге прошёл Первый всероссийский педагогический форум.
Сквозь типовое название не видно главного — что 167 педагогов из 62
регионов съехались туда по собственной инициативе и на свои деньги. При
наблюдаемом уровне учительских доходов (во многих регионах разве что
терпимом, а в иных — оскорбительном) один этот факт мог бы, кажется,
вызвать к форуму некоторое уважение. Ничуть не бывало. Никто из
образовательного начальства не откликнулся на приглашение почтить форум
своим присутствием. Нет, понятно, министру и даже его замам такое
собрание не по рангу, но хоть какого-нибудь столоначальника из Москвы
или местного, питерского главначпупса могли бы прислать? Теперь, когда
после долгого обсуждения в сети опубликована резолюция форума, думаете,
кто-нибудь из фурсенковского ведомства удостоит её заметить? Вот и я
что-то сомневаюсь.
Резолюция объявляет положение в российском
образовании «крайне тяжёлым», подчёркивая, что оказалось оно таким не
из-за кризиса, а из-за «неразумной и недальновидной политики,
реализуемой Министерством образования и науки РФ на протяжении
последнего десятилетия». Что утвердившим этот документ педагогам не
нравится буквально всё, что исходило и исходит от минобра, виднее не по
первой, констатирующей части, а по второй, где собраны их предложения.
Самый, пожалуй, характерный пункт начинается так: «Пересмотреть ВСЕ
(так выделено в оригинале. — А. П.) текущие реализуемые и планируемые к
реализации проекты в области образования с позиций профессиональной
оценки педагогического сообщества». Большинство предложений сводится к
одному и тому же: «организовать прозрачную и публичную процедуру
независимой профессиональной экспертизы»; «организовать межрегиональную
рабочую группу» — словом, учтите мнение учителей! Рискну предположить,
что это и есть главная мысль, собравшая педагогов в Питер и заставившая
их выступить с запредельно резкой резолюцией. Учителя тоже бывают
наивными — и 167 учителей, собиравшихся на форум, и те тысячи, что
потом в сети обсуждали проект резолюции, возможно, сплошь наивняк; но
всё-таки взрослые люди не могут всерьёз полагать, что по одному их
призыву развернётся на сто восемьдесят градусов ВСЯ государственная
политика в образовании. Подчёркнутой резкостью своей бумаги они хотели
добиться одного: чтобы их выслушали. Только ведь не добьются; слушать
их никто не станет.
Образование — никак не единственная сфера
нашей жизни, где с ошеломляющим успехом царит, прости Господи,
эффективный менеджер. Позвольте не отвлекаться на ритуальные
приседания: и от этих-де людей бывает польза. Бывает — особенно в тех
случаях, когда им чётко указано их место. Но царствующий ЭМ — это
локальный конец света. Это абсолютная уверенность, что нет на свете
звания выше, чем MBA, и знаний более важных, чем преподанные «магистру»
на соответствующих курсах. Это необсуждаемый примат финансовых (причём
только текущих финансовых) соображений над любыми другими. Это
жесточайшая селекция мирового опыта: рабское подражание тем фрагментам,
что описываются в терминах текущих финансовых соображений, — и полное
игнорирование фрагментов, продиктованных, скажем, гуманитарными или,
хуже того, стратегическими целями. И наконец, это непритворная глухота
к словам (и воплям) специалистов в той области, которой данный ЭМ
взялся руководить, — будь то учителей, как в обсуждаемом случае, или
энергетиков, или атомщиков, или врачей, или кого хотите. Ну и
результаты деятельности этих паладинов Движения Денежных Средств во
всех случаях, когда они становятся самыми главными, бывают примерно
одинаковы.
(Конечно, это не только наша беда. Собственно, один
из главных — до конца ещё не понятых — уроков нынешнего кризиса в том и
состоит, что эти ребята, у которых в голове одна сплошная EBITDA,
забрали слишком большую силу на всём глобусе. Недавно казавшаяся остро
современной мысль об универсальности настоящего управленца: сегодня
пивоварней рулит, завтра оперным театром — на глазах устаревает. И на
всём глобусе очень скоро осознается гигантская проблема: где взять, а
если негде взять сразу, то где и как готовить в достаточном количестве
управленцев, которые будут в должной мере разбираться в предметных
областях. Не проще ли их отбирать из тех, кто в своих областях уже
разбирается? Да, у всех похоже, но мы всё-таки зашли в этом направлении
дальше слишком многих.)
Мне скажут, что всё не так. Что при
минобре существует прорва советов, рабочих групп и всякого такого
прочего, куда входит многое множество практикующих педагогов. Да, такие
советы и группы есть — мне даже случалось поучаствовать в их трудах. И
практикам там, действительно, не мешают высказываться. Вот только из
высказываний этих хоть как-то идут в дело, мягко говоря, далеко не все.
Начальство безусловно отказывается не только что менять, но даже и
заметно корректировать основные принципы проводимой политики («деньги
за учеником», там, или обязательный ЕГЭ); а поскольку принципы эти были
приняты без особых консультаций с педагогической или тем более
родительской общественностью, то позволение чуточку влиять на детали не
избавляет учителей от ощущения, что их никто не слушает.
Взять
хоть этот самый ЕГЭ. То, что происходило в нынешней вступительной
кампании, не буду говорить «не лезет ни в какие ворота», скажу
аккуратнее: беспрецедентно. В одном из ближайших номеров «Эксперт»
напишет об этом подробно, но одно печальное обстоятельство можно
указать и здесь. Полистайте любое обсуждение темы в рунете — их там
тысячи. Голоса типа «не так уж всё и плохо» есть, но их сравнительно
немного; куда больше суждений иного рода (цитирую): «ситуация с ЕГЭ
зашкалила коррупционностью и преступной непродуманностью». А теперь
полистайте интервью минобровского начальства: всё отлично, невзирая на
маленькие-маленькие недоделки, которые вот-вот будут устранены. Как
сторонам хотя бы услышать друг друга? Эффективный менеджер отличается
от человека тем, что знает, как надо, — и знает, что простой смертный
этого не знает. Договориться о перечне необходимых действий в сфере
образования будет чрезвычайно трудно, если вообще возможно.
Александр Привалов, научный редактор журнала «Эксперт»
|
| Автор: А.Привалов Источник: http://mirtesen.ru/blogs/interesting
|
|