|
|
МОДЕЛИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДУХОВНО НРАВСТВЕННОГО, ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ, СЕМЬИ, СОЦИУМА.
Название: | МОДЕЛИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДУХОВНО НРАВСТВЕННОГО, ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ, СЕМЬИ, СОЦИУМА. | Тип: | Статья | Автор: | Лариса Николаевна Иожица | Описание: |
В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Базовое звено образования - общеобразовательная школа. Именно средние учреждения активно включились в реформирование образования, которое происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности.
К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
Реализация духовно-нравственного воспитания в нашей школе осуществляется по трем направлениям:
-урочная деятельность;
-внеурочная деятельность;
-внешкольная деятельность.
Урочная деятельность
Преподавание знаний о Православии, его систематическое изучение в общеобразовательной школе является неотъемлемой частью полноценного общего образования. Это также историческая и культурная традиция русской школы с момента её возникновения, насильственно прерванная в эпоху насаждения безбожия и борьбы с Церковью после 1917 года.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству.
За многие века своего существования Православие накопило колоссальный духовный, этический и эстетический потенциал - лишать современного человека возможности осваивать его, значит несказанно его обеднять.
Познакомить наших детей с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия и со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и призван курс православной культуры. Это должно быть интересно и важно не только носителям православной религиозной традиции, но и детям, воспитывающимся в других традиционных религиях или не имеющих такого воспитания, но постоянно проживающим в России. В нашей школе курс ОПК реализуется в форме факультативных занятий в 8-х классах и элективных учебных предметов в 9,10,11-х классах, с сентября 2012 года в 4-х классах введен предмет ОРКСЭ. Преподают их замечательные педагоги это Волочаева О.Д. отличник народного просвещения и Вайденталь Н.В. Частыми гостями занятий по основам православной культуры и помощниками педагогам на занятиях по основам православной культуры является настоятель Свято-Троицкого храма ст. Новодонецкой иерей Александр Ефименко и настоятель храма Пресвятой Богородицы архимандрит Полихроний.
Внеурочная деятельность реализуется через :
-факультативы в классах казачьей направленности 3а, 9б классы
- кружки Традиции казачества, История казачества
-патриотический военно-спортивный клуб Казачья застава
- школьный спортивный клуб Старт
-туристический клуб Путь
- традиционные школьные праздники
-клуб КВН
-школьную газету.
Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью духовного воспитания. Ежегодно большая работа проводится по подготовке мероприятий к празднованию очередной годовщины Великой победы. Особо значимые мероприятия были проведены ко Дню победы в Великой Отечественной войне:
- встречи с ветеранами войны и тружениками тыла,
- проекты учащихся о своих близких, внесших вклад в Победу над фашисткой Германией,
- собрание уникальных материалов: фронтовые письма, фотографии военных лет, копии наградных документов.
-акции: Георгиевская ленточка, Победа деда - моя победа, Вахта памяти, Платок памяти, Посылка солдату
- Воспитанники клуба Казачья застава и туристического клуба организовывают походы по местам боевой славы
Следующая ступень развития гражданина России это осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родной станицы, района, края. Конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение наполняются такие понятия, как малая Родина, Отечество, родная земля, моя семья и род, мой дом. Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций России, русского народа и народов, в среде которых он родился и живет. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения и развития связи , преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания;
Педагогическая культура родителей один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни школьника.
Основными формами взаимодействия с родителями в нашей школе являются: организация походов и поездок; родительские собрания; индивидуальные беседы; родительский лекторий; совместные школьные праздники, психологические игры, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.
Особенно эффективны родительские собрания, совместные праздники. Их значение трудно переоценить. На родительских собраниях оказывается педагогическая помощь родителям в воспитании их детей. Обсуждаются трудные ситуации, возникающие в процессе обучения и воспитания, пути преодоления детской агрессии. Даются советы родителям по формированию в семье нравственных принципов гражданина. Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы Папа, мама и я казачья семья, семейные праздники День семьи, День матери, Семья вместе и душа на месте, День именинника. Совместные праздники, где с детьми участвуют родители, сближают детей и родителей, помогают организовать досуг в семье, повышают уважение детей к родителям, развивают творческие способности детей.
И все же ведущая роль в духовно-нравственном воспитании личности ребенка отводится школьному учителю. По словам У. Черчилля, Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. Учитель воспитывает, прежде всего, личным примером. Он должен быть образцом для подражания. Наши педагоги инициаторы, организаторы и активные участники совместных с учащимися школьных проектов Танцы с учителями, Две звезды, Веселые старты. Такие мероприятия способствуют сплочению детского коллектива, формируют правила культуры поведения в общественных местах. Учат общению с взрослыми. Общие праздники формируют у учащихся активную жизненную позицию и развивают творческий потенциал ребенка.
Внешкольную деятельность невозможно осуществить без сетевого образовательного пространства. Это сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, культуры, общественными организациями, с вузами, сузами.
В своей деятельности творчески работающие учителя нашей школы широко используют музейную педагогику не только для воспитания социально-значимых качеств личности, но и для формирования базовых компетенций. Это в первую очередь большая поисковая работа, музейные уроки, участие в международных интеллектуальных играх. Внешкольная деятельность осуществляется посредством участия наших учащихся в районных и региональных конкурсах, в благотворительных акциях, экскурсиях, полезных делах (акции, субботники). Большое значение уделяется поездкам по святым местам, посещением храмов.
Мы считаем, что наша работа дает положительную динамику по формированию нравственных категорий и гражданственности учащихся. Мы хотим видеть наших детей образованными, воспитанными, нравственными, успешными людьми, компетентными в профессиональной сфере и обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны.
МОДЕЛИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ
ДУХОВНО НРАВСТВЕННОГО, ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ,
СЕМЬИ, СОЦИУМА.
(из опыта работы МАОУ СОШ №1 ст. Выселки Краснодарского края)
Заместитель директора
по воспитательной работе
Иожица Л. Н.
| Добавила: | |
|
Вакансии для учителей
|
|
|