Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальной школы, испытывающих затруднения в речевом взаимодействии (Инна Алексеевна Яковлева ) в библиотеке ПроШколу.ру
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ





Библиотека - Методические материалы

Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальной школы, испытывающих затруднения в речевом взаимодействии


ОПИСАНИЕ

Название: Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальной школы, испытывающих затруднения в речевом взаимодействии
Тип: Методический материал
Автор: Инна Алексеевна Яковлева
Класс: Начальная школа
Описание: В условиях реформирования современной российской школы возрастает интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ .
Существенная особенность стандартов нового поколения - компетентностный (системно-деятельностный) подход в обучении
Если раньше мы формировали у детей всем известные ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, теперь формируем КОМПЕТЕНТНОСТИ.
В моём классе учатся дети, имеющие общее недоразвитие речи 3 уровня, при котором страдают звукопроизношение, лексико-грамматические категории, связная речь.
За рубежом таких детей теперь называют дети с особыми потребностями.
Поэтому одной из важнейших ключевых компетентностей младших школьников речевого класса считаю коммуникативную.
Каково же её значение для младшего школьника, испытывающего трудности в речевом общении ?

Во первых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
Во вторых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
В третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия его будущей жизни.
Уважаемые коллеги, мне хотелось бы поделиться с вами опытом работы по формированию коммуникативных компетенций с учащимися 3 речевого класса общеобразовательной школы.

В системе своей практической деятельности я использую наиболее эффективные формы развития коммуникативных умений и навыков, которые предлагаю к рассмотрению.
Работу по формированию коммуникативной компетенции веду систематически на всех уроках.
В своей практике я использую индивидуальные, фронтальные, парные, групповые, коллективные, формы работы.
Третий год я работаю по учебно-методическому комплекту Школа России.

Многие задания в учебниках по всем предметам формирующие коммуникативные навыки и навыки совместной деятельности учащихся, имеют маркировку.
Работу в парах начинаю вводить в свою практику с первого класса.
Знакомимся с правилами общения: при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать.
В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться.
Когда пара готова отвечать, дети поднимают руки домиком.
Учителю важно спросить:
Договорились ли вы в паре, кто будет отвечать?
В паре можно проверять таблицу сложения и вычитания, домашнее задание, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой.
После того, как организовали работу в парах, переходим к организации работы в группе.
Сначала учу детей выполнять единую групповую работу (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп),
а затем - и дифференцированную групповую работу (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели).
Первые задания для групповой работы даю на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.
Учебные предметы УМК Школа России имеют все предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий учащихся.
Традиционно первое место в этом направлении в ряду школьных предметов занимает Литературное чтение.
Для создания благоприятной коммуникативной ситуации на уроке чтения я использую:
1. Рассказ от первого лица:
- рассказать от первого лица;
- повествование от имени предмета;
2. Комплимент:
- сказать комплимент литературному герою;
3. Произведение в заданном ключе:
- введение в название произведения нового объекта;
4. Изменение сказочной развязки:
- придумать другое окончание сказки, рассказа.
Например, на страницах учебников часто встречаются такие задания, как опиши устно, подготовь рассказ, объясни и т. д.
Развитие устной речи школьников достигается путём составления различных диалогов, это работа со скороговорками и чистоговорками, инсценирование.
В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность.

Для формирования правильной речи использую:

Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках (Лучше нас лесных (ежей) нет на свете сторожей);

Согласование существительных и местоимений - Чья вещь? (мой карандаш, моя книга);

Употребление прилагательных Из чего предмет? (деревянный карандаш),

Обогащение словарного запаса провожу через работу со словарями.

Обязательно ввожу новые слова (минимум 1, максимум 7), так как ученикам моего класса прежде всего не хватает речевого арсенала для выражения понятий, мыслей, чувств.
Уроки математики позволяют систематически практиковать работу в парах и микрогруппах, где дети учатся договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.
Предлагаю детям такие задания, как
1.Прибавляйте c другом по очереди пятёрки и называйте получающиеся числа, пока не получится 100.
5+5=10 5+5+5=
Запишите равенства с помощью знака умножения:
5х2=10 и т. д.
2.Выбери однозначное число.
Пусть твой товарищ увеличит его в два раза.
По очереди увеличивайте числа вдвое, пока не выйдете за пределы сотни.
Например:
7х2---14х2---28х2---56х2--- 100

Благоприятны для формирования коммуникативных умений и навыков младших школьников уроки окружающего мира.
На этих уроках практикую выполнение различных заданий в парах и микрогруппах, когда необходимо работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами;
искать и проверять необходимую информацию в дополнительной литературе, выработать общее мнение и донести его до слушателей;
владение первоначальными умениями работы с интерактивной доской.
Коллективная работа над проектной задачей и последующая её защита стимулируют учащихся на взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (родителями, библиотекарем)
Темы проектов самые различные. Это Рассказ о слове, Волшебная сказка, Природа в опасности, Математические сказки,
Большое значение для развития навыков общения младших школьников имеет внеурочная деятельность.
Я использую различные виды внеклассных мероприятий: викторины, конкурсы, тематические классные часы, праздники, игры.

Хочу закончить своё выступление словами выдающегося педагога В.А.Сухомлинского, который сказал:
Ребенок, не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым значит, прежде всего помочь ему учиться.






Добавила:
Инна Алексеевна Яковлева
Инна Алексеевна Яковлева


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2020. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу


































 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/