Описание: | Методическая разработка
Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах.
Восенушка-осень сноп последний косим
Воспитатель беседует с детьми о ранней осени, используя пословицы, поговорки, приметы.
Вместе с воспитателем дети разучивают закличку Восенушка-осень.
Осень, осень, осень,
Гости недель восемь!
Со громами сильными,
С дождями ливнями.
Лей-ка, дождик, с неба
Больше будет хлеба!
Затем воспитатель вносит сноп из колосьев ржи, овса, пшеницы; детям предлагается назвать их, если дети сами затрудняются, воспитатель называет, дети рассматривают, ищут отличительные особенности. Далее эти культуры вносятся в цент науки, для самостоятельной исследовательской деятельности детей (разбора по культурам)
Пословицы и поговорки для обсуждения:
В сентябре лес реже и птичий голос тише.
Сентябрь время боровиков, груздей, рыжиков.
Народные приметы: Много паутины на Бабье лето - к ясной осени, холодной зиме.
Листопад проходит скоро зима будет холодная.
Описание народных игр в которые играют в сентябре :
Муха
На земле очерчивается круг. В центе вбивается кол, на него вешается кружок муха. Играющие встают за кругом и бросают палочки , кусочки дерева стараются сбить муху с кола. У кола стоит караульщик , который должен всякий раз , как муха сбита ,снова вешать ее на кол. Когда играющие бросят все свои снаряды , то бегут за ними , и кто ,вернувшись , не успеет занять свое место , тот становится караульщиком у мухи.
Черный жук
По жребию выбирают водящего жука . Он становится спиной к остальным , широко расставив ноги. В эти своеобразные ворота играющие бросают свои шапки. После того как брошены все шапки , жук ползком , на четвереньках , их отыскивает. Играющие приговаривают :
Жук ползет,
Жук без рук,
Не найдет мою шапку.
Когда шапки собраны , жук пытается узнать , кто хозяин какой нибудь из них. Если это у него получается , то хозяин шапки берет ее и бежит на место , где стоит жук ,чтобы водить вместо него. Остальные игроки , взяв свои шапки , бросают их в бегущего.
Если водящий не узнал хозяина ни одной из шапок , он выходит снова.
Капуста
Рисуется круг огород.На середину круга складываются шапки , пояса ,платки и прочее , обозначающие одежду капусты.Все участники игры стоят за кругом , а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с капустой. Хозяин изображает движениями то , о чем поет:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица , бобер и курица,
Заинька усатый , медведь косолапый.
Играющие стараются быстро забежать в огород ,схватить капусту и убежать. Кого хозяин поймает, тот выбывает из игры. Участник , который больше всех унесет капусты ,объявляется победителем.
Огородник(репа)
Каждый из играющих называет себя каким нибудь овощем. Все становятся в круг. Один огородник - выходит в середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают :
-Кто там?
-Огородник!
-За чем пришел?
-За репой!
После этого ответа все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:
Сверху репа зелена,
Посерёдке толста,
К концу востра,
Прячет хвост под себя.
Кто к ней ни подойдет,
Всяк за вихор возьмет.
Огородник должен назвать ,кто из ребят репа. Если угадает , то репа от него убегает , а он за ней.
Медведь
Выбирается медведь.Остальные играющие поют , по очереди выставляя ногу:
Та ли нога?
Нет , нет та.
И так несколько раз, пока очередь не дойдет до последнего .Тогда поют:
Усь ,медведь,
Погонись за мной. Затем разбегаются , а медведь вскакивает и бежит за ними. Кого поймает, тот становится медведем.
Используемая литература:
Бударина Т.А. ,Куприна Л.С., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Издательство Детство Пресс 1999 г.
Журнал Дошкольное воспитание № 1, 2, 3, 4 1998г. и № 10-12 1997г.
|