Описание: | Статья
Интеграция экологического и речевого развития дошкольников
В качестве системообразующего компонента интеграции могут выступать естественно-научные знания, концентрирующие вокруг себя другие компоненты содержания. Признаки живой и неживой природы, включенные в наблюдение, литературные произведение, составление творческого рассказа и т.д., приобретают для ребенка личную значимость. При организации экологически речевой деятельности ребенок включается в процесс познания сущности явления, объекта, он становится участником процесса деятельности. Знакомство с литературным произведением, и наблюдая явления или образ в природе, позволяет увидеть естественные признаки в различных связях как внутри природных процессов, так и в их влиянии на людей, наблюдающих за этими изменениями, что положительно сказывается на результате усвоения картины целостного знания у дошкольников.
Сама экологическая наука предполагает выход на интеграцию, потребностью создания у ребенка целостной картины мира, где все находится в нерасторжимом единстве. Окружающий мир, природа это сильнейшие средства, которые могут завладеть вниманием и чувствами детей, пробудить доброе отношение, восхитить¸ удивить. Образы, представления и чувства, пережитые ребенком в момент наблюдения, являются источником рождения образов, которые умелый педагог в нужный момент оживляет в сознании детей.
Экологическое развитие подразумевает формирование основ экологической культуры личности, гуманно-ценностного отношения к миру природы, формирование экологического мышления и правильного поведения в мире природы, умение познавать себя в природе. Речевое развитие детей подразумевает расширение и систематизацию словарного запаса, развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры, развитие содержательной, связной речи, речевого творчества, выразительности речи, культуры речевого общения, норм речевого этикета.
Интегрированный подход к экологическому и речевому развитию позволит формировать у дошкольников целостное, системное представление о сложных взаимосвязях, существующих в природе, окажет влияние на становление у детей научно-познавательного, эмоционального, нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающему миру и самому себе, на основе познания социального и природного окружения детей. Экология и речь не должны быть изолированы друг от друга, надо по возможности их совмещать в педагогическом процессе детского сада.
Преимуществами такой интеграции будет развитие у детей воображения, восприятия, совершенствование познавательных процессов, формирование творческого подхода к деятельности, коммуникативных способностей, реализация потребностей в самовыражении: игре, речевом творчестве, уходе за живыми объектами природы. В результате богатая речь, умение вести себя в природе, ценить прекрасное, и т.д.
Интеграция даст возможность знакомиться с окружающим миром, погружаться в красоту природы, и передавать эту красоту в речевом и художественном образе и творчестве. К интегрированным методам и приемам можно отнести: экспериментирование, проектную деятельность, игры драматизации, ролевые игры и т.д. (Е.С.Полат, Н.А.Рыжова, О.Б.Волжина, И.В.Цветкова, Л.М.Кларина и др.).
Таким образом интеграция экологического и речевого развития детей дошкольного возраста позволит одновременно освоить экологические представления, способствовать развитию умений, совершенствовать речевую активность, с наименьшими затратами, приобщить к общечеловеческим ценностям, обеспечить целостное развитие личности.
1.Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград. 2007
2.Майер А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка. //Управление ДОУ № - 6 2004
3.Маленькие граждане большого города. Коллективная монография Спб. Издательство Союз 2007( стр. 262-282; 143-156)
4.Павленко И.Н. Радюшина П.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: интегрированные занятия. / Под редакцией К.Ю.Белой. М., 2005
5.Поддъяков Н.Н. Доминирование процессов интеграции закон развития детей дошкольного возраста. //Д/В №-1 2000
6.Соколова О.А.Интеграция экологического образования в образовательную область. Технология: Екатеринбург. 2002
7.Сомкова О.Н. Развиваем речь детей. //Д/В № -1 2006
|