|
|
|
Использование графических материалов на уроках изобразительного искусства Из опыта работы.
Название: | Использование графических материалов на уроках изобразительного искусства Из опыта работы. | Тип: | Статья | Автор: | Елена Юрьевна Чепрасова | Предмет: | ИЗО | Описание: | Каждый ребёнок индивидуален, талантлив и уникален. Его внутренний мир- это мир нереализованных возможностей. С раннего детства человек пытается осознать окружающий мир и отобразить его. Создать условия для творческой реализации личности, поддержать интерес к изобразительной деятельности, задача учителя.
В первом классе мы получаем детей которые в большинстве своём любят рисовать. Куда же девается этот интерес?
Получая детский коллектив, учитель должен учесть индивидуальные возрастные особенности каждого ребёнка в классе: память, внимание, мышление. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Один более эмоционален, другой менее. Нужно разнообразить творческую деятельность учеников так, чтобы поддержать в них интерес и тягу к изобразительному творчеству.
Сложность заданий, выбор художественного материала для выполнения работ должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. В освоении художественной грамоты ученик должен двигаться вперёд, каждый раз поднимаясь на ступеньку выше. Необходимо сопровождать и направлять ребёнка в его творческой деятельности, дать почувствовать ему радость от творчества и удовлетворение от результата своей работы.
В силу природного характера каждый выбирает для себя тот материал, в котором может ярче себя выразить и передать своё эмоциональное состояние, поэтому на уроках изобразительного искусства ребята должны попробовать работать разными художественными материалами, изучить возможности этих материалов и приёмы работы с ними.
ГРАФИКА (от греческого grafo - пишу, черчу, рисую) вид художественного творчества. Основан на искусстве рисунка и обладает собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
К средствам выразительности графики относятся: точка. линия, пятно, контур, контрасты белого и чёрного.
Графика древнейшее из изобразительных искусств. Первые изображения рисунки, нацарапанные на стенах и скалах пещер первобытного человека появилась тогда, когда люди добывали огонь трением, шли на охоту с каменным топором. До 13-14 веков краски выполняли в изобразительном искусстве второстепенную роль, подчеркивая контуры рисунка, и носили декоративный характер.
Рисунок является одним из основных видов детского творчества в рисовании с натуры, на различные темы и в декоративном рисовании.
РИСУНОК изображение, выполненное от руки с помощью графических средств выразительности. В рисунке, художник не копирует предмет, а выбирает самое важное и характерное, опуская всё второстепенное.
Рисунок является одним из основных видов детского творчества в рисовании с натуры, на различные темы и в декоративном рисовании. Он играет важную роль в определении контура, формы, объёма предметов и их расположения в пространстве. При помощи рисунка ребёнок познаёт и изучает окружающий мир.
Великими мастерами линейного рисунка были Леонардо да Винчи, Микеланджело, А. Дюрер, Рафаэль и другие.
Русская школа также внесла много нового в технику рисунка. Работы мастеров О. Кипренского, К. Брюллова, А. А. Иванова, И. Репина и многих других русских
художников дают представление о различных приёмах использования графических материалов.
Илья Репин любил выполнять рисунки графитным карандашом с использованием растушёвки.
Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки (Микеланджело Буонарроти)
РИСУНОК
ЛИНЕЙНЫЙ
Быстрый и обобщенный.
Рисунок - набросок.
Учит быть наблюдательным,
уметь анализировать модель,
схватывать в ней самое главное.
ТОНАЛЬНЫЙ
Передает объем предмета,
освещенность, фактуру,
пространственные отношения,
полнее характеризует предмет.
Рисунок основа графики, которую разделяют на:
- станковую (станковый рисунок, лубок);
- книжную
- прикладную (грамоты, дипломы, марки, этикетки, афиши и др.);
- плакат
- гравюры.
Станковый рисунок выполняют на бумаге, картоне и материи, реже на дереве, металле и камне.
Лубок - народная картинка, отличающаяся простотой и доступностью образов и предназначенная для массового распространения. Лубок печатался с доски из липового луба. Обычно лубок сопровождался пояснительным, иногда стихотворным текстом. Рисунки выполнялись и раскрашивались
Книжная графика включает в себя оформление книг, журналов и газет. К ней относятся иллюстрации, чертежи, схемы, карты, рисованные шрифты. Термин графика первоначально употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX начале XX вв.
К прикладной графике относятся поздравительные открытки, красочные календари , которые нарисовал художник, и многое другое. Этикетки на различных упаковках это тоже прикладная или промышленная графика, которая имеет практическое назначение.
В самостоятельную область графики выделяется плакат. Он, как правило, живо откликается на происходящие важные события (олимпиады, конкурсы, концерты, выставки и др.)
Принято выделять несколько основных видов плакатов: политические, спортивные, экологические, рекламные, сатирические, просветительские, театрально-зрелищные и др.
Гравюра (от франц. Gravure-вырезать, выцарапывать)- вид печатной графики, в которой изображение является оттиском рельефного рисунка, нанесенного на гравюрную доску художником. Оттиск также называется гравюрой или эстампом. Гравюры бывают выпуклые, углубленные и плоские; монохромные и цветные. Цветные гравюры печатаются с нескольких досок. Различные виды печатной графики: гравюра на дереве (ксилография), гравюра на металле (офорт), литография, линогравюра, гравюра на картоне и др.
Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем печатают на принтере полученные изображения.
Для выполнения заданий по графике используются разнообразные материалы: графитные и цветные карандаши, фломастеры, акварель, тушь, соус, цветные мелки, а также уголь, сангина, пастель.
Самое простое и доступное средство графитный карандаш, он легко стирается резинкой, им создают линейные, линейно-штриховые и тональные рисунки. Графит хорошо ложится на любую бумагу и не осыпается.
Цветными карандашами также можно достичь разнообразных графических и живописных эффектов особенно акварельными карандашами, которые можно размыть водой. Этот материал доступен и прост в работе, поэтому им любят рисовать дети. Школьникам необходимо методически грамотно представить приёмы работы цветными карандашами и тогда они смогут добиться хорошего результата при выполнении творческих заданий.
Фломастеры оставляют красивую яркую линию, которую нельзя стереть. Рисунок выполняют, используя линии, штрихи и декоративные пятна. Ими можно выполнять наброски с натуры, зарисовки пейзажей, декоративные работы, а также можно использовать при выполнении работ по прикладной и книжной графике.
Уголь и сангина относятся к мягким графическим материалам. Ими можно работать двумя способами: используя линии и штрихи и применяя тональную тушевку. Уголь даёт глубокий бархатистый чёрный цвет, а сангина материал красно-коричневого цвета. Ими выполняют быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Они очень удобны в работе и легко стираются. Большой
диапазон тональных переходов позволяет легко выявить форму предмета и передать свет и тень.
. Мягкие графические материалы хороши для изображения животных. Эти зарисовки требуют пристального изучения их внешнего облика, характера животного и его повадок, строения формы тела. На всех ступенях изучения изобразительному искусству учащиеся обращаются к произведениям художников-анималистов и делают первые шаги в этом жанре искусства.
Младший школьный возраст отличается подлинным интересом ко всему живому, к фауне и флоре окружающего мира. Нужно помочь детям увидеть красоту животных, пластику и грацию их движений. При грамотном объяснении, показе приёмов работы графическими материалами дети с удовольствием рисуют своих домашних питомцев, лесных обитателей, образы экзотических и фантастических зверей. Главное, передать свою увлечённость детям! (Б.М Неменский)
Пастель - живопись сухим графическим материалом без оправы. Пастельные карандаши бывают твёрдые, средней твёрдости и мягкие.
В школьной практике учителя изоискусства используют пастель. С помощью нежных оттенков материала дети постигают закономерности колорита, могут выразить настроение, характер объекта, т. е. учатся тонко чувствовать эстетику окружающего мира. (Б. М. Неменский )
Рисунки, выполненные мягкими графическими материалами (пастелью, углём. сангиной), необходимо закреплять фиксатором или лаком для волос.
Для графики важен не цвет, доминирующий в живописи, а контуры, линии, для которых цвет - лишь вспомогательный инструмент. Художники рисуют теми материалами, которые позволяют сосредоточиться на образе, а не на цветовых переходах. Кроме того очень важна чёткость линий и возможность изменить их толщину.
Этим требованиям в полной мере отвечает традиционная в графическом искусстве тушь. Наносят её металлическим пером, карандаш для работы тушью фактически не нужен. Тушь не позволяет исправлять ошибки, она быстро сохнет и её нельзя ни смыть, ни стереть. Более просты в использовании гелевые ручки, которыми могут легко выполнять работы не только взрослые ребята, но и ученики начальной школы.
В создании общего впечатления от произведения графики активно участвует белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого.
Кроме того, конечно же используют и смешанные техники. Так тушь можно дополнить цветными карандашами или работать ею по высохшей акварели, тогда краска оказывается основой, фоном, объединённой впоследствии с графикой.
Впрочем, комбинаций художественных материалов может быть очень много. Всё зависит от рисовальщика и задачи, которую ставит перед собой художник. Нужно только придерживаться некоторых правил с которыми и должен познакомить учитель своих учеников.
Обучив учащихся приёмам и правилам использования разнообразных художественных материалов, мы открываем перед детьми мир искусства и даём возможность своим ученикам создать поистине прекрасные вещи.
Автор статьи: Чепрасова Е.Ю. Учитель изобразительного искусства ГБОУ СОШ №359 Санкт-Петербург 2015г.
| Добавила: | |
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ h5:g6+ ▫
Опал кустарник на лесной опушке,
Украсила берёзу золотая прядь,
У дуба появились жёлтые веснушки
Привычно осени их щедро рассыпать
А клён уже горит большим пожаром,
Туман не виснет утром над рекой,
И яблони, отдав свой долг базарам,
Теряют листья под холодною росой.
Грибами пахнет, сыростью и мохом
В нём Солнце греется, от холода устав,
От лета звонкого оставшиеся крохи
Нам шлёт в последних утренних лучах
И жадно пьют с росинками их птицы,
Что не стремятся в дальние края,
Их дом тот лес, где им пришлось родиться,
И не нужны им тёплые моря.
Пока ещё блестят на ветках паутинки,
Но вот уже грядут метаморфозы:
Вдруг запорхают первые снежинки
Замёрзшие в полёте чьи-то слёзы
А речка в напряжённом ожиданьи
Тревожно бьёт волною в берега,
В сверканьи брызг, как и в алмаза гранях,
Вдруг вспыхивает радуги дуга.
Предвидя зимние мороза выкрутасы,
Весь мир лесной торопится скорей
Пополнить пропитания запасы,
Чтобы хватило их до тёплых дней.. ▫ Поздравляю с Пасхой! Желаю светлой радости, искренней любви, крепкой веры, мира, процветания. Пусть душа наполнится тихим счастьем, теплыми чувствами, светлыми помыслами и любовью. Пусть этот день принесет спокойствие, умиротворение и гармонию!
▫ h:g6 ▫ 6125535-a1584643 ▫ Kg6+
|
|
|
|
|