Приемы формирования метапредметных умений на основе работы с текстом на уроках географии в 6 классе (ФГОС) (Людмила Анатольевна Ширинская) в библиотеке ПроШколу.ру
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ





Библиотека - Статьи

Приемы формирования метапредметных умений на основе работы с текстом на уроках географии в 6 классе (ФГОС)


ОПИСАНИЕ

Название: Приемы формирования метапредметных умений на основе работы с текстом на уроках географии в 6 классе (ФГОС)
Тип: Статья
Автор: Людмила Анатольевна Ширинская
Предмет: География
Описание: В процессе изучения географии одновременно с географическими умениями формируется немало метапредметных умений, обеспечивающих метапредметные результаты обучения. По словам А. А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
По содержанию география наука естественнонаучная и обществоведческая, а кроме того гуманитарная, эстетическая, и экологическая. Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном уроке заданий из разных областей знаний позволяют реализовывать и межпредметные связи, иными словами, наметился пе-реход от существующей практики дробления знаний на предметы к цело-стному образному восприятию мира, к метадеятельности. Поэтому возможности использования межпредметных связей формирования метапредметных УУД очень велики.
Учебник комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено в разной форме. Но все-таки основа любого учебника это текст. Поэтому, организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя, и учителя географии в том числе, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте. Работа с учебником должна усложняться от класса к классу.
Воспроизведение:
чтение и пересказ текста учебника;
выборочное чтение;
выделение главной мысли текста;
цитирование;
конспектирование;
составление тезисов к тексту;
комментированное чтение.
Логико-структурный анализ:
деление текста на смысловые блоки;
составление плана (простого и сложного) к тексту;
изложение текста по плану; нахождение в тексте ключевых слов и терминов;
составление по тексту классифицирующих и систематизирующих таблиц;
аннотирование и рецензирование текста;
составление логико-структурных схем;
самостоятельное формулирование выводов и сравнение их с выводами, например, которые представлены в учебнике рубрикой Подведем итоги;
нахождение в тексте слов-связок;
выделение в тексте причин и следствий;
постановка вопросов к тексту;
нахождение ответов на те вопросы, на которые есть прямые ответы и ответы, которые следуют из контекста.
Творческая деятельность:
составление опорных конспектов к тексту;
моделирование текста на контурной карте;
нанесение на контурную карту объектов перечисленных в тексте;
иллюстрирование текста;
перевод учебного текста в другой вид: художественный, публицистический, научный и т.д.;
подготовка аргументов из текста по проблемным вопросам.
Образцом для учителя могут служить варианты учебных географических задач, представленных в учебнике:
1. Ознакомление: Вспомните и напишите (нарисуйте), Заполните пропуски, Соотнесите названия и виды равнин Найдите на карте;
2. Понимание: Постройте прогноз развития, Подумайте, можно ли считать кругосветное путешествие строгим доказательством шарообразности формы Земли;
3. Применение: Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает,
4. Анализ: Раскройте особенности, Выдели две части в тексте..., Выскажи и объясни своё мнение,
5. Синтез: Изложите в форме, Докажи, что...,
6. Оценка: Оцените значимость для.... 22) Составление схем, рисунков, таблиц на основе анализа текста. Краткие сведения о путешественниках и их открытиях
7. Работа с иллюстрациями, фотографиями, текстовыми картами и таблицами учебника. В учебниках географии стало уже традиционным использование различных иллюстраций: карт, схем, рисунков. Задания к иллюстрациям рассчитаны на получение новой информации, ее применение, углубление и дополнение. Работа с текстовыми картами. При организации работы с этими картами, прежде всего определяют связи карты с текстом, ее роль в изучении нового, проводят анализ ее смысловой нагрузки, определяют виды заданий, которые учащиеся могут выполнить по карте. Школьники должны знать, текстовые карты не только поясняют текст, но и носят новую информацию, дополняют его. Задания к работе с картами
помещают как у карт, так и в тексте. Приемы работы с рисунками, фотографиями учебника включают составление описания объектов, явлений, на них изображенных, а также их анализ, сравнение. (6 кл. сравнить снимок и план.)
8. Анализ графиков и диаграмм. Это могут быть ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий и т. д. Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е. видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.
9. Шпаргалки Учащимся предлагается прочитать текст. Необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные) отдаются учителю. По желанию ученики подходят к учителю и извлекают шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст. Отмечаются лучшие шпаргалки и докладчик.
10. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Луч означает существующую между терминами логическую связь.
Некоторые слова кластера тоже можно соединять друг с другом черточками, иллюстрируя наличие между ними логических связей.
11. Чтение с остановками Учитель выбирает текст для чтения. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: первая остановка, вторая остановка и т. д.
12. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. 2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам. 3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск. Обязателен вопрос: Что будет дальше и почему? Стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста на слух.
13. Древо мудрости. Внимательно прочитать текст учебника, написать вопрос и прикрепить к дереву мудрости. После этого каждый подходит, снимает любой вопрос и отвечает на него.
14. ШЕРЛОК ХОЛМС (игра) Учащимся предлагается быстро прочитать текст и составить к нему как можно больше вопросов, не пользуясь самим текстом. Вопросы должны охватить весь материал и учесть малейшие мелочи. Определяется самый длинный список вопросов. Учащиеся дают ответы на них. Учитель отмечает наиболее активных игроков

Список использованной литературы:
1.География. Примерные программы по учебным предметам: 6-9 классы. М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
2.Громыко Н.В. Метапредметный подход как ядро российского образования [электронный ресурс]
3.Громыко Н. В. Как сценировать учебное метапредметное занятие? М.: Институт опережающих исследований, 2010.
4.Галеева Н.Л. , Мельчук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: - М.: 5 за знание, 2006.
5.Заир- Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
6.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во Альянс-Дельта, 2003.


Добавила:
Людмила Анатольевна Ширинская
Людмила Анатольевна Ширинская


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Низкое качество сканирования! Надо увеличить количество точек на дюйм. (DPI)
Добрый день.Аллочка.А минус песни `Вспоминайте нас`у вас есть?Куплю
для чего нужен человеку лес?
Пуловер правильно. С ударением на втором слоге.
👍👍👍😊
Всех с Первомаем!!! С праздником трудящихся, и особенно трудящихся в эти праздничные дни дачников!!! Кому то может первомается На шашлыках, да на природе, У дачника спина не разгибается От первых сорняков на огороде 6813781-a3298085 6813783-a3298085 Москва майская-исп. В Бунчиков, В.Нечаев Старая пластинка.Сколько очарования, красоты, ностальгического умиления в прекрасных мелодичных песнях нашего не так уж далёкого прошлого. Не так давно я прочитал историю песни, которая сопровождала моё детство, и никогда не вызывала никаких сомнений в её принадлежности и направленности Когда слышу эту песню, происходит любопытная вещь: как будто луч света прорезает темноту времени и выхватывает маленький кусочек детства... 1 МАЯ.. Праздник... Самый народный по тем временам... Ну, конечно, после 7 ноября. Новый год проходил тогда почти незаметно. И вот утро 1 мая, кругом флаги, радостные лица.. В памяти ещё были свежи страдания и лишения военного времени и никто не жаловался, не возмущался... Вокруг флаги, улыбающиеся, нарядившиеся во всё лучшее, люди.Кто то с флажками, портретами, лозунгами спешит по улице к электричке, видимо, на демонстрациюСейчас люди, тогда не жившие, объясняют это другими причинами, но не в этом суть. И вижу, как мы, босые (тогда погода уже в мае позволяла) мчимся к школе, где из репродуктора гремит эта песня..И небо голубое, воздух чистый, настроение... и спрашивать не надо...Уже начинается движение сока в ветках деревьев, надуваются почки, а некоторые, наиболее нетерпеливые, высунули свои зелёные язычки, как будто радуясь освобождению от зимней блокады, теплу и Солнцу Ещё робко, будто бы стесняясь, но всё более настойчиво и громко щебечут воробьи А песня гремит на весь посёлок: Кипучая, могучая, никем непобедимая Москва майскаяОна была тогда гимном столице На разных сайтах история её создания несколько различна, но для себя я определил ту, где приведены фото газетных вырезок тех лет. (dzen.rua/Yo3NuMhoXkyQIg0E). Авторами музыки были братья Покрасс, а вот автором текста считается Лебедев-Кумач. И изначальный текст был такой: УТРО красит нежным светом Стены древнего Кремля, Просыпается с рассветом Вся советская земля. Холодок бежит за ворот, Шум на улицах сильней. С добрым утром, милый город, Сердце Родины моей! ПРИПЕВ: Кипучая, Могучая, Нигде неповторимая, Москва моя, Страна моя, Ты самая любимая! 2. Разгорелся ДЕНЬ веселый, Морем улицы шумят, Из открытых окон школы Слышны крики октябрят. Молодой, большой, нарядный, С непокрытой головой, С песней звонкой и громадной Май проходит над Москвой. 3. ВЕЧЕР тает в белой дымке В ярком зареве зари, И на ножке-невидимке Блещут бусы-фонари. Вот когда встречаться парам! Говорлива и жива, По садам и по бульварам Растекается Москва. 4. НОЧЬ весенняя глядится В тишину Москва-реки, И поют ночные птицы Паровозные гудки. Бьют часы Кремлевской башни, Всё кругом в глубоком сне. До свиданья, день вчерашний, Доброй ночи всей стране! Т.е. это было просто лирическое стихотворение, посвящённое четырём временам суток в Москве. Было оно напечатано один раз в Вечерней Москве, после чего разразился скандал: куплет, посвящённый вечеру, был аналогичен стихотворению Вечер, написанному Палеем ещё в 1915г. Существует мнение, что плагиат был допущен сознательно помощником поэта, таким образом отомстившим за что-то работодателю Стихотворение было откорректировано, более того, для обеспечения дальнейшей неприкасаемости, в него было введено имя Сталина, которое было убрано из текста с очередной корректировкой в 1959г, неповторимая заменено на непобедимая и т.д. Но как бы там ни было, песня была и остаётся тёплым воспоминанием, своего рода реперной точкой в истории нашей страны.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/