Применение технологии проблемного обучения на уроках географии в 5 классе (Людмила Анатольевна Ширинская) в библиотеке ПроШколу.ру
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ





Библиотека - Статьи

Применение технологии проблемного обучения на уроках географии в 5 классе


ОПИСАНИЕ

Название: Применение технологии проблемного обучения на уроках географии в 5 классе
Тип: Статья
Автор: Людмила Анатольевна Ширинская
Предмет: География
Класс: 5 класс
Описание: Применение технологии проблемного обучения на уроках географии в 5 классе

Вопрос это форма мышления,
ведущая от незнания к знанию.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Вариантами проблемного обучения на уроке географии являются поисковые и исследовательские технологии, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески добывают и применяют знания. Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Применительно к проблемному обучению ситуация выбора это спроектированный учителем элемент (этап) урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания. Ситуация выбора на уроке не возникает случайно. Она выстраивается и моделируется и учителем. Алгоритм деятельности по проектированию и построению ситуации выбора на проблемном уроке должен включать следующие этапы и действия: 1. Формулировка цели (задач) применение ситуации выбора на учебном занятии.
2. Определение этапов урока, на котором целесообразно создавать ту или
иную ситуацию выбора.
3. Выявление конкретного содержания учебного материала, при изучении
которого следует применить ситуацию выбора.
4. Разработка определенного множества вариантов заданий, необходимого для ее осуществления.
5. Предварительный анализ каждой учебной задачи с цепью выяснения
соответствия разработанных заданий возможностям учащихся.
Педагогу надо учитывать:
- развитость творческих способностей учеников;
сформированность в классном сообществе навыков индивидуальной и
коллективной (групповой) учебной деятельности;
готовность детей осознанно и умело совершать выбор.
познавательные интересы и потребности учащихся;
наличие у них опорных знаний и умений;
6. Решение учителем избранных заданий всеми возможными способами.
7. Окончательный выбор вариантов учебных заданий.
8. Продумывание отдельных деталей эффективного использования
ситуации выбора на уроке:
подбор приемов и методов стимулирования учащихся к свершению
выбора;
определение конкретных форм выполнения учебных заданий;
расчет времени протекания ситуации выбора; определение степени
свободы действий учащихся в данной ситуации;
разработка критериев и способов анализа и оценки результатов
решения учебных задач и т.п.
9. Включение разработанной ситуации выбора в технологическую карту урока.
10. Определение в ходе учебного занятия оптимального момента для
создания ситуации выбора.
11. Реализация учителем на уроке географии своих проектных разработок.
12. Анализ и оценка эффективности использования ситуации выбора.
Способность адекватно действовать в ситуации выбора развивается у
человека постепенно. Поэтому одной из важных задач учителя,
использующего проблемные технологии обучения, является формирование у учащихся умений делать выбор, принимать самостоятельное решение.
Виды проблемных ситуаций:
1) По содержанию неизвестного Х:
Х-цель
Х-объект деятельности
Х-способ деятельности
Х-условие выполнения деятельности
2) По уровню проблемности:
Возникающие независимо от приемов
Вызываемые и разрешаемые учителем
Вызываемые учителем, разрешаемые учеником
Самостоятельное формирование проблемы и решение, выполненные учеником
3) По виду рассогласования информации проблемная ситуация
Неожиданности
Конфликта
Предположения
Опровержения
Несоответствия
Неопределенности
4) По методическим особенностям
Непреднамеренные
Целевые
Проблемное изложение
Эвристическая беседа
Проблемные демонстрации
Исследовательские лабораторные работы
Мысленный проблемный эксперимент
Проблемные задания
Игровые проблемные ситуации.

Примеры проблемного изложения на уроке географии, разработанные Автором.
5 класс. Введение в географию УМК Е. М. Домогацких Русское Слово 2015.
Фрагмент технологической карты урока по теме: Ориентирование
Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся
2. Постановка цели и задач урока
Раскрывает цели урока. Предлагаю вам послушать, подумать и ответить на вопрос:
В древнем Китае соответственно этому были окрашены городские ворота.
Они были: красные, чёрные, зелёные, голубые.
Что это значило?

Взаимодействие с учителем. Выделение главного из слов учителя. Отвечают на вопросы учителя. Называют тему урока.
8. Итог урокаПовторяет вопрос, заданный в начале урока:
Почему в древнем Китае городские ворота красили в разные цвета?
Подводит итог учебного занятия.Взаимодействуют с учителем.
Отвечают на вопрос
Потому, что каждый цвет на китайских воротах ассоциировался с разными сторонами горизонта т. е. помогал ориентироваться в пространстве.

Фрагмент технологической карты урока по теме: Мировой океан
Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся
2. Постановка цели и задач урока
У настенной карты Карта океанов Раскрывает цели урока. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим
найти способ его разрешения.
Предлагаю вам посмотреть, подумать и ответить на вопрос: Почему на разных картах: в атласе, на слайде презентации, на настенной карте показано разное количество океанов? То их 4, а то их 5. Южный океан то показан, то нет
Вопрос: Сколько же океанов на Земле?Взаимодействие с учителем. Выделение главного из слов учителя. Отвечают на вопросы учителя. Называют тему урока.
8. Итог урокаПодводит итог учебного занятия.
Приведите свои доводы в пользу и против выделения Южного океана.Взаимодействуют с учителем.
Приводят свои суждения.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:
1) Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим
найти способ его разрешения;
2) Сталкивает противоречия практической деятельности;
3) Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
4) Предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций(
например, литературного героя, юриста, критика, педагога, современника);
5) Побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
6) Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
7) Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
8) Ставит проблемные задачи (например, с избыточными, или недостаточными, с неопределенностью в постановке
вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными
ошибками, с ограниченным временем решения).
Для реализации проблемной технологии необходимы:
Отбор самых актуальных, сущностных задач
Определение особенностей проблемного обучения в различных
видах учебной работы
Построение оптимальной системы проблемного обучения.
Создание учебных и методических пособий и руководств
Личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать
активную познавательную деятельность ребенка.

Использованные источники:

1.Желтова О. А. статья Технологии проблемного обучения на уроках
русского языка и литературы Громыко Н. В. Как сценировать учебное метапредметное занятие? М.: Институт опережающих исследований, 2010.
2.Галеева Н.Л. , Мельчук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: - М.: 5 за знание, 2006.
3.Заир- Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
4.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во Альянс-Дельта, 2003.



Добавила:
Людмила Анатольевна Ширинская
Людмила Анатольевна Ширинская


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Ну, наши ребята на СВО ясно показали миру всему, что честь в России не забыта!!! Ну, и я бы не утверждала, что совесть забыта. Наши дети и внуки никак не бессовестные. И не только плетут сети для укрытий, готовят свечи на фронт. Но и в быту это слово у них в ходу. `Бессовестный` еще равно ругательству, характеризующему человека ненадежного, не годного к дружбе и любви... Татьяна Павловна, и что удивительно, ведь и правда есть хочется :)И уж как-то привыкли, чтоб поесть, надо и заработать на желаемую еду. Пенсию заработали.Лекарства по показаниям большинство бесплатного получаем или аналоги... Есть льготы по отоплению, освещению, городскому телефону... А много нам уже и не надо. Открою шифоньер и думаю, куда ж и когда свои накопленные одежды выгулять? Полюбуюсь, надену ночнушку любимую и весь день в ней одна в доме...Книгами шкафы забиты, гордость и радость прожитых дней. Сейчас без сожаления в сельские книги с радостью развозим с мужем...Глаза плохо видят, в очках лёжа много не начитаешься... А вот ведь есть аудиокниги для нас как раз, по Интернет слушай в удовольствие любимую классику и что-то новенькое. Но все-таки больше тянет на классику... В общем, главное ребята, помните как в песне-то пелось: сердцем не стареть.... Даже если оно и состарилось, так это по диагнозу так положено. Счастья всем и радости. И нам, а главное - нашей поросли. У кого-то уже правнуки `колосятся`... ВАдим Иванович!!! Огромное спасибо за тему и за жизнеутвердающие комментарии ваших респонтентов!
Я бездельничаю, как и все на пенсии. Но как говорила моя бабушка - есть и пить и в праздники хочется как человеку, так и скотинке. Так что в меру трудимся и в меру ленимся. Владимир Николаевич, очень жаль что `слово ЧЕСТЬ уже забыто, и СОВЕСТЬ стала дефицитом`. Спасибо за ваше творчество)
Спасибо огромное за ноты!!! Скачала, нажав правой кнопкой, и сохранила. Всё отлично. Моя вам благодарность!!!
браво!
Спасибо!
Владимир Николаевич, браво! Всё верно.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/