Значение развития памяти на уроках физики учащихся с ОВЗ в домашних условиях (Вячеслав Георгиевич Кравцов) в библиотеке ПроШколу.ру
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ





Библиотека - Статьи

Значение развития памяти на уроках физики учащихся с ОВЗ в домашних условиях


ОПИСАНИЕ

Название: Значение развития памяти на уроках физики учащихся с ОВЗ в домашних условиях
Тип: Статья
Автор: Вячеслав Георгиевич Кравцов
Предмет: Физика
Описание: Кравцов Вячеслав Георгиевич
Учитель физики, ВКК, кандидат технических наук
ГБОУ СОШ №277 Кировского района г. Санкт-Петербург

Значение развития памяти на уроках физики учащихся с ОВЗ в домашних условиях

Исследования психологов показывают, что дети, проходящие обучение в домашних условиях, отличаются от детей, проходящих обучение в классе. Постоянное пребывание дома, отрыв от коллектива накладывает на психику детей негативные особенности:
- как правило, эти дети психически и эмоционально неустойчивы;
- у них низкий уровень социальной адаптации;
- увеличивается компьютерная зависимость, увлечение компьютерными играми;
- уход от реальности, погружение в виртуальных мир;
- отсутствие ярко выраженной мотивации к обучению.
Ученик приступает к изучению такого сложного предмета, как физика в подростковом возрасте, то есть в тот сложный период, когда он стремиться доказать свою состоятельность самоутвердиться и вписаться в мир взрослых.
Будучи в домашних условиях оторванным от коллектива, сверстников он сложней проходит этот период адаптации. Как правило, у большинства учащихся с ОВЗ отмечается незрелость психических процессов. Кроме того, них существенно снижена познавательная активность и отсутствует мотивация к обучению.
В этой связи, основной задачей преподавателя является вовлечение учащегося с ОВЗ в учебный процесс, развитие мотивации к обучению, привлечение их к работе над учебными проектами, участию в интернет олимпиадах по физике и интернет конкурсах, развитие у них способностей и навыков самостоятельно усваивать новый материал.
Различие таких видов запоминания, как память произвольная и непроизвольная, кратковременная и долговременная делают необходимым разработку такой структуры уроков, которые обеспечивали бы неоднократную повторяемость преподносимого нового материала, как наглядного так, особенно, словесного.
Это делает, во-первых, необходимым дозированное преподнесение нового материала, оптимальное расчленение его на отдельные, законченные в смысловом отношении блоки, части, содержащие в себе опорные знания и дидактические отработки. И во-вторых, на каждом уроке выделяется главный материал, который ученик должен, в обязательном порядке, законспектировать и запомнить. На следующем уроке в ходе опроса этот материал повторяется. После опроса, если у ученика в процессе самостоятельной домашней работы осталось, что -либо не понятным, этот материал объясняется повторно.
Опыт показывает, что у учащихся с ОВЗ из-за низкого уровня познавательной активности снижена непроизвольная память. Исходя из этого, следует заключить, что с развитием в ученике познавательной активности, учитель физики делая интересным, ярким преподнесения нового материала тем самым будет способствовать развитию непроизвольной памяти учащегося с ОВЗ.
В тоже время, приобретение учащимся с ОВЗ знаний и навыков самым тесным образом связано с работой памяти. Прочное усвоение запоминание основ знаний, в том числе и по физике это одно из основных условий успешного применения их в повседневной жизни и предстоящей трудовой деятельности.
На уроках физики в домашних условиях с учащимися с ОВЗ учителю физики необходимо уделять внимание развитию памяти ученика, В первую очередь следует стараться обеспечить развитие произвольной, словесно-логической памяти, тем самым заботясь о постоянном закреплении и осмыслении получаемых учеником знаний. При подготовке к уроку следует тщательно продумать, что именно и как должен запомнить ученик, какую деятельность необходимо организовать, чтобы обеспечить прочное запоминание изучаемого материала, как на уроке, так и при выполнении им домашнего задания. Память учащегося это, прежде всего, запоминание, сохранение и воспроизведение получаемой на уроке информации.
Таким образом, в памяти учащихся с ОВЗ на уроках физики можно выделить три основных процесса: запоминание (ввод новой информации по физике), сохранение, удержание, полученной информации и, в последующем воспроизведение полученной информации.
Процессы запоминания, сохранение и воспроизведения взаимосвязаны. Так, организация запоминания информации влияет на процесс ее сохранения. А качество сохранения определяет во многом воспроизведение изученного материала.
Следует помнить, что процесс запоминания может протекать на уроке физики, как мгновенное запечатление. Для этого на уроке физики необходимо создать эмоциональное напряжение, высокую психическую активность. Запечатление может происходить также при многократном повторении. Оно может быть преднамеренным, целенаправленным или непреднамеренным, возникающим как побочный результат психической деятельности.
Совершенно очевидно, что процесс воспроизведения изучаемого нового материала самым непосредственным образом связан с уровнем развития устной речи ученика, которая, как правило, у учащихся с ОВЗ весьма слабо развита. В этой связи, практически на каждом занятии определенное время уделяется расширению словарного запаса ученика, пополнение его речи новыми физическими терминами и определениями.
Прежде всего, при начале учебного года на первых уроках у учащихся, уже изучавших ранее физику, следует проверить, что, из изученного ранее материала, сохранилось у них в памяти. Для этих целей следует провести опрос следующих основных элементов физических знаний по пройденным ранее темам;
- название основных физических величин;
- определение основных физических величин;
- единицы измерения или размерности основных физических величин в системе СИ;
- название основных физических законов;
- основные формулы, выражающие связь, между физическими величинами в физических;
- графическое изображения функциональной зависимости связей между физическими величинами. Весьма продуктивным при этом оказывается проведение в 8-11 классах так называемой срезовой работы по материалу, который ученик изучал в течении предыдущего учебном года.
На основе анализа выполненной работы учитель физики может сделать вывод насколько развита у ученика долгосрочная память и выработать тактику проведения занятий с данным учеником в новом учебном году.
Учителю физики, при обучении учащегося с ОВЗ, необходимо научить ученика эффективным способам осмысленного запоминания изучаемого материала, развить у него умение пользоваться мыслительными процессами, как средством для запоминания изучаемого материала.
Следует иметь в виду, что продуктивность запоминания, сохранения и воспроизведения изученного материала на уроке физики предмета в первую очередь определяется вниманием, интересом учащегося к изучаемому предмету, личной установкой на запоминание. Поскольку, без достаточного уровня сформированности произвольной памяти невозможно полноценное обучение физике учащегося с ОВЗ, на уроках физики необходимо применять специальные методы совершенствования этого вида памяти памяти.
Здесь, в первую очередь все зависит от того, как учитель преподносит учебный материал, как организует, мобилизацию произвольного и непроизвольного внимания ученика.
На уроке физики с учащимся с ОВЗ необходимо использовать все средства организации произвольного и непроизвольного внимания. Следует помнить, что лучше сохраняется в памяти то, что вызывает у ученика познавательный интерес. Новый учебный материал привлекает если он яркий, новый, имеет связь с уже известным, ясно и системно изложен, а также если при этом организуется произвольное внимание ученика, побуждается его познавательная активность. Кроме того, крайне важно на уроках физики показать, как изучаемый на уроке материал может быть использован учеником в повседневной в повседневной жизни
При этом, следует иметь в виду, что внимание и запоминание на уроке физики зависят от температуры, освещенности и частоты проветривания помещения, в котором проводится занятие.
Учителю физики при объяснении того или иного физического явления, физического закона или физического понятия следует помнить, что прежде всего необходимо акцентировать внимание на главном, определяющем, наиболее важном для данного явления или закона. Важна установка на запоминание, она должна быть четкой и ясной и ориентировать на выделение основного предполагать длительное сохранение в памяти. Например, физические законы надо предложить ученику выучить наизусть, а физическое явление предложить описать своими словами.
Вместе с тем, на уроках физики необходимо учитывать, что внимание учащихся с ОВЗ, как правило неустойчиво, ситуативно. В силу быстрой умственной утомляемости, связанной с заболеванием учащиеся с ОВЗ могут сосредоточить свое внимание лишь на непродолжительное время.
Иногда следует научить строгой последовательности в запоминании: например, при решении задач на расчет сложных электрических цепей, соединений конденсаторов или источников тока.
Важно на уроках физики с учащимися с ОВЗ добиваться осмысления учащимися изучаемого нового материала, помня, что процесс осмысления, главное условие прочного запоминания. Важную роль в осмыслении играет сравнение выделение общего и различного в изучаемых объектах.
Например, на уроках физики используется метод сравнения физических явлений имеющих различную природу. Это позволяет ученику самостоятельно выявлять и запоминать общие для таких явлений признаки. (например; гравитационные и электромагнитные поля, инерция и самоиндукция, испарение и термоэлектронная эмиссия).
Важным элементом позволяющим учащимся с ОВЗ запоминать изучаемые физические явления являются систематизация и группирование объектов, свойств тел, частиц, процессов, методов исследований.
Образная, смысловая, логическая память у них недостаточно развита. Зачастую память у них носит только механический характер, при этом затруднения возникают в процессе мышления. Учащиеся затрудняются в выполнении абстрактно-логических операций, не способны в течении урока поддерживать на должном уровне управлять свое внимание, сохраняя его на основных характеристиках свойствах изучаемого на уроке процесса.100% 18 ош У них отмечается на уроках повышенная отвлекаемость, посторонние раздражители вызывают у них замедление выполняемой на уроке работы, что увеличивает число ошибок и препятствует запоминанию изучаемого нового материала. В этой связи. преподносимый на уроке материал дозируется, разбивается на отдельные смысловые самостоятельные блоки, неоднократно повторяется, а наглядный материал на компьютере делается свободным от лишних деталей.
С целью исключения смысловой и зрительной перегрузки основной и вспомогательный материал преподносится в оптимальных условиях, иллюстрации четкие, задания в карточках ясные и лаконичные.
Поскольку, у учащихся с ОВЗ из-за заболеваний снижена работоспособность, работа с ними строится таким образом, чтобы урок был эмоциональным, ярким, вызывал повышенный познавательный интерес, формировал потребность в получении новых знаний интерес.
Добавил:
Вячеслав Георгиевич Кравцов
Вячеслав Георгиевич Кравцов


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Задело за живое? Алевтина Петровна, не заметили, что выражая свою мысль, высказываюсь, в некоторой степени, аллегориями, не переходя на конкретные личности? Др. словами - обсуждаю систему, а не Иванова и пр.
Сирень, сирень, кружи нам голову, кружи.. Почему так прочно вошёл в нашу жизнь этот кустарник с красивейшими гроздьями цветов и необыкновенно приятным, умиротворяющим запахом!!! Но если раньше сирень в России действительно была больше дворянским цветком, ею украшали свои усадьбы состоятельные люди, (даже на картинах русских художников, например Всё в прошлом В.Максимова), то после Великой Отечественной Войны она стала поистине народной любимицей. Своей красотой и изумительным ароматом она наверное смягчала безрадостные картины разбомблённых и сожжённых домов, давала людям прикоснуться к красоте, по которой так изголодались они за те тяжёлые годы, придавала дополнительные силы для возрождения жизни. И люди оценили её старания, ласково называя её на русский манер сиренюшкой.. А вот почему такое название - сирень?? Мы часто ассоциируем какие то названия с цветом, но здесь всё наоборот. Слово syring в переводе с латыни, попав сюда из греческого, означает трубка, или дудка, а ветки сирени устроены так, что сердцевина у них мягкая, легко выдавливается, образуя трубку, из которой и можно сделать этот музыкальный инструмент. Есть ещё вариант, связанный с греческой мифологией: Однажды вышел на прогулку бог лесов и лугов по имени Пан. Во время прогулки он дошел до реки, там у воды он увидел речную нимфу по имени Сиринга. Он так ею залюбовался что просто не мог удержать себя в своем желании поговорить с ней и пошел к нимфе. Но нимфа очень испугалась Пана и от страха стала убегать. Пан помчался со всех ног за нимфой, но как только он стал нагонять её, она вдруг превратилась в прекрасный куст, которому и дали название сирень. Ну, это кому что больше понравится. 6765519-a3298085 С вет утра раннего с церковной позолотой И з тучки вынырнул застенчивым лучом, Р осой умылся, отбросил томную дремоту Е два соприкоснувшись с сиреневым кустом Н о аромат сирени плыл уже дворами, Ю жанки, полюбившей нашу Русь, Ш алом Вам, люди Мира без страданий! К огда ж вишнёвая весной завертит зАмять, А я в цвету, чтоб не селилась в сердце грусть Что же до нынешней погодки, Светлана Сергеевна, только что ходил на улицу срезал тюльпаны,, чтобы хоть немного полюбоваться в доме. Картина на улице достойная кисти художника Клевера, любителя зимних пейзажей... 6814069-a3298085 Что то я за свою долгую жизнь такого не припомню.... Выпал снег на тюльпаны в цвету Ночью посланный к ним словно тать, О весне заморозив мечту, Он хотел красоту их отнять. Он украл у тюльпанов тепло, Волю к жизни надеясь сломить, Но ему вопреки и назло Победило желание жить. Просчиталась коварная ночь, Напустившая снежный дурман, День прогнал наваждение прочь, И как прежде прекрасен тюльпан... Вот и мы будем надеяться, что, и в нашей жизни, как написано второй фразой на кольце царя Соломона: - `И это пройдёт тоже`...
Спасибо!
Вот я ужЕ несколько лет думаю на эту тему. Как сирень стала символом победы, если у нас (окраина Москвы) она только в середине мая расцветает. Завтра ужЕ 9 мая, а у сирени только-только бутончики появились. А тут еще и снег пошел. В общем, загадка для меня.
Спасибо, Светлана Сергеевна, за понимание. Уточню только, что ушла я из школы в 72 года не из-за административного давления (выдавить меня практически невозможно было), а из-за того, что обезножела.(( Последние два года работала`на костылях`, смертельно устала, да ещё умудрилась сломать шейку бедра (а ЭТО уже полный капец!) А теперь насчёт платной медицины хочу сказать следующее: не знаю, в какой стране лечится уважаемый Александр Геннадьевич, но в нашей стране мне делали три высокотехнологичных операции и все абсолютно бесплатно. Два раза в Ленинграде в институте Вредена и последнюю в нашей Ижевской республиканской больнице, причём в Ижевске сделали ничуть не хуже, чем в Питере. Я тоже решила было платно попросить сделать, думала, что сделают лучше. А наш районный травматолог сказал:`Зачем хотите платно? Платно делают ЭТИ же самые хирурги. Точно так же, как делают и бесплатно.`
Согласна с Вами, Алевтина Петровна, про репетиторов. Буквально в прошлом году у коллеги был класс, где она классный руководитель была. И еще она - учитель английского. Эксперт ОГЭ. Говорит своему `подопечному`, чтобы пришел к ней на консультации по экзамену английскому (бесплатно). Он не в её группе учебной был. Просто как классный руководитель пригласила. Мамаша с гонором и амбициями. Ребенок ленивый. Говорят: мы с репетитором из Египта занимаемся. Ну, понятно, куда уж нам, местным, ...`в калашный ряд`. Не пришел. В итоге сдал английский на `2` единственный из нашего отделения. А наши `простые смертные` сдали хорошо ВСЕ! Зато `с репетитором` они ..., а после всех учителей будут об...ать.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/