Отчет по апробации учебника `География России` 9 класс, под. ред. Пятунина В.Б. (Ирина Владимировна Воронова ) в библиотеке ПроШколу.ру
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ





Библиотека - Учебники

Отчет по апробации учебника `География России` 9 класс, под. ред. Пятунина В.Б.


ОПИСАНИЕ

Название: Отчет по апробации учебника `География России` 9 класс, под. ред. Пятунина В.Б.
Тип: Учебник
Автор: Ирина Владимировна Воронова
Предмет: География
Класс: 9 класс
Описание: ДНЕВНИК АПРОБАЦИИ



Фамилия, имя, отчество учителя Воронова Ирина Владимировна
Регион, город, школа Белгородская область Яковлевский район ПГТ Томаровка Муниципальное общеобразовательное учреждение Томаровская средняя общеобразовательная школа № 2

Анализ учебника по географии для 9 класса

Автор(ы), название, год и номер издания:
Таможняя Е.А. География России: хозяйство: регионы: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова; под общ. ред. В.П. Дронова. М.: Вентана-Граф, 2010.


Учебник написан в соответствии с программой География: программа: 6-10 классы общеобразовательных учреждений/ Летягин А. А., Душина И. В., Пятунин В. Б., Бахчиева О. А., Таможняя Е. А.; под. ред. Дронова В.П.- М.: Вентана-Граф, 2009.
рассчитанной на 68 часов.

Учебник используется для преподавания курса географии в 9 классе
учащимся среднего общеобразовательного учреждения, общеобразовательного класса_
в объеме 68 часов













Номер и название главы (раздела) Раздел V. Хозяйство России

Количество уроков
по программе 27 часов
фактически 27 часов
Ключевые понятия и положения раздела
кол-во - 96
перечень - хозяйство, предприятие, отрасль хозяйства. Отраслевая структура хозяйства, сферы хозяйства, сектора экономики, этапы развития хозяйства, межотраслевой комплекс, промышленный переворот, старопромышленные районы, рыночная экономика, индустриализация хозяйства, командная экономическая система, виды предприятий, концентрация монополизация, комбинирование, специализация, кооперирование, условия размещения, факторы размещения, себестоимость продукции, территориальное разделение труда, территориальная структура хозяйства, ТЭК, топливно-энергетический баланс, условное топливо, топливно-энергетические ресурсы, альтернативные источники энергии, нефтяная база, нефтеперерабатывающий завод, газодобывающая база, угольный бассейн, электроэнергетика, энергоемкость производства, едина энергосистема, конструкционные материалы, металлургический комплекс, черная и цветная металлургия, металлургические предприятия полного и неполного цикла, металлургическая база, передельная металлургия, химико-лесной комплекс, химизация, химическая промышленность, виды лесов по характеру использования, лесная промышленность, лесопромышленный комплекс, лесоперерабатывающий комплекс, машиностроительный комплекс, специализация и кооперирование, металлоемкое, трудоемкое, наукоемкое машиностроение, оборонно-промышленный комплекс, АПК, сельское хозяйство, с/х угодья, растениеводство, урожайность, животноводство, зональная специализация с/х, пищевая промышленность, легкая промышленность, инфраструктурный комплекс, услуга, транспорт, универсальные и специализированные виды, транспортная система, магистраль, грузооборот, пассажирооборот, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, морской, речной, авиационный, трубопроводный, электронный транспорт, связь, виды связи, социальная инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, рекреационное хозяйство, наука, технополис, окружающая среда, антропогенный ландшафт, рациональное использование ресурсов, мониторинг состояния окружающей среды, окружающая среда.

1. Оценка содержания

Параметры оценкиЗамечания и предложения учителя
Обоснованность отбора предметного содержания, его научность и доступность, соответствие учебным целям
Содержание раздела учебника отобрано обоснованно, излагается научно и доступно. Материал расширен, систематизирован и углублён. Алгоритмы раскрытия и содержания закономерностей размещения отраслей промышленности, формируют у учеников ясное представление о конкретных отраслях промышленности. Содержание материала даёт возможность использовать его в разных программах по географии.
Логика, последовательность в изложении материала
Материал изложен логически верно и доступно. Имеется достаточное количество рисунков, таблиц.


Количество предложенного материала для изучения темы
(достаточность/ недостаточность/ перегруженность
текста понятиями, терминами)
Объём материала оптимален при изучении географии на уровне 2 часов в неделю.
Сложность понятийного
аппарата (соответствуют ли вводимые понятия
запасу знаний, опыту познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам) Термины и понятия не вызывают затруднения у учеников. Понятийный аппарат соответствует запасу знаний, их знаниям и потребностям.

Язык (соответствует ли лексика и стиль изложения возрастным возможностям детей)
Язык изложения даёт возможность детям развивать образное и ассоциативное мышление, стремление к абстрагированию, оперированию символами и числами, развитию богатого пространственного воображения, ситуационной сообразительности

Ошибки, опечатки, некорректно сформулированные фразы, вопросы, задания
и пр. (с указанием конкретных страниц)
Ошибок нет.
Сочетание основного и дополнительного текстов, внутритекстовые ссылки, сноски, выделения и т. п.Выделения понятий, терминов , явлений и методов оптимальны. Содержание внутритекстовых ссылок является логическим дополнением к основному материалу. Выделение курсивом и цветом подпонятий актуализирует внимание учащихся.


1.Оценка методической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии и пр.)

Параметры оценкиЗамечания и предложения учителя
Опора на ранее изученный материал данного и других предметов.Содержание раздела полностью опирается на ранее изученный материал. Схема изучения отраслей промышленности повторяется.
Вариативность предложенных схем построения
уроковИмея данное содержание уроков, возможно строить их в разных вариациях.
Возможности для дифференциации и индивидуализации обученияНаличие заданий в конце параграфа дают возможность индивидуализировать процесс обучения.


Ориентация на определенные педагогические технологии (какие?)Технология проблемного обучения, технология модульного обучения, использование личностно-ориентированных технологий в обучении географии.
Отражение внутрипредметных, межпредметных, надпредметных связейВ каждой теме раздела предложены средства обучения- внутри и межпредметные связи.


Таблица А.
Элементы дидактического аппаратаЗамечания и предложения учителя


Вопросы и задания
для мотивации обученияАктуализируют мыслительную деятельность, мотивируют на дальнейшее изучение материала.
для отработки и закрепления материалаОптимальны для отработки и закрепления материала.
для углубления и обобщения материалаМаксимальному углублению и обобщению материала способствуют задания после параграфа.
для организации практической деятельности Глава содержит как обучающие, так и итоговые практические работы по изучению и выделению главных связей.
для дифференцированного обученияВопросы перед параграфом предназначены для всех категорий учащихся, а задания в конце темы дают возможность индивидуализировать процесс обучения
для организации самостоятельной работы; для самоконтроля, самооценкиЗадания в конце темы, задания подобраны таким образом, что учителю легко организовать работу по контролю уровня знаний учащихся.
для домашней работы (творческие, исследовательские и пр.)Задание творческого характера №6 на с.50 Подумайте, в каких районах страны можно и нужно строить металлургические мини-заводы, работающие на металлоломе и быстро учитывающие запросы потребителей, способствует выработке умения работать с различными источниками информации, применять метод моделирования.

Таблица Б.

Элементы дидактического аппаратаПараметры оценкиЗамечания и предложения учителя
Иллюстративный ряд (рисунки, схемы, графики); таблицы

Обоснованность включения Таблицы 1 - 25, рисунки 1 76, обоснованно включены в текст раздела. Иллюстративный ряд учебника подобран удачно, разнообразие и богатство информации в форме рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фрагментов карт способствует расширению и углублению учебного материала, формированию мотивационного поля учащихся.
Соответствие учебным
целям и задачамСоответствуют целям и задачам обучения
Соответствие возрастным
и психофизическим особенностям учащихсяВоспринимаются учениками осознанно.
Влияние на
психоэмоциональное состояние учащихся Рисунки и таблицы выполнены в хорошем качестве, они положительно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся.
Качество Достаточно высокое.
Справочные материалы (словари, приложения, памятки)Обоснованность включенияВключены обоснованно
Соответствие учебным
целям и задачам Отображают целеполагание по содержанию раздела
Качество оформления, наглядностьДостаточно хорошее

3. Оценка дидактического аппарата
Результаты контроля по данной главе

Кол-во учениковФормы контроля
Неудовл.Удовл.
Хор.
Отл.
Промежуточный
---652Итоговый

Реакция учеников:
Раздел вызвал интерес - да
Раздел не вызвал интереса ___________
Активность класса: средняя






Номер и название главы (раздела) Раздел VI. Природно-хозяйственные регионы России

Количество уроков
по программе 37 часов
фактически 37 часов
Ключевые понятия и положения раздела
кол-во - 46.
перечень - районирование, район, частное, общее, однородное, узловое районирования, природно-хозяйственные регионы, географическое положение, макрорегион, ядро Российского государства, ресурснодефицитный регион, географические агломерации, уровень урбанизации, состав населения, уровень жизни населения, природно-ресурсный потенциал региона, коренное население, памятники деревянного зодчества, плотность населения, уровень урбанизации региона, социальные проблемы, полуанклав, естественная убыль населения, отрасли специализации региона, портовое хозяйство, наукоемкое производство, СЭЗ, природная ось региона, многоконфессиональный состав населения, города -миллионники, экологические проблемы, геополитическое положение, высотная поясность, кормовые угодья, агроклиматические ресурсы, межнациональные конфликты, миграция, беженцы, безработица, природные условия и ресурсы, национальный состав населения, пространство, региональные проблемы, траппы, многолетняя мерзлота, сибирская тайга.

1. Оценка содержания

Параметры оценкиЗамечания и предложения учителя
Обоснованность отбора предметного содержания, его научность и доступность, соответствие учебным целям
Содержание раздела учебника отобрано обоснованно, излагается научно и доступно. Материал расширен, систематизирован и углублён. Алгоритмы раскрытия и содержания закона, алгоритм характеристики химического элемента, классификация методов познания природы формируют у учеников ясное представление о конкретных действиях. Содержание материала даёт возможность использовать его в разных программах по географии.

Логика, последовательность в изложении материала
Доступно и последовательно изложен материал по изучению районов России. Удачно выделены преимущества и недостатки факторов развития хозяйств районов. Отдельно выделены абзацы по экологическим проблемам и основным направлениям развития экономических районов. Много материала об особенностях природы районов, предложение: включить самое основное об особенностях природы района в абзац о физико-географическом положении каждого района.
Количество предложенного материала для изучения темы
(достаточность/ недостаточность/ перегруженность
текста понятиями, терминами)
Объём материала оптимален при изучении географии на уровне 2 часов в неделю. На каждую тему отводится 3-4 часа.
Сложность понятийного
аппарата (соответствуют ли вводимые понятия
запасу знаний, опыту познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам) Термины и понятия не вызывают затруднения у учеников. Понятийный аппарат соответствует запасу знаний, их знаниям и потребностям.

Язык (соответствует ли лексика и стиль изложения возрастным возможностям детей)
Логичность изложения позволяет успешно использовать текст параграфов для отработки умения составления опорных конспектов.
Ошибки, опечатки, некорректно сформулированные фразы, вопросы, задания
и пр. (с указанием конкретных страниц)Стр. 48, п.8 Черная металлургия, при указании месторождения Курской магнитной аномалии, указано: руда высокого качества 45% металла в руде, содержание железа от 60% (60,4% до 68%)
Сочетание основного и дополнительного текстов, внутритекстовые ссылки, сноски, выделения и т. п.Благодаря выделению шрифтом основных понятий и разделов параграфа, учащимся легко работать с текстом.



2.Оценка методической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии и пр.)

Параметры оценкиЗамечания и предложения учителя
Опора на ранее изученный материал данного и других предметов.Содержание раздела полностью опирается на ранее изученный материал. Схема изучения регионов повторяется.
Вариативность предложенных схем построения
уроковИмея данное содержание уроков, возможно строить их в разных вариациях.
Возможности для дифференциации и индивидуализации обученияНаличие заданий в конце параграфа дают возможность индивидуализировать процесс обучения. Стимулируют учащихся к творческой деятельности.
Ориентация на определенные педагогические технологии (какие?)Технология проблемного обучения, использование личностно-ориентированных технологий в обучении географии.
Отражение внутрипредметных, межпредметных, надпредметных связейВ каждой теме раздела предложены средства обучения- внутри и межпредметные связи.

Таблица А.
Элементы дидактического аппаратаЗамечания и предложения учителя


Вопросы и задания
для мотивации обученияДоступно и последовательно изложен материал по изучению районов России. Удачно выделены преимущества и недостатки факторов развития хозяйств районов. Отдельно выделены абзацы по экологическим проблемам и основным направлениям развития экономических районов. Много материала об особенностях природы районов, предложение: включить самое основное об особенностях природы района в абзац о физико-географическом положении каждого района.
для отработки и закрепления материалаОптимальны для отработки и закрепления материала.
для углубления и обобщения материалаМаксимальному углублению и обобщению материала способствуют задания после параграфа.
для организации практической деятельностиПри изучении отдельных регионов проводятся практические работы план проведения которых дан в методическом пособии для учителя.
для дифференцированного обученияВопросы перед параграфом предназначены для всех категорий учащихся, а задания в конце темы дают возможность индивидуализировать процесс обучения
для организации самостоятельной работы; для самоконтроля, самооценкиЗадания в конце темы, задания подобраны таким образом, что учителю легко организовать работу по контролю уровня знаний учащихся.
для домашней работы (творческие, исследовательские и пр.)Задание творческого характера №4 на с.319 Как вы считаете, сотрудничество с какими регионами экономически выгоднее для Южной Сибири: с Европой и европейской частью России или с Азиатско-Тихоокеанским регионом?, способствует выработке умения работать с различными источниками информации, применять метод моделирования.

Таблица Б.

Элементы дидактического аппаратаПараметры оценкиЗамечания и предложения учителя
Иллюстративный ряд (рисунки, схемы, графики); таблицы

Обоснованность включения Таблицы 45 - 46, рисунки 177 185, обоснованно включены в текст раздела.
Соответствие учебным
целям и задачамНаглядность изложения материала в виде таблиц, позволяет зрительно легче запоминать школьникам изложенный материал, а также использовать его в виде справочной информации
Соответствие возрастным
и психофизическим особенностям учащихсяВоспринимаются учениками осознанно.
Влияние на
психоэмоциональное состояние учащихся Рисунки и таблицы выполнены в хорошем качестве, они положительно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся.
Качество Достаточно высокое.
Справочные материалы (словари, приложения, памятки)Обоснованность включенияВключены обоснованно
Соответствие учебным
целям и задачам Отображают целеполагание по содержанию раздела
Качество оформления, наглядностьДостаточно хорошее





3. Оценка дидактического аппарата
Результаты контроля по данной главе (разделу)

Кол-во учениковФормы контроля
Неудовл.Удовл.
Хор.
Отл.
Промежуточный
881Итоговый

Реакция учеников:
Раздел вызвал интерес: да
Раздел не вызвал интереса -------
Активность класса: средняя





Номер и название главы (раздела) Раздел VII. Россия в современном мире

Количество уроков
по программе 1 час
фактически 1 час
Ключевые понятия и положения раздела
кол-во - 4.
перечень - внешнеэкономические связи, экономическая интеграция, международное географическое разделение труда, памятники наследия.
1. Оценка содержания

Параметры оценкиЗамечания и предложения учителя
Обоснованность отбора предметного содержания, его научность и доступность, соответствие учебным целям
Содержание раздела учебника отобрано обоснованно, излагается научно и доступно. Материал расширен, систематизирован и углублён. Содержание материала даёт возможность использовать его в разных программах по географии, обществознания и других дисциплин.

Логика, последовательность в изложении материала
Материал изложен верно и доступно.
Количество предложенного материала для изучения темы
(достаточность/ недостаточность/ перегруженность
текста понятиями, терминами)
Объём материала оптимален.
Сложность понятийного
аппарата (соответствуют ли вводимые понятия
запасу знаний, опыту познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам) Термины и понятия не вызывают затруднения у учеников.
Язык (соответствует ли лексика и стиль изложения возрастным возможностям детей)
Структура изложения материала и методика изложения способствуют индивидуализации обучения, наглядность и занимательность способствуют запоминанию учебного материала, формируются навыки работы с разнообразной информацией, огромные возможности для самостоятельного изучения материала.
Ошибки, опечатки, некорректно сформулированные фразы, вопросы, задания
и пр. (с указанием конкретных страниц)Ошибок нет.
Сочетание основного и дополнительного текстов, внутритекстовые ссылки, сноски, выделения и т. п.Благодаря выделению шрифтом основных понятий и разделов параграфа, учащимся легко работать с текстом.



1.Оценка методической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии и пр.)

Параметры оценкиЗамечания и предложения учителя
Опора на ранее изученный материал данного и других предметов.Материал новый для географии, связь с материалами курса обществознания.
Вариативность предложенных схем построения
уроковИмея данное содержание уроков, возможно строить их в разных вариациях.
Возможности для дифференциации и индивидуализации обучения Стимулируют учащихся к творческой деятельности.
Ориентация на определенные педагогические технологии (какие?)Технология проблемного обучения, использование личностно-ориентированных технологий в обучении географии.
Отражение внутрипредметных, межпредметных, надпредметных связейВ каждой теме раздела предложены средства обучения- внутри и межпредметные связи.

Таблица А.
Элементы дидактического аппаратаЗамечания и предложения учителя


Вопросы и задания
для мотивации обученияАктуализируют мыслительную деятельность, мотивируют на дальнейшее изучение материала.
для отработки и закрепления материалаОптимальны для отработки и закрепления материала.
для углубления и обобщения материалаМаксимальному углублению и обобщению материала способствуют задания после параграфа.
для организации практической деятельностиСодержится практическая работа: Определение основных статей экспорта и импорта России
для дифференцированного обученияВопросы перед параграфом предназначены для всех категорий учащихся, а задания в конце темы дают возможность индивидуализировать процесс обучения
для организации самостоятельной работы; для самоконтроля, самооценкиЗадания в конце темы, задания подобраны таким образом, что учителю легко организовать работу по контролю уровня знаний учащихся.
для домашней работы (творческие, исследовательские и пр.)Задание творческого характера №4 на с.319 Как вы считаете, сотрудничество с какими регионами экономически выгоднее для Южной Сибири: с Европой и европейской частью России или с Азиатско-Тихоокеанским регионом?, способствует выработке умения работать с различными источниками информации, применять метод моделирования.

Таблица Б.

Элементы дидактического аппаратаПараметры оценкиЗамечания и предложения учителя
Иллюстративный ряд (рисунки, схемы, графики); таблицы

Обоснованность включения Рисунки 196 197, обоснованно включены в текст раздела.
Соответствие учебным
целям и задачамНаглядность изложения материала в виде схем, позволяет зрительно легче запоминать школьникам изложенный материал, а также использовать его в виде справочной информации
Соответствие возрастным
и психофизическим особенностям учащихсяВоспринимаются учениками осознанно.
Влияние на
психоэмоциональное состояние учащихся Рисунки и таблицы выполнены в хорошем качестве, они положительно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся.
Качество Достаточно высокое.
Справочные материалы (словари, приложения, памятки)Обоснованность включенияВключены обоснованно
Соответствие учебным
целям и задачам Отображают целеполагание по содержанию раздела
Качество оформления, наглядностьДостаточно хорошее





Анкета
участника апробации УМК
Параметры
оценокОчень
хорошо
(нет недостатков)Хорошо (есть
отдельные, легкоустранимые недостатки)Удовлетворительно
(требуется значительная
доработка)
Предметное со-
держание+
Дидактический
аппарат: система
вопросов, заданий, упражнений и пр.; их соответствие поставленным целям, задачам и т. п.+
Художественно- графическое
оформление
(иллюстрации, схемы, рисунки и т. п.)+
Полиграфическое исполнение (бумага, шрифт, обложка)+
1.Дайте оценку учебно-методическому комплекту. Насколько в целом вы удовлетворены каждым из изданий комплекта.



Учебник соответствует государственным стандартам, целям и задачам эксперимента, так как позволяет учителю формировать у учащихся ряд компетенций, в том числе географическую, лингвистическую и коммуникативную. С точки зрения авторов, учебник и программа отвечают минимуму содержания, соответствует целям и задачам преподавания географии.
Материал в учебнике разделён на тематические разделы. В учебнике указан материал для углубления и расширения знаний по географии; определена практическая деятельность учащихся, организуемая на всем протяжении изучения курса географии.
Тексты учебника, являясь обучающими, несут большой воспитательный потенциал, расширяющий кругозор. Учебник помогает учителю решать и воспитательные цели: формировать и развивать логическое мышление, культуру речи. Также учебник даёт возможность формировать у учащихся интерес к предмету. Учебник предоставляет учащимся возможность для самообразования.
Учебник соответствует основным валеологическим нормам: имеет цветное исполнение, оформление соответствует гигиеническим нормам, эстетически выдержано, шрифт имеет оптимальный размер, качество печати высокое. Манера изложения доступна для учеников, материал излагается научно, вся терминология поясняется, сохранена преемственность по годам обучения.

2. Достаточно ли изданий в комплекте (рабочая тетрадь, методическое пособие, дидактический материал и пр.)? В состав комплекта География России для 9 класса входят учебник, авторская программа и методическое пособие для учителя. Хотелось бы иметь и пользоваться разработанными тестовыми работами в 9 классе.


3. Есть ли необходимость в каждом из элементов комплекта?
Конечно, т.к. в совокупности каждый элемент привносит свою долю участия в формировании химической компетентности учащихся.


4. Приведите по 1-2 примера самых, на Ваш взгляд, удачных методических решений данного УМК. (Укажите точные страницы, номера заданий,
иллюстрации и т. п.)
П. 10, задание № 5, стр. 62, удачное задание на характеристику химической промышленности Белгородской области. Очень важно, что в материал учебника включен параграф Оборонно-промышленный комплекс, чего не было в учебниках других изданий. Материал показывает уровень развития России в области вооружения, сравнивая со странами разных типов развития.

5. Приведите, пожалуйста, по 1-2 примера самых, на Ваш взгляд, неудачных методических решений данного УМК. (Укажите точные страницы, номера заданий, ил-
люстрации и т. п.). п.9 Цветная металлургия стр. 53, не совсем четко выделены металлургические базы и их производительность. Стр. 54 к рис. 32 Кимберлитовая трубка - нет сноски.

6. Ваши вопросы создателям комплекта.
- Можно ли использовать УМК для обучения в последующих классах? Были мнения, что апробируемый учебник нельзя использовать в следующих класса.

7. Что бы Вы посоветовали изменить в каждом из элементов УМК при его переиздании?
а - в обязательном порядке: Считаю, что в изменениях данный комплект УМК не нуждается. Хотелось бы видеть атлас, рабочую тетрадь для учащихся и мультимедийное приложение к учебнику.

8. Согласны ли Вы со следующими утверждениями? В случае согласия поставьте, пожалуйста, +, а в случае несогласия -. При желании, дайте Ваш комментарий оценке.
Предложенный комплект интересен сильному, мотивированному к инновациям учителю. _____________________________________________________________
Комплект изобилует методическими приемами, сложными для начинающего учителя.______________________________________________________________
Комментарии и разъяснения, представленные в материалах для учителя, вполне достаточны и понятны для полноценной работы с комплектом.
Комплект существенно расширяет возможности применения различных форм работы в классе.
Отличительной особенностью текста учебника является его лаконичность и жесткая структурированность, что в полной мере соответствует психологическим особенностям школьников, а также позволяет оптимизировать визуализацию взаимосвязи информационных элементов каждого урока. Работа в замкнутом (но не закрытом!) информационном поле разворота способствует формированию комплексного представления об изучаемом предмете. Каждый из структурных элементов имеет определенное место в поле разворота и жестко привязанное к тем фрагментам основного текста, к которым он относится содержательно. То же можно сказать и об иллюстративном материале, что особенно важно, поскольку в нем заложен большой объем информации, не требующей дополнительного описания в основном тексте.

9. Можно ли утверждать, что данный УМК ориентирован на определенный уровень подготовленности (учебных возможностей) учащихся? Если да, то на какой именно?

УМК Вентана-Граф ориентирован на усвоение школьниками базовых географических знаний и в большой степени на формирование и отработку навыков самостоятельного получения учащимися необходимой информации, ее анализа и интерпретации. Это линия нового поколения, которая позволяет школьникам и учителям работать в единой информационно-образовательной предметной среде на основе использования учебно-методических материалов на бумажных, разработанных в едином формате. Учащимся обучение по данному комплекту открывает возможности самостоятельной работы с разного рода информацией, упрощает её поиск, анализ, интерпретацию, способствует формированию таких практических умений и базовых
навыков, как :
- решения познавательных задач и выполнения творческих работ;
- владение приемами оформления академической работы;
- умение решать проблемные, логические и творческие задачи, как индивидуально, так и в процессе работы в группе,
- навыки исследовательской и проектной деятельности, разработки индивидуальных и групповых проектов.

10. Как восприняли учебник ученики и их родители?

УченикиРодители
с интересом++
безразлично
критически, недоверчиво
другое мнение

11. Что бы Вам хотелось отметить дополнительно?
Текст учебника доступен для восприятия девятиклассниками. Основные положения текста выделяются, поясняются. Тексты учебника научны и занимательны. Учебный материал разделен на 3 главы, которые поделены на темы. Темы разделены на параграфы. Каждому параграфу соответствует один или два разворота учебника. Учебник 9 класса построен так же, как учебник 8 класса, что удобно и для учащихся, и для учителя. Дети знают, где можно посмотреть дополнительный материал или интересные факты. В учебнике большое количество цифрового, иллюстративного материала.
Учебник снабжен разными источниками информации: таблицы, карты, столбчатые и круговые диаграммы, фотографии, рисунки, схемы, что позволяет учителю на уроке чередовать виды деятельности. Учащиеся могут легко переключаться с разных видов деятельности, сравнивать, анализировать, наглядно видеть, моделировать, проектировать. Хочется так же отметить комплексное изучение районов страны. Учащиеся говорят, что у них складывалось такое чувство, что они все это уже знают, но при всей знакомости материала узнают новое. Можно отметить возможность воспитательной и профориентационной работы на уроках географии.
Учащиеся показывают хорошие знания по географии, я имею ввиду четвертные оценки, выбрали географию для сдачи ГИА.

12. Обсуждали ли Вы комплект с коллегами: с теми, кто преподает тот же предмет, что и
Вы; с коллегами, которые преподают предметы Вашего цикла (естественно-научного, гуманитарного, физико-математического и т. п.)? Каков в целом оказался результат обсуждения? Сформулируйте основные мнения коллег в свободной форме.
Итоги апробации обсуждались на заседаниях РМО учителей географии. Мнения коллег разделились. Часть, с интересом отнеслись к новшеству и были готовы изучать предмет по новому учебнику. Другие, отнеслись с недоверием, боясь внести новшества в работу при изучении предмета, боясь изменений и привычного течения уроков.

13. Готовы ли Вы рассказать о своем педагогическом опыте на семинарах, организуемых издательством? Какие темы для обсуждения Вы предлагаете?
Да, готова. Выступала на заседаниях РМО и МО учителей географии

14. Это Ваш первый опыт участия в апробации учебной литературы? Если нет - расскажите о нем в самых общих чертах. Первый

15. Сколько лет Вы работаете в школе?
Педагогический стаж на конец учебного гола 25 лет, учителем географии 14 лет.

16. По каким комплектам работали ранее? Какие из них для Вас предпочтительнее? Почему?
Ранее работала по комплексному учебнику География России под. ред. В.П Дронова, А.А. Лобжанидзе.

Благодарим Вас за Ваши ответы, комментарии, вопросы, за Вашу помощь в
нашем общем деле!



ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА УЧЕБНИК (УМК)
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АПРОБАЦИИ


Фамилия, имя, отчество педагога Воронова Ирина Владимировна
Апробация осуществлялась по договору №___________________

Название учебника (УМК), авторы, год издания
Таможняя Е.А. География России: хозяйство: регионы: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова; под общ. ред. В.П. Дронова. М.: Вентана-Граф, 2010.


Состав УМК, прошедшего апробацию
- Таможняя Е.А. География России: хозяйство: регионы: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова; под общ. ред. В.П. Дронова. М.: Вентана-Граф, 2010.


Образовательное учреждение, проводившее апробацию Белгородская область Яковлевский район ПГТ Томаровка Муниципальное общеобразовательное учреждение Томаровская средняя общеобразовательная школа № 2



Сроки апробации 2009-2010 и 2010-2011 учебный год.

Количество учащихся в классе (классах), где проводилась апробация 17 человек,


Результаты апробации
1. Оценка актуальности и значимости учебника (УМК) (с указанием основных особенностей, достоинств и недостатков, формирующих оценку)
Достоинства учебника: грамотно использован научный аппарат, приводятся фактологические сведения, аргументация и доказательства для лучшего усвоения материала.
Текст соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и учебным целям и задачам. Структура учебника и методика изложения способствуют индивидуализации обучения, наглядность и занимательность способствуют запоминанию учебного материала, формируются навыки работы с разнообразной информацией, огромные возможности для самостоятельного изучения материала.
Иллюстративный ряд учебника подобран удачно, разнообразие и богатство информации в форме рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фрагментов карт способствует расширению и углублению учебного материала, формированию мотивационного поля учащихся.
Опыт показывает, что использование избранной схемы и структуры изложения учебного материала способствует решению следующих педагогических задач:
формирование ключевых компетенций;
реализация деятельностного подхода в обучении;
реализацию коммуникационных технологий;
индивидуализация и социализация обучения.
Данный учебник может быть использован для обучения широкого круга учащихся с различными познавательными возможностями и интересами в общеобразовательных школах и школах с углубленным изучением предметов.

2. Соответствие основным нормативным документам (учебному плану,
примерным программам, обязательному минимуму содержания образования
и пр.) Учебник соответствует учебному плану, Обязательному минимуму содержания образования, Государственному стандарту образования.

3. Соответствие основному назначению и возрастным особенностям учащихся
Учебник соответствует педагогическому назначению и возрастным особенностям учащихся.
4.Оценка педагогической эффективности
Учебник отвечает всем современным требованиям и основным нормативным документам. Предметное содержание речи доступно и понятно учащимся. Учебный материал логично изложен, познавателен и соответствует возрасту и интересам учащихся.
Авторы уделяют внимание интеллектуальному развитию учащихся, такие задания присутствуют в тексте почти каждого параграфа. Материал учебника предоставляет возможность воспитания общечеловеческих ценностей, потребности расширять кругозор, развития умения сотрудничать, работать в паре, помогать друг другу. Материал учебника способствует воспитанию интереса учащихся к культуре своей страны. Материал излагается в доступной форме.
УМК содержит интересные фотографии, красочные иллюстрации, тем самым эмоционально благоприятно воздействует на учащихся.
4.1.Учебные достижения при обучении по данному учебнику (УМК) целом
Учебные достижения учащихся при обучении по данному учебнику (УМК) в целом такие же, как и при обучении по другим УМК.
Что касается отношения учеников и родителей к учебнику, то в целом оно положительное.
Более 80% учащихся ответили, что учебник интересен для чтения, доступен для понимания, удобно расположен материал и качественные иллюстрации, учебный материал направлен на развитие интереса к предмету и практическому применению знаний.
Анкетирование родителей подтвердили ответы учащихся в том, что на 81% учебник нравится по структуре и на 79% - по содержанию. Однако лишь 52% родителей отмечает что, учебник формирует навыки самостоятельного приобретения знаний и умений.

4.2.Основные отличия в результатах учебных достижений по сравнению с другими учебниками (УМК) состоят в следующем:
Основные наблюдающиеся различия учебных достижений состоят в следующем: учащиеся лучше овладевают речевыми и общеучебными умениями и навыками.
и могут быть объяснены тем, что учебный материал представлен в строгой последовательности, имеются памятки для развития учебных умений.
УМК способствует успешной самореализации учителя в его педагогической деятельности, и это выражается в следующем:
УМК содержит развивающий, познавательный и воспитательный аспект, и перед каждым уроком ставятся задачи по овладению развивающим, познавательным и воспитательным компонентами.

4.3.Учебник (УМК) _____________способствует _________
( способствует/ не способствует)
самореализации учителя и повышению его профессионального уровня.
Дает учителю возможность для постоянного педагогического творчества, позволяет использовать как традиционные, так и инновационные технологии обучения. В зависимости от желания и владения учителем различными технологиями и методиками и подготовленности классного коллектива, можно проводить практико-ориентированные уроки, уроки с использованием технологии развивающего обучения, уроки с использованием ИКТ, обучение в деятельности.

Оценка образовательной целостности учебника (УМК):
взаимосвязь компонентов УМК; полнота комплекта; достаточность его компонентов; нуждается ли апробируемый УМК в дополнительных компонентах, если да, то в каких именно, и т. д.
В комплект УМК География России ИЦ Вентана-Граф входят: учебник География России: хозяйство: регионы для 9 класса, авторская программа и методическое пособие для учителя с примерным поурочным планированием.
Наличие комплекта пособий на бумажных носителях, обеспечивает комплексность и преемственность всех уровней школьного географического образования.
Единый методический, информационный и дизайнерский подход к представлению учебного материала, учитывает возрастные психофизиологические особенности школьников;
Практическая направленность, способствующая использованию полученных знаний и умений в реальной повседневной жизни.
Информационно-образовательная среда УМК География России проста в использовании, интерактивна, ориентирована на практическую деятельность, позволяет максимально учитывать индивидуальные запросы и способности каждого участника образовательного процесса на современном уровне.
Учебник- ядро комплекта. В нем наиболее полно использованы традиционные законы создания учебной книги и новые подходы к процессу обучения. Содержательная, методическая и наглядно-иллюстративная составляющие учебника являются единым целым. Учебник имеет фиксированный формат, при котором ритмично повторяются структурные элементы каждой темы и урока, а ритмичность подкрепляется дизайнерским решением.
Каждая тема открывается Визитной карточкой, которая содержит информацию об уникальных объектах и явлениях в сфере данной темы, а заканчивается рубриками Подведем итоги (конкретизация основных положений темы). Вопросы для повторения и обобщения - проблемные вопросы, которые могут быть использованы учителем для проведения дискуссий или стать основой для подготовки учащимися своих проектов.
Каждый из структурных элементов (карты, схемы, статистические данные , рисунки и т. д.) имеет определенное место в поле разворота, жестко привязанное к тем фрагментам основного текста, к которым он относится содержательно.
Отличительной особенностью текста учебника является его лаконичность и жесткая структурированность, что в полной мере соответствует психологическим особенностям школьников, а также позволяет оптимизировать визуализацию взаимосвязи информационных элементов каждого урока. Работа в замкнутом информационном поле разворота способствует формированию комплексного представления об изучаемом предмете.
Методическое пособие для учителя предназначено для рациональной организации работы учителя. Пособие содержит тематическое и поурочное планирование, составленное в соответствии с программой курса на основе общеобразовательных стандартов и учебных планов.
Значительное место в предоставлении дополнительной информации по каждой конкретно изучаемой теме занимают компоненты , расположенные вне основного текста параграфа. Например, достаточно разнообразный и содержательный иллюстративный материал, в котором заложен большой объем информации, не требующий дополнительного описания в основном тексте.
Внетекстовые компоненты (иллюстрации, таблицы) позволяют системно и комплексно дополнять учебный материал, создавать яркие образы отдельных территорий (на примере фрагментов карт), максимально наглядны и эстетически привлекательны. Данные информационные источники образуют познавательное и развивающее поле, позволяющее ученику самостоятельно выбирать траекторию учебной деятельности - как в рамках освоения материала в соответствии с программой, так и в исследовательской и проектной работе.
Основные функции методического аппарата УМК ИЦ Вентана-Граф сориентированы на усвоение школьниками базовых географических знаний и в большей степени на формирование и отработку навыков самостоятельного получения учащимися информации, ее анализа и интерпретации. УМК ИЦ Вентана-Граф предполагает необходимость рациональной организации учебного процесса в соответствии с современными тенденциями в содержании географического образования и методике преподавания географии в современной школе.
Выводы и предложения
Общий вывод об использовании в практике работы школы (с указанием типа образовательного учреждения, профиля учебного заведения, уровня подготовки учащихся и пр.).


Основные предложения по доработке учебника (УМК) с указанием направлений доработки (при ответе на вопрос можно ссылаться на разделы дневника апробации, , анкете и т.п.)

Предложения:
- создать компьютерную версию учебника или дополнить УМК компьютерными приложениями, видеокурсом или разработать комплект для интерактивной доски;
- подготовить набор карт, картин, таблиц, раздаточного материала к учебнику.
Подпись педагога-исследователя
____________________ Воронова Ирина Владимировна
(подпись) (Ф.И.О)

Дата


Подпись директора образовательного учреждения

МП Пересыпкина Ирина Михайловна
(подпись) (ФИО)



















Дата: _____________
Урок географии в 9-м классе `Население Европейского Севера`
Цели урока: сформировать представление о населении Европейского Севера.

Ход урока

I. Организация начала урока.

II. Проверка домашнего задания.
- Характеристика ЭГП региона.
- Сравнительная характеристика частей Европейского Севера.

III. Сообщение темы урока. (Население Европейского Севера - тема на доске).
Изучение этой темы мы построим на ваших знаниях не только географических, но и исторических.

IV . Повторение ранее изученного материала
1. Определите по картам атласа плотность населения Европейского Севера (до 10 чел. на кв. км.) Таблица на доске.

Плотность населения (в чел. на кв. км)мир38
Россия 9
Московская область 354
Красноярский край 0,03
Европейский Север 4

Сравните данные таблицы. (Средняя плотность населения Европейского Севера в 2,25 раза ниже российской, в 9,5 раз ниже плотности по миру, в 88,5 раз ниже плотности в Московской области, лишь в Красноярском крае плотность населения ниже в 133 раза североевропейской).
2. По картам атласа определите национальный состав, языковые семьи и титульные народы региона.
русские - составляют большинство населения;
саамы, финны, вепсы, карелы, ненцы, коми, белорусы.
семьи: индоевропейская, уральско-юкагирская.
титульными являются карелы, ненцы, коми.
V. Изучение нового материала.
1. Работа с учебником, 30.
а) Прочитайте первую часть параграфа. Кратко запишите этапы заселения Европейского Севера (а) новгородцы - поморы; б) монастыри и монастырские крестьяне; в) ссыльные.
б) Прочитайте в учебнике стр. 175, -177 Характеристика историко-географических районов (Кольско-Карельский край, Северный край). Что нового вы узнали из текста?
2. Но на этой территории уже жили люди, которые заселили ее раньше. Познакомимся с северными народами, потомки которых до сих пор живут на земле своих предков. В процессе знакомства с материалом постарайтесь заполнить таблицу.

народместо проживанияпервое упоминаниетрадиционные занятия



Некоторые из этих народов относятся к коренным народам Севера. Их численность невелика и постоянно сокращается. В связи с этим, во всем мире и в России, в том числе, права коренных народов законодательно закреплены .
Вепсы
Вепсы - (устаревшее - чудь) один из малочисленных народов северо-запада России.
Основная территория расселения народа - Карелия, Ленинградская и Вологодская области. Язык вепсов принадлежит к прибалтийско-финской группе.
20 января 1994 года на территории трёх национальных сельских советов Южного Прионежья Республики Карелия, где преимущественно проживают северные вепсы, образована самоуправляющаяся территория - Вепская Национальная Волость.
По летописным, археологическим и лингвистическим данным, вепсы были расселены на обширном пространстве от Белого озера (ныне Вологодской области) до Онежского и Ладожского, называемого Межозерьем. До появления вепсов, на севере эти места были заселены предками современных саамов. Прародиной вепсов считается юго-восточная Прибалтика, откуда они окончательно переселились к началу второго тысячелетия нашей эры.
Основными занятиями предков вепсов были земледелие, охота, рыболовство, имелась развитая торговля. Проходивший по землям вепсов торговый путь из варяг в греки (из Скандинавии на юг), способствовал установлению её оживлённых связей с центральными и южными землями.

Саамы
Археологические находки подтверждают тот факт, что первые люди появились на Кольском полуострове около 5 тысяч лет назад. Саамы (устаревшее название - лопари) - самый западный из коренных малочисленных народов севера. Язык саамов входит в прибалтийско-финскую ветвь финно-угорской языковой семьи, но занимает в ней особое положение. Их антропологический тип представляет собой смешение европейского и монгольского типов.
Саамы являлись язычниками. Они обычно строили из камней лабиринты и сейды для жертвоприношений.
В XIII веке Кольский полуостров стал доменом Новгорода (об этом свидетельствуют летописи 1216 и 1270 годов). В то время южное побережье полуострова называлось терь, что по-саамски означало земля, покрытая лесами.

В 1478 году Кольский полуостров был присоединён к Российскому государству. Русские принесли сюда свою религию, и в середине XVI века саами тоже приняли православное христианство. Это имело двойной эффект: с одной стороны жизнь их стала напряжённей, с другой стороны это стимулировало их знакомство с русской культурой и сблизило людей.
Основными занятиями саамов в конце XIX - начале XX века являлись рыболовство (озёрное и речное), оленеводство и охота. В дореволюционной России саамы были практически обречены на вымирание. Они голодали и страдали от различных болезней, находились под гнётом местных и заезжих купцов.
Современные саамы больше не кочуют по тундре вместе со своими семьями. Большая их часть живёт в центре полуострова в селе Ловозеро. Их основным занятием по-прежнему является традиционное оленеводство. В настоящее время оленеводство Мурманской области, в котором заняты саамы и ненцы, является крупно табунным. Основная его цель - разведение оленей на мясо.
Численность саамов составляет 1,9 тысяч человек, из которых 1,6 тысяч человек живёт на Кольском полуострове Мурманской области.
Ненцы
ненэц или хасова (самоназвание - человек), самоеды, юраки (устаревшее), народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе, Архангельской области, северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области. Говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи.
Первое письменное свидетельство о ненцах в исторических источниках относится к 11 в. В рассказе новгородца Гюряты Роговича, включенном в Повесть временных лет. В 13 веке в результате поездки через Русь папского посла францисканца Плано Карпини к монгольскому хану о самоедах становится известно в Западной Европе.
Традиционные занятия охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины XVIII века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство.
Семьи оленеводов кочуют. Значительное число семей живёт в городах Нарьян-Мар, Салехард, Печора и др. Большинство ненцев вело кочевой образ жизни. Традиционное жилище - разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом. Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. Передвигались на лёгких деревянных нартах. Пища - оленье мясо, рыба. В религиозных воззрениях господствовала вера в духов - хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы.
Карелы
Не относятся к малочисленным народам Севера, но, являясь титульным народом, не могут быть обойдены нашим вниманием (Приложение 1. Слайд № 6). Подробнее с традициями и образом жизни этого народа вы познакомитесь самостоятельно.


Поморы
- особая часть населения Севера (Приложение 1. Слайды №№ 7, 8) - субэтнос русского народа, потомки древних русских поселенцев, селившихся начиная с XII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря. От этого этнонима произошёл топоним юго-западного побережья Белого моря - Поморский берег. В период с XII века по XV век Поморье было колонией Новгорода Великого, откуда и происходило большинство поселенцев.
Поморы издавна занимались рыболовством, торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах (кочах) они посещали полярные земли и острова (Колгуев, Новая Земля), впервые достигли архипелага Шпицберген (его поморское название Грумант, возможно, произошло от искажённого Гренландия), на восток доходили до северной Сибири, где основали город Мангазея. В XVI-XVII вв. выходцы из Поморья сыграли существенную роль в освоении Россией Сибири. Слово поморы произошло от Поморья (Поморский берег, берег Белого и Баренцева моря). Термин поморы впервые появляется в русских летописях в 1526 году.
Основные религии поморов: православие (Русская православная церковь) и старообрядчество (Древлеправославная поморская церковь).

3. Прервемся ненадолго и посмотрим в карте, какую религию исповедует большинство населения региона?
Большинство населения Европейского Севера исповедуют православие, но есть особая группа людей старообрядцы.
Старообрядчество - это общее название для религиозных групп и течений, не принявших церковные реформы, проводившиеся в 17 веке патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем
Начавшись как религиозное движение, старообрядчество вобрало вскоре в свои ряды всех протестующих против нововведений, утверждавшихся государственной властью жестокими методами подавления
Русский Север, как Урал и Сибирь, с 17 столетия стал прибежищем защитников старой веры. Примером перерастания полемики в открытое неповиновение властям стало Соловецкое восстание 1668-1676 гг. В Олонецкой губернии долго существовала знаменитая Выговская пустынь. Именно в Архангельском Пустозёрске был сожжён неистовый протопоп Аввакум. Старообрядчество получило большое распространение во всех губерниях Европейского Севера России. Несмотря на репрессии и преследования со стороны государственных и церковных властей оказывало значительное влияние на религиозную жизнь и культуру региона вплоть до 30-х годов ХХ века.
Коми
Не являются малочисленным народом, на территории России представлены несколько этнографических групп, наиболее своеобразную культуру имели удорцы
VI. Закрепление изученного материала.

Проверка таблицы.
народ
Место проживанияПервое упоминаниеТрадиционные занятия

вепсы
Карелия, Вологодская обл.II тыс. н.э.
Земледелие, охота, рыболовство, торговля
саамы
Кольский п-ов.
5 тыс. лет назад
охота, рыболовство, оленеводство.
ненцы
Ненецкий АО, северные районы КомиXI век н.э.
Охота, рыболовство.

поморы
Побережье Белого моря
XII век
Рыболовство, торговое мореплавание, судостроение

V II. Домашнее задание: параграф 30, краткое сообщение об образе жизни и традициях карелов, и народов коми.

























Вепсы
Вепсы - (устаревшее - чудь) один из малочисленных народов северо-запада России.
Основная территория расселения народа - Карелия, Ленинградская и Вологодская области. Язык вепсов принадлежит к прибалтийско-финской группе.
20 января 1994 года на территории трёх национальных сельских советов Южного Прионежья Республики Карелия, где преимущественно проживают северные вепсы, образована самоуправляющаяся территория - Вепская Национальная Волость.
По летописным, археологическим и лингвистическим данным, вепсы были расселены на обширном пространстве от Белого озера (ныне Вологодской области) до Онежского и Ладожского, называемого Межозерьем. До появления вепсов, на севере эти места были заселены предками современных саамов. Прародиной вепсов считается юго-восточная Прибалтика, откуда они окончательно переселились к началу второго тысячелетия нашей эры.
Основными занятиями предков вепсов были земледелие, охота, рыболовство, имелась развитая торговля. Проходивший по землям вепсов торговый путь из варяг в греки (из Скандинавии на юг), способствовал установлению её оживлённых связей с центральными и южными землями.




Саамы
Археологические находки подтверждают тот факт, что первые люди появились на Кольском полуострове около 5 тысяч лет назад. Саамы (устаревшее название - лопари) - самый западный из коренных малочисленных народов севера. Язык саамов входит в прибалтийско-финскую ветвь финно-угорской языковой семьи, но занимает в ней особое положение. Их антропологический тип представляет собой смешение европейского и монгольского типов.
Саамы являлись язычниками. Они обычно строили из камней лабиринты и сейды для жертвоприношений.
В XIII веке Кольский полуостров стал доменом Новгорода (об этом свидетельствуют летописи 1216 и 1270 годов). В то время южное побережье полуострова называлось терь, что по-саамски означало земля, покрытая лесами.

В 1478 году Кольский полуостров был присоединён к Российскому государству. Русские принесли сюда свою религию, и в середине XVI века саами тоже приняли православное христианство. Это имело двойной эффект: с одной стороны жизнь их стала напряжённей, с другой стороны это стимулировало их знакомство с русской культурой и сблизило людей.
Основными занятиями саамов в конце XIX - начале XX века являлись рыболовство (озёрное и речное), оленеводство и охота. В дореволюционной России саамы были практически обречены на вымирание. Они голодали и страдали от различных болезней, находились под гнётом местных и заезжих купцов.
Современные саамы больше не кочуют по тундре вместе со своими семьями. Большая их часть живёт в центре полуострова в селе Ловозеро. Их основным занятием по-прежнему является традиционное оленеводство. В настоящее время оленеводство Мурманской области, в котором заняты саамы и ненцы, является крупно табунным. Основная его цель - разведение оленей на мясо.
Численность саамов составляет 1,9 тысяч человек, из которых 1,6 тысяч человек живёт на Кольском полуострове Мурманской области.



Ненцы
ненэц или хасова (самоназвание - человек), самоеды, юраки (устаревшее), народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе, Архангельской области, северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области. Говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи.
Первое письменное свидетельство о ненцах в исторических источниках относится к 11 в. В рассказе новгородца Гюряты Роговича, включенном в Повесть временных лет. В 13 веке в результате поездки через Русь папского посла францисканца Плано Карпини к монгольскому хану о самоедах становится известно в Западной Европе.
Традиционные занятия охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины XVIII века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство.
Семьи оленеводов кочуют. Значительное число семей живёт в городах Нарьян-Мар, Салехард, Печора и др. Большинство ненцев вело кочевой образ жизни. Традиционное жилище - разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом. Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. Передвигались на лёгких деревянных нартах. Пища - оленье мясо, рыба. В религиозных воззрениях господствовала вера в духов - хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы.



Поморы
- особая часть населения Севера (Приложение 1. Слайды №№ 7, 8) - субэтнос русского народа, потомки древних русских поселенцев, селившихся начиная с XII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря. От этого этнонима произошёл топоним юго-западного побережья Белого моря - Поморский берег. В период с XII века по XV век Поморье было колонией Новгорода Великого, откуда и происходило большинство поселенцев.
Поморы издавна занимались рыболовством, торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах (кочах) они посещали полярные земли и острова (Колгуев, Новая Земля), впервые достигли архипелага Шпицберген (его поморское название Грумант, возможно, произошло от искажённого Гренландия), на восток доходили до северной Сибири, где основали город Мангазея. В XVI-XVII вв. выходцы из Поморья сыграли существенную роль в освоении Россией Сибири. Слово поморы произошло от Поморья (Поморский берег, берег Белого и Баренцева моря). Термин поморы впервые появляется в русских летописях в 1526 году.
Основные религии поморов: православие (Русская православная церковь) и старообрядчество (Древлеправославная поморская церковь).













9 б класс. Дата: ____________________________
Тема: Географическое положение и природа Юга европейской чисти России.
Цель урока: сформировать знания об экономическом развитии региона на основании аналитического описания экономики региона по плану описания экономического района.

Задачи:
1) сформировать об особенностях экономики региона;
2) развивать навык аналитического писания с привлечением различного географического материала: текст, таблицы, карты, дополнительная литература;
3) воспитывать патриотические чувства гордости за свою страну;
4) коррекционная задача: отрабатывать с учащимися навыки работы по четкому алгоритму, реализовать дифференцированный подход к учащимся.

Ход урока.
1. Организационный момент.

Проверка наличия необходимого оборудования на рабочих местах учащихся, настрой на серьезную работу.

2. Обозначение плана и задач на урок: сегодня мы изучим новый район страны Северный Кавказ, нам необходимо вспомнить план описании района, выполнить описание нового района, закрепит знания в виде небольшой проверочной работы по уровням, и в конце урока вы получите домашнее задание.

3. Активизация ЗУН, необходимых для прохождения материала урока.

Проводится в виде беседы:
- Вспомните план описания региона
- Какие пункты вызывают у вас самое большое затруднение при выполнении
- Какие действия вы будете выполнять при ответе на 6-ой пункт.
-Какой район мы изучали на предыдущем уроке.

4. Новый материал.

Вступительное слово педагога.
Мы изучали районы России, вспомните их природные условия. Как они повлияли на характер хозяйственной деятельности населения. Сегодня мы будем говорить о районе, который будет резко отличаться по своим природным условиям.
Чтобы понять, почему эти районы разные давайте сравним ГП обоих районов.
Вспомним особенности положения Северного района. А теперь выполним п.1 плана.
Самостоятельное выполнение. Учитель консультирует индивидуально. 3-5 минут.
Что входит в состав Северного Кавказа? Покажем на карте.
Теперь проведем границу Северного района. Кто догадался, чем будут отличаться эти районы (Природными условиями, климатом, Северный район холоднее и природные условия менее благоприятные).
Природные условия рассказ учителя. Внимание тепло, благоприятно, условия для занятий сельским хозяйством, резкое отличие запада и востока.
Освоение территории.
Работа по учебнику. Чтение текста учебника по частям (абзацам). Выделение главной мысли устно. Выслушивание мнений разных учащихся.
Хозяйство района.
, ответим на ряд основных вопросов.
- велика ли территория района в масштабе страны. Какая цифра об этом говорит.
- как густо заселен район. Как вы думаете, почему он заселен так плотно.
- какие отрасли народного хозяйства являются основными для этого района. Какой процент эти отрасли занимают в экономике страны.
Проанализируйте состав отраслей специализации и ответьте на вопрос: Северный Кавказ имеет промышленную или сельскохозяйственную специализацию?
География отраслей.
По карте в атласе расскажите, как размещены отрасли сельского хозяйства по территории района.

5. Закрепление.

Вопрос 2 Вопросы для самооценки.

6. Проверка по уровням.

Вам предлагается выполнить ряд заданий по уровням. Вам нудно определить уровень и выполнить задания самостоятельно. Выполнение заданий останется вам на дом. Поэтому откройте дневники и запишите его: выполнить задание на карточке. А сейчас приступаем к выполнению уровневых заданий.

7. Подведение итогов.
8. Домашнее задание: 38.






























9 Б класс. Дата: ____________
Тема: Население Европейского Юга.
Цель урока: Познакомить с особенностями заселения и хозяйственным освоением Европейского Юга. Рассмотреть особенности современного населения, языковой и национальный состав, особенности демографической ситуации.

Ход урока.
1.Организация начала урока.
2.Проверка домашнего задания.
1. Устный опрос:
- Используя политико-административную карту атласа, назовите субъекты, входящие в совта Европейского Юга.
- С какими государствами граничит Европейский Юг?
- Сравните природу равнин Предкавказья с природой предгорий и гор Северного Кавказа.
2. Проверка опережающего задания: сообщение о городах-курортах Северного Кавказа.
3. Изучение нового материала.
1. Заселение и хозяйственное освоение Европейского Юга.(работа с текстом учебника)
- Когда началось заселение региона славянами?
- Когда эти земли вошли в состав Российской империи?
- Назовите старинные города Европейского Юга.
2. Современное население: (рассказа учителя)
Северный Кавказ густонаселённый район РФ. На его территории, составляющей всего 2% площади страны, проживает 11,9% населения России. По числу жителей (17,7 млн. чел.) Северный Кавказ уступает только Центральному и Уральскому экономическим районам. По темпам роста численности населения в переходный период он опережает среднереспубликанские показатели. За 19911995 гг. численность населения Северного Кавказа увеличилась на 640 тыс. чел. Это связано с большим миграционным притоком населения, главным образом из государств Закавказья. О размерах миграционного прироста населения свидетельствуют следующие данные:
Всего прибыло (тыс. чел.)
1993 г. 143,0
1994 г. 167,3
1995 г. 86,4
на 1000 чел. населения
1993 г. 82
1994 г. 95
1995 г. 49
В настоящее время механический прирост населения на Северном Кавказе имеет тенденцию к снижению. Нестабильность межнациональной обстановки и война в Чечне отразились на естественном движении населения, которое в 1995 г. характеризовалось следующими показателями: на 1000 чел. рождаемость составляла 12,0, смертность 13,6, естественный прирост 1,6. Неблагоприятная демографическая ситуация отмечалась в Краснодарском крае (естественный прирост 5,3 на 1000 чел. населения), в Ставропольском крае (-2,8), в Ростовской области (-6,6), Республике Адыгея (-3,7). Однако для большинства национальных республик Северного Кавказа по-прежнему свойственны высокие показатели рождаемости и естественного прироста населения. Так, естественный прирост населения в 1995 г. составлял на 1000 чел. в Ингушетии 17,4, Дагестане 14,3, Северной Осетии 6,3.
Важной особенностью Северо-Кавказского района являются высокий удельный вес сельского населения (44,4%) и его высокая плотность, составляющая почти 50 чел./км2. В некоторых районах интенсивного земледелия она превышает 80 чел./км2. В отличие от Российской Федерации в целом процесс урбанизации на Северном Кавказе идёт значительно медленнее, что свидетельствует о высоком уровне развития сельского хозяйства. За 1991 1995 гг. сельское население на Северном Кавказе увеличилось на 648 тыс. чел., вследствие чего удельный вес городского населения снизился с 57,7% до 55,6%. В зависимости от характера освоения территории и соотношения промышленного и сельскохозяйственного производства доля городского населения на Северном Кавказе колеблется от 67,9% в Ростовской области до 41,7% в Дагестане.
Население по территории района размещено неравномерно. Густо заселены предгорья Большого Кавказа. В Северной Осетии средняя плотность населения 79,2 чел./км2, в Краснодарском крае 61,2 чел./км2. Значительно меньше плотность населения в Дагестане 35,6 чел./км2 и Ставропольском крае 35,4 чел./км2.
В последние годы углубились диспропорции в половом составе населения, связанные с преобладанием женского населения. Мужчины составляют 46,9%, женщины 53,1%. Возрастная структура населения Северного Кавказа характеризуется повышенной в сравнении с Россией в целом долей детей и подростков (24,9%) и более низкой долей лиц трудоспособного возраста (55,0%). В 1995 г. численность экономически активного населения в Северо-Кавказском районе составляла 207,9 тыс. чел., в том числе занятых в народном хозяйстве 187,3 тыс. чел. С переходом на новые условия хозяйствования на Северном Кавказе обострились проблемы занятости. Общая численность безработных по отношению к экономически активному населению в 1995 г. достигла 9,9%, в том числе в Дагестане 22,3%, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии 24,0%. Удельный вес женщин в общей численности безработных ниже, чем в среднем по России (37,5%). Средний возраст безработных на Северном Кавказе 32 года. Усиление напряжённости в сфере занятости населения, его криминализация в значительной мере являются следствием недостаточного развития социальной инфраструктуры, подготовки кадров, низких темпов индустриализации национальных республик.
Северный Кавказ относится к многонациональн
Добавила:
Ирина Владимировна Воронова
Ирина Владимировна Воронова


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Вон оно что! Ну, тогда просто нет слов, а междометия закончились ещё вчера, так что остались одни восклицательные знаки, но зато в неограниченном количестве!!!! И ничего не надо корректировать.... Хотя, предела нет совершенству... Брависсимо, Валентина Васильевна. Вот они, народные таланты в действии!
... Сказала - и дальше не произлшло ни-че-го. === А, действительно, зачем происходить?! Их дело говорить, а не чтобы происходило. Чтобы происходило - это ж... работать надо. Мееять что-то. А кто ж им это дасть??!! Вот глубочайшее убеждение. Более глубочайшее, чем 86%!
Здравствуйте, Алла Олеговна! К сожалению не удаëтся скачать `Вальс выпускной`. Не могли бы Вы выслать файл на мою почту. [email protected] Заранее спасибо!
https://19rusinfo.ru/proekty/pogoda-v-khakasii/66850-troposfernyj-ochag-kholoda-nad-sibiryu-ultrapolyarnye-potoki-okhlazhdayut-vozdukh-v-khakasii вычитала сейчас что за аномалии на юге Красноярского края.
И про нас, но скоро стает снег...
Рабочая тетрадь по истории 5 6813633-a2964208





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/