Сегодня, 19 августа, отмечается
праздник, который пришел к нам из языческой Руси, а теперь включен и в
христианский календарь. Свое название – Яблочный Спас – праздник получил
от имени бога Спаса, которому посвящались урожай и созревшие плоды.
Изначально спасов было множество: грибной, хлебный, ягодный. Наиболее
известными стали три: Медовый Спас, Ореховый Спас и самый главный –
Яблочный Спас.
«Удобным»
образом (для приверженцев христианства) этот день совпал с
Преображением Господним. Евангелисты рассказывают, что в этот день Иисус
с тремя своими учениками – Иаковом, Петром и Иоанном – поднялся на гору
Ермон, чтобы помолиться. Когда молитва началась, Иисус преобразился –
лицо просветлело, и одежда засияла белее белого. Ученикам явились два
пророка – Илия и Моисей, которые беседовали с Христом о грядущих
событиях. Иисус велел ученикам не распространяться о происшедшем до тех
пор, пока не случится предначертанное Богом воскрешение. Через сорок
дней Христос был распят на кресте.
Раньше люди обязательно отмечали этот
праздник: варили яблочное варенье, использовали яблоки в качестве
начинки для пирогов, угощали друг друга, а в конце дня в чистом поле
распевали песни и провожали лето. Считалось, что после Яблочного Спаса
лето начинает уступать свои права осени. Особой важной традицией
праздника было освящение плодов, которые поспевали к этому времени,
окропление яблок. Люди верили, что если загадать желание, а затем съесть
освященное яблочко, то желание обязательно сбудется.
После Литургии во всех храмах будет совершено освящение плодов нового урожая, прежде всего, яблок и винограда.
До Преображения на Руси особенно строго
запрещалось есть яблоки, вообще старались не есть никаких плодов, кроме
огурцов. А с этого дня начинали есть плоды и фрукты. «Второй Спас
яблочком разговляется». Приносить первые плоды урожая в жертву Господу
вообще древнее христианское правило. Это действие облагораживает весь
урожай, который пойдет в пищу человеку. Это и благодарность за дары, и
гордость за свой труд, и смирение перед высшими силами.
В этот день
цветочное убранство храмов дополняют желтые, красные, зеленые плоды нового
урожая. А после Божественной литургии корзины с яблоками, грушами, виноградом
освящаются священнослужителями. По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии
совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день
называют вторым, или Яблочным Спасом. Несмотря на то что это событие
произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи, православная церковь перенесла
празднование на август, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста.
В этот день было принято щедро подавать бедным – считалось, что чем
щедрее будет человек по отношению к самым бедным, тем добрее к его
усопшим родственникам отнесется Бог.
Весьма любопытна и история установления этого праздника. Изначально
торжество не носило столь массового характера, как сегодня, и праздник
отмечался только поместно в Палестине. Лишь с пятнадцатого века это
торжество стало одним из главных христианских праздников. Впрочем,
воспоминание о Преображении Господнем - это событие скорее
символическое, нежели историческое.
христианские церкви разошлись в дате празднования. Так, в современном
католицизме праздник Преображения Господня отмечают шестого августа,
если эта дата выпадает на воскресенье, или в первое воскресенье после
этой даты. В православии же Преображение имеет четко фиксированную
дату - 19 августа по григорианскому календарю.
В этом году из за аномальной жары в некоторых регионах нашей страны уже не только успели собрать новые плоды,
но, к изумлению многих, яблоневые деревья зацвели по второму разу.
Ученые и скептики связывают эту природную аномалию с излишне жарким и
солнечным летом. Для верующих же повторное цветение яблонь на
Преображение истолковывается как особый божественный знак.