Учебный блок
Реализация интегрированного подхода в деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся осуществляется в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих звеньев, включающих основные направления: педагогическое, психологическое и медицинское, а так же она включает в себя работу с педагогами.
Главным вопросом, возникающим при проектировании педагогического процесса, является
вопрос о роли и месте учебной деятельности в общем процессе обеспечения и развития здоровья детей. Важным является вопрос о достаточно щадящей учебной нагрузке. С другой стороны сохранение соматического здоровья без полноценной нагрузки не является основной задачей. Речь идет о четко сбалансированной учебно–воспитательной стороне деятельности, где инварианты является единственно нормируемыми показателями, характеризующую «Школу здоровья».
Содержание и логика построения учебного плана школы отражает задачи и цели школьной образовательной программы, ориентированной на выполнение базового компонента и разработку школьного компонента, соответствующей удовлетворению интересов и потребностей обучающихся, реализующей идею развития личности в общем и интеллектуальном плане и обеспечивающей созданию условий для становления их гуманистических, демократических, патриотических убеждений, для повышения уровня экономической и экологической компетентности, обеспечения безопасности жизнедеятельности, физическому развитию, укреплению здоровья и предупреждения гиподинамии обучающихся.
Для создания условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта с 7 по 11 класс был введен 3 час физической культуры. С 1 по 6 класс – динамические часы.
Так, у
роки физического воспитания проходят по расписанию, 3 раза в неделю. Для создания оптимальных условий обучения и развития детей уроки физкультуры во всех классах проводятся двумя педагогами, что позволяет сделать физическую нагрузку направленной на оздоровление учащихся. Это позволяет делить детей на подгруппы по медицинским или физиологическим показателям, по видам деятельности на уроке. Часть уроков проводятся в зале ЛФК и тренажерном зале под руководством инструктора.
При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры и некоторых других предметов проводятся на природе.
Физкультурные минуты на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки.
Физкультурные минуты проводятся в классе под руководством педагога ведущего урок. Проводят ее в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание, учащиеся становятся неспокойными. Выполняются физкультурные минуты сидя и стоя около парт. Комплексы физкультурных минут подбираются в зависимости от содержания учебной работы на данном уроке.
Физкультурные минуты обязательно проводятся в начальных и средних классах. Каждый комплекс физкультминуток состоит из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз. В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Упражнения охватывают большие группы мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании позы, сидения во время урока. В комплексах физкультурных минут применимы упражнения на потягивания, прогибания, наклоны и полунаклоны, полуприседания и приседания с различными движениями рук.
Введение
в школе здоровьесберегающих технологий позволило организовать работу таким образом, что кроме традиционных уроков физкультуры дополнительно добавлены вне сетки учебных занятий подвижные игры, которые проводятся в ГПД.
С целью оптимизации двигательного режима младших школьников для учащихся 1-4 классов организованы занятия ритмикой, которые оказывают положительное влияние на организм детей:
профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы; улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости; приобретение жизненно-необходимых двигательных умений и навыков; улучшение телосложения; выработка привычки заниматься физическими упражнениями на всю жизнь; развитие двигательной памяти.
Каждую неделю дети посещают плавательный бассейн «Солнечный», где проводятся занятия с инструктором. На занятиях осуществляются аквааэробные упражнения, которые улучшают осанку, способствуют развитию правильного дыхания и увеличение объема легких, укрепляют мышцы брюшного пресса и общее состояние здоровья, помогают избежать детям таких типичных для современных школьников бед, как гиподинамия и искривление позвоночника.
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе включают в себя:
1.
Интеграцию тем ЗОЖ в преподавание других предметов для привлечения внимания учащихся к собственному здоровью и воспитанию основ здорового образа жизни.
2. Использование проектного метода обучения и контроля знаний учащихся. Это способствует снятию тревожности, позволяет избежать стрессовой ситуации, и дает свободу выбора, способа самореализации. Одним из таких видов деятельности явился проект: « Аэрофитомодуль – лечебный интерьер школы».
Работа над этим
проектом велась несколько лет, а в 2008 году появилась его электронная версия при участии учителя информатики. Проект получил новое название «Чистая планета для нашего будущего» и принял участие в конкурся «Ярмарка идей»
Данная экспериментальная программа имеет несколько направлений результативности:
формирование фитомодулей, как компонента здоровьесберегающей среды школы;
выявление влияния фитомодулей на здоровье школьников;
развитие активных форм деятельности учащихся по созданию условий здорового образа собственной жизни, которые способствуют приобретению знаний; развитию аналитических способностей и критического мышления; развитию самоанализа и осознание собственных возможностей; пробуждению творческих способностей, инициативы, воображения, развитию чувства ответственности за свои действия; выработке способности преодолевать нежелательные импульсы и вредные привычки; развитию коммуникабельности; формированию глобального видения мира; формированию готовности оперативно и эффективно решать возникающие п
3. Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам для снижения перегрузки учащихся за счет индивидуализации расписания, сокращения количества домашних заданий и изменения их характера, включением творческих нестандартных заданий с выбором уровня сложности.
Тэги:
о школе