Добрый след на земле.
1 сентября 1961 года ребят впервые
встретил только что сформировавшийся коллектив учителей, возглавлял который его
первый директор Макарчук Михаил Васильевич. Среди первых учителей были учитель
русского
языка и литературы Бондарева Зоя
Павловна, Белоносов Георгий Петрович, учитель математики Безбородова Вера
Лаврентьевна, учитель английского языка Балашова Валентина Алексеевна, учитель
истории Инжелевская Любовь Константиновна, Лебедев Владимир Ефимович, учитель
физкультуры и географии. Именно это поколение педагогов, поколение 60-х,
закладывало фундамент стабильной, успешной работы школы. А им было очень
трудно. Они начинали с нуля. Целый год налаживали дисциплину среди учащихся,
ведь ребята прибыли в школу из разных мест и были похожи на разношерстную толпу.
Материальной базы никакой не было. Пришлось накапливать. Но благодаря им -
первым учителям, все трудности преодолевались. Ведь это были талантливые люди.
Они в полной мере владели мастерством преподавания своих предметов. Они
выполняли все задачи, которые ставило перед ними общество. У них
было призвание к педагогическому труду.
Время шло. Жизнь по-всякому
поворачивает. Менялись учительские кадры. И вот уже у руля школы ее второй
директор Бондарева Зоя Павловна, очень уважаемый человек, строгий и требовательный.
1981 году Зоя Павловна получила высокую правительственную награду. Ей было
присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
В 70-тые годы школа пополнилась молодыми
специалистами. В этот период времени в школе начали свою педагогическую карьеру
Шумейко Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы, учитель
математики Михайлова Светлана Родионовна, учитель начальных классов Орлова
Ольга Ивановна, учитель физики Сосновская Валентина Ивановна, учитель
истории Турушева Нина Андреевна, учитель русского языка и литературы Фофонова
Лидия Михайловна. Молодые, обаятельные. Их сразу полюбили ученики. И было
понятно, что со временем из них вырастут отличные педагоги. Так и произошло. А
по другому и быть не могло. Ведь рядом с ними трудились такие замечательные
учителя как Шиханова Валентина Григорьевна, Ануфриева Валентина Алексеевна,
Губенина Елена Моисеевна, Боровская Галина Никифоровна, Климова Татьяна
Андреевна, Рыбакова Лидия Александровна, Кузнецова Мария Васильевна. Это были маститые
педагоги, настоящие профессионалы. Они были примером для молодых специалистов
во всем: как учить, как воспитывать подрастающее поколение. Они часто давали
открытые уроки, помогали молодым педагогам словом и делом.
Валентина Алексеевна Ануфриева приехала
в Балягу из города Рыбинска, да так и осталась здесь до конца своей
педагогической карьеры, потому что оказалась на своем месте.
Шиханова Валентина Григорьевна поражала всех своей настойчивостью и
скрупулезностью. Ничего не умела делать наспех. Доходило до того, что если она
почувствует, что что-то не так, обойдет всех по домам, но всем все объявит и
объяснит.
Ярким учителем в школе была учитель
химии Боровская Галина Никифоровна. Ребята любили ее и любили ее предмет.
Галина Никифоровна была делегатом учительского съезда в Москве в 1990
году
от Читинской области.
Учитель географии Рыбакова Лидия
Александровна, интереснейший и интелегентнейший человек, отдала 30 лет своей
жизни, честно трудясь в Балягинской средней школе. За свой добросовестный труд
Лидия Александровна была награждена «Орденом Трудового Красного Знамени».
В этот период времени во главе школы стоял Зимин Павел Фомич. Он
дольше всех руководил школой. Это был мудрый, прозорливый наставник, хороший
организатор и отличный хозяйственник. Он очень много сделал для школы. За время
работы получил много
почетных грамот, имеет звание «Отличник
народного образования», «Старший учитель», «Ветеран труда», «Ветеран Великой
Отечественной войны». Павел Фомич очень любил своих учителей и гордился ими. К
примеру,
учителем труда в то время работал
Федотов Андрей Антонович. Что это был за человек! Когда бы к нему не обратился,
он никогда не отказывал. До сих пор труды его «золотых» рук видны в школе. Сам
Павел Фомич при этом оставался скромным. Когда ему говорили про
высокие показатели школы, он всегда подчеркивал, что это заслуги
коллектива, а не его.
При Павле Фомиче в школе долго работала Федотова Альбина Владимировна
завхоз, которая была добросовестной и деятельной, а также технички: Москвитина
Пелагея Александровна, Сутурина Елена Федоровна, Шумилкина Анна Егоровна. Они
были безгранично добрыми женщинами, очень уважали учителей, а учителя любили
их.
В 1992 году Павел Фомич передал школу в
руки нового директора. Им стал Ефимов Валерий Петрович. На его долю выпали
лихие 90-е. Было очень трудно. На содержание школы ничего не давали. Зарплату
сотрудникам школы не платили. Но Валерий
Петрович говорил, что отступать нам некуда, за нами – дети. И школа
сохранила свою жизнедеятельность, не согнулась,
выстояла. Детей не бросили.
Учебно-воспитательный
процесс успешно продолжался, не смотря ни на какие трудности. Прошло десять
лет. Эстафетную палочку руководства школы принимает учитель математики Конина
Тамара Георгиевна. Необходимо подчеркнуть, что этого директора выбрал сам
коллектив. И вот уже десятый год Тамара Георгиевна достойно ведет свой «корабль
знаний» по волнам жизни.
Совсем в другом измерении работает
сейчас школа. Идет модернизация, реформирование образования. Коллектив школы
под руководством Тамары Георгиевны принимает активное участие в экспериментах.
К примеру, школа была экспериментальной
площадкой на муниципальном уровне по введению профильного обучения, потом
по информатизации. Открыли компьютерный класс на 6 компьютеров, объединили
локальной сетью с выходом в интернет. Сейчас в школе
26 компьютеров. Проводился эксперимент по апробации учебников:
«Региональная экология» на региональном уровне, под руководством Гладышевой
Татьяны Васильевны, по окончании которого ей присвоено звание «Учитель-
исследователь», «Забайкаловедение» под руководством Асташевой Людмилы
Алексеевны.
Школа являлась экспериментальной площадкой по введению ФГОС нового
поколения в начальных классах на федеральном уровне. Заслуга учителей школы
заключается в том, что они дважды в 2007-2008г.г. являлись победителями
краевого конкурса «Безопасное колесо» и участниками российского соревнования
«Юные Инспекторы Движения». Учитель нашей школы Боровская Лариса Владимировна
вошла в энциклопедию «Лучшие люди России». Педагоги нашей школы старательно
готовят выпускников к успешной сдаче ЕГЭ. У каждого учителя есть свои
рекордсмены. К примеру, учитель русского языка и литературы Шумейко Людмила
Ивановна подготовила своих учеников к сдаче ЕГЭ в 2011г. так основательно, что
8 учеников получили за экзамен по русскому языку намного за 80 баллов, а
Линейцева Оксана получила 90 баллов.
В 2006году
наша школа принимала участие в
конкурсе в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование», была
признана победителем и получила в награду
1 миллион рублей. После этого уже отдельные учителя нашей школы приняли
участие в этом серьезном конкурсе. Это Боровская Лариса Владимировна и
Гладышева Татьяна Васильевна. Они тоже стали победителями
и
получили гранты в размере 100 тысяч рублей.
Наша школа активно включилась в программу развития одаренных детей.
Один из результатов состоит в том, что два ученика школы вошли в энциклопедию
«Одаренные дети России». Это Боровская Нина и Волков Денис.
Это далеко не весь перечень мероприятий,
проводимых коллективом школы под руководством ее директора. Обо всем не
напишешь. Ясно одно, что свою миссию Тамара Георгиевна выполняет с полной
отдачей сил. Она строгий директор. Во всем любит порядок, не терпит безответственности,
расхлябанности, разгильдяйства, равнодушия. Она учит своих сотрудников ничего
не делать наспех.
Вдохновляет своих учителей применять
педагогические инновации, современные образовательные технологии. Занимая
активную жизненную позицию и будучи человеком очень компетентным, она ведет
своих сотрудников к вершинам педагогической деятельности, помня о том, что
учитель создает будущее страны.
Еще хочется сказать о Тамаре Георгиевне не как о директоре, а как о
человеке: она добрая и заботливая, старается всем помочь, будь то учитель,
родитель, ученик, сосед, пенсионер.
Наша школа прошла славный путь в деле
обучения и воспитания подрастающего поколения. Сегодня в школе трудятся люди о
каждом из которых можно сказать много хороших слов. Спасибо Вам за терпение,
творческую активность и любовь к детям. Труд учителя, бесспорно, нелегок,
труден, но он очень благороден. Учителя оставляют добрый след на земле.
Белетинская Т.Н., учитель английского языка