Эссе «Моя педагогическая философия»
Почему с детишками судьбу связала
И учителем, зачем решила стать?
«Будь учителем!» - душа мне подсказала.
Видно, быть с детьми – судьба
моя!
Профессия учителя является одной из самых востребованных
в мире. От учителя начинается путь во все профессии.
Как я стала учителем? В детстве я видела себя
педагогом: сажала в ряд кукол и обучала их …Позднее, уже учась в школе, я была
активисткой и проводила различные игры с детьми. Участвовала в школьных мероприятиях.
Мне безумно это нравилось, и уже тогда я решила, что непременно буду учителем.
Безусловно, в выборе профессии велика роль тех учителей, с которыми однажды
счастливо свела меня судьба: моя первая учительница – Альбина Расимовна,
классный руководитель - Айна Алиширифовна. Именно они зажгли
в моей душе огонь учительства. Мне хотелось
также вдохновенно давать детям знания, учить их думать, рассуждать, сеять
доброе, вечное и радоваться результатам со своей работы.
Июль 1996года. Я вышла замуж и по
распределению была направлена в
село
Чиликар Хивского района, Республики Дагестан. И на машине еду, мимо жёлтых
полей, мимо каких-то сёл, любуясь на красивые горы, чтобы стать учительницей
русского языка и
литературы. Могла ли я думать, что это школа
и село навсегда войдут в мою жизнь, что здесь выйду замуж, что мои дети пойдут
здесь школу.
И вот моя первая в жизни линейка, мои
ученики - мой самый первый класс. Справлюсь ли, сумею? На меня глядят
двенадцать пар голубых, карих, чёрных глаз: хитринкой, кто-то с удивлением. Те
ребята
и сейчас перед моими глазами.
Первые слёзы, ошибки, разговоры, споры. Наверное, если бы не эти дети - такие
наивные, добрые, славные, душевные, в общем разные - я не стала бы учителем,
уехала к себе в город Дербент, и кто знает, кем бы я стала.
Тропинка школьная моя - длиною в16 лет.
Я мысленно приветствую всех людей, которых
встречаю на своём пути. Приветствую
небо, солнце, деревья - всю природу, которая окружает меня. Я подхожу к
школе и чувствую, как внутренне преображаюсь. Отодвигаю от себя все личные
проблемы и заботы, мысленно настраиваюсь на хорошее расположение к каждому
ребенку. Мне приятно увидеть моих коллег по школе, которых, как и меня,
объединяет любовь к детям и истине. А в школе дети - наше будущее. И от нас,
учителей, во многом зависит, какими будут наши воспитанники- ученики. Каждый
урок они под глазами. Такие разные: весёлые, любопытные, интересные, иногда
грустные, молчаливые. Мир детской души. Простой и знакомый на первый взгляд, а
в действительности, очень сложный и неизведанный.
Сколько уроков должны пережить дети за годы
учёбы? А сколько правил должен выучить каждый школьник, чтобы грамотно писать,
говорить, правильно считать.
Кто такой педагог? Он как строитель строит,
но строит самое сложное и самое ценное на свете - внутренний мир настоящего
человека.
Он, как инженер, конструирует, разрабатывает
технологию, совершенствует процесс- процесс всестороннего развития человека.
Педагог, как учёный исследует самые
сокровенные тайны на свете – тайны становления личности, а, изучая, делает
человека лучше.
Педагог, как врач – лечит, исцеляет пороки
души.
Педагог, как писатель, артист, художник,
вдохновляет людей.
Но сегодняшние дети отличаются от тех
учеников, которых мы учили вчера. Да, наши «новые» дети сегодня другие, и нужно
понимать, что их следует по-другому учить, иначе воспитывать, серьёзнее
относится к их здоровью. Современные дети перестали играть в коллективные
«дворовые» игры. Их заменили телевизор и
всевозможные компьютерные игры, да и само понятие «свой двор» практически ушло
из нашей жизни.
Можно было бы назвать и другие отличия, но
именно эти качества нынешних детей нам необходимо учитывать при построении
сегодняшнего образования. И если мы серьёзно задумаемся над новыми качествами
современных
детей и над тем, что в их
жизни сегодня отсутствует, то неизбежен вывод: необходимо переосмысление многих
привычных постулатов образования и переход к другой системе психолого-педагогических
принципов.
У каждого школьника есть способности и
таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться.
Всё, что нужно для того, чтобы они могли
проявить свои дарования, свой талант- это умное руководство со стороны
взрослых- учителей, родителей.
Захожу в 5 класс. Начинаю урок с улыбки. Ещё
в колледже сочинили песню, которая навсегда
осталось в сердце:
От улыбки краше наша жизнь.
Пусть на нервах наша школьная
работа.
Улыбнись - ведь это не порок,
Улыбнись, когда тебе кричать
охота.
И тогда,
наверняка, ты в глазах ученика
Уваженье
прочитаешь без ошибки.
С голубого
ручейка начинается река.
А учитель
начинается с улыбки
Можно начинать занятие.
Стараюсь помогать ученикам, на каждом уроке обнаруживать чудеса. И мы находим
их на уроках русского языка, в стихах и рассказах на уроке литературы. Учу
детей не бояться задавать учителю и ребятам вопросы. И мы вместе ищем ответы.
Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимое чувство, которое я бы назвала
душевным равновесием. Это ощущение детьми полноты жизни, уверенности в своих
силах, вера в возможность преодоления трудностей. А чтобы это душевное
равновесие стало возможным, надо помнить о том, что каждое наше слово и дело
оставляют след в душе ребёнка. Я сторонница принципа единства воспитания и
изучения личности ребёнка. Постоянно учу каждого ребёнка искусству
распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать и корректировать. Часто
вспоминаю слова К.Д.Ушинского: «Все, что усваивается человеком впоследствии,
никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенной в детские годы».
«Урок
окончен»,- говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что мой урок будет
продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь.
Я
всегда думаю о том, стал ли мой урок для них проповедью Добра, Чести,
Справедливости, Достоинства, Профессионализма.
Свои размышления хотелось бы закончить
словами замечательного человека, патриота и гражданина- поэта Муссы Джалиля:
Пускай во всём, что совершаешь ты,
Проступит след душевной
чистоты,
А только в
человечности твоей.
Учитель русского языка и литературы
МКОУ. Хивского района село
Чиликар
Маллаева Шейрихан Пирметовна.
|