Порядок
проведения областного
этапа
олимпиады
школьников
Союзного государства
«Россия и
Беларусь: историческая
и духовная общность»
I
. Общие положения
1. Порядок проведения областного этапа олимпиады
школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная
общность» (далее – олимпиада) определяет цель и задачи олимпиады, процедуру
предоставления материалов, их рассмотрения, подведения итогов, а также
финансирование олимпиады.
2. Олимпиада организуется управлением образования
облисполкома и проводится государственным учреждением образования в
рамках
делового сотрудничества Гродненской области с регионами Российской Федерации с
целью укрепления дружеских связей молодежи, повышения интереса учащихся к
изучению литературного и
исторического
наследия двух стран, культурных традиций братских народов.
3. Основными задачами олимпиады являются:
– совершенствование знаний и умений учащихся,
повышение интереса учащихся к изучаемым предметам, содействие самореализации
личности;
– создание условий для реализации творческих
способностей детей и
подростков, стимулирование
деятельности учащихся и педагогов;
– формирование и подготовка команды области к
результативному участию в заключительном этапе олимпиады.
4. Проведение олимпиады объявляется приказом
начальника управления образования. В приказе определяются сроки проведения,
утверждается состав оргкомитета, состав жюри.
5. Подготовку и проведение олимпиады обеспечивают:
на первом этапе – учреждения образования;
на втором этапе – отделы образования, спорта и туризма
райгорисполкомов;
на третьем этапе – управление образования облисполкома.
6. Олимпиада проводится в форме сочинения-отзыва,
тексты для написания которого предлагаются (приложение 1).
Участник олимпиады самостоятельно выбирает текст для написания
отзыва.
7. В ІІІ (областном) этапе олимпиады принимают участие
учащиеся 10, 11 классов, победители ІІ (районного (городского)) этапа олимпиады
Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» (1 участник
от района (города)).
8. Состав жюри формируется из числа научных и
педагогических работников учреждений образования, иных высококвалифицированных
специалистов и утверждается оргкомитетом соответствующего этапа олимпиады.
II
. Порядок предоставления работ
9. Оргкомитеты ІІ (районного (городского)) этапа
олимпиады до 26 сентября текущего года в оргкомитет ІІІ (областного) этапа
олимпиады предоставляют анкету по форме (приложение 2) и сочинение-отзыв на
бумажном и электронном носителях, объемом не менее 2-3 страниц формата А4,
шрифт 14, интервал 1,5 Сочинение сопровождается титульным листом.
III
. Отборочный этап
10. Жюри оценивает сочинения участников отборочного
этапа олимпиады по критериям (приложение 3).
Максимальное количество баллов – 35.
11. Жюри не рассматривает сочинения в поэтической
форме.
12. Жюри определяет 6
участников, набравших наибольшее количество баллов по результатам оценивания
сочинений, и объявляет их победителями отборочного этапа олимпиады. При равном
количестве голосов, голос председателя является решающим. Решение жюри
оформляется протоколом.
13. Состав команды области (не более 6 учащихся) для
участия в заключительном этапе олимпиады формируется из числа победителей ІІІ (областного)
этапа и утверждается приказом начальника управления образования.
14. Для сопровождения команды на заключительный этап
олимпиады управление образования Гродненского облисполкома назначает руководителя.
Руководитель несет ответственность за безопасность и
здоровье участников олимпиады в пути следования и дни проведения
заключительного этапа.
15. Заключительный этап олимпиады проходит в г. Полоцке
с
27 октября по 2 ноября 2013 года.
Заключительный этап олимпиады включает проведение двух
обязательных туров и творческих конкурсов риторов, чтецов, знатоков.
Первый тур – литературный; второй тур – языковой.
IV
. Награждение
16. Авторы лучших сочинений, занявшие призовые места
на
областном
этапе олимпиады, награждаются дипломами
I
,
II
,
III
степени.
Задания
дли проведения отборочного этапа олимпиады школьников Союзного государства
«Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»
Тексты для написания отзыва
Михаил Кузмин
Пушкин
Он
жив! у всех душа нетленна,
Но
он особенно живет!
Благоговейно
и блаженно
Вкушаем
вечной жизни мед.
Пленительны
и полнозвучны,
Текут
родимые слова...
Как
наши выдумки докучны
И
новизна как не нова!
Но
в совершенства хладный камень
Его
черты нельзя замкнуть:
Бежит,
горя, летучий пламень,
Взволнованно
вздымая грудь.
Он
- жрец, и он веселый малый,
Пророк
и страстный человек,
Но
в смене чувства небывалой
К
одной черте направлен бег.
Москва
и лик Петра победный,
Деревня,
Моцарт и Жуан,
И
мрачный Герман, Всадник Медный
И
наше солнце, наш туман!
Романтик,
классик, старый, новый?
Он
- Пушкин, и бессмертен он!
К
чему же школьные оковы
Тому,
кто сам себе закон?
Из
стран, откуда нет возврата,
Через
года он бросил мост,
И,
если в нем признаем брата,
Он
не обидится: он - прост
И
он живой. Живая шутка
Живит
арапские уста,
И
смех, и звон, и прибаутка
Влекут
в бывалые места.
Так
полон голос милой жизни,
Такою
прелестью живим,
Что
слышим мы в печальной тризне
Дыханье
светлых именин.
1921
Максимилиан Волошин
Россия
Враждующих
скорбный гений
Братским
вяжет узлом,
И
зло в тесноте сражений
Побеждается
горшим злом.
Взвивается
стяг победный...
Что
в том, Россия, тебе?
Пребудь
смиренной и бедной –
Верной
своей судьбе.
Ловлю
тебя побежденной,
Поруганной
и в пыли,
Таинственно
осветленной
Всей
красотой земли.
Люблю
тебя в лике рабьем,
Когда
в тишине полей
Причитаешь
голосом бабьим
Над
трупами сыновей.
Как
сердце никнет и блещет,
Когда,
связав по ногам,
Наотмашь
хозяин хлещет
Тебя
по кротким глазам.
Сильна
ты нездешней мерой,
Нездешней
страстью чиста,
Неутоленною
верой
Твои
запеклись уста.
Дай
слов за тебя молиться,
Понять
твое бытие,
Твоей
тоске причаститься,
Сгореть
во имя твое.
1915
Давид Симанович
Мост,
решеток говорок.
Пуха
вешнего обнова.
Петербургский
уголок
в
центре Витебска родного.
Дождик.
Силуэты дней.
На
волне разлива — лодка.
Не
хватает лишь коней,
вздыбленных
рукою Клодта.
А
на фоне старых стен,
что
судьба оберегала,
все
еще витает тень –
молодая
тень Шагала.
Красных
зданий островок
светится
зимой и летом.
Ах,
бессмертный уголок
в
городе тысячелетнем.
Ты
из пепла воскресал,
был
душе отрадой в бурю.
Ты
- как Витебский вокзал
на
просторах Петербурга.
Любовь
Турбина
Рудин
Лишние
русские люди –
Это
не барская блажь...
Нет,
не Онегин, а Рудин –
Вот
удивительно наш.
Нет,
не Печорин, а Рудин,
Бедности
жесткой в когтях –
Ибо
бюджет его скуден –
Часто
обедал в гостях.
Нет,
не Обломов, а Рудин,
Идеалист,
книгочей,
Речь
произносит, и чуден
Взор
его в блеске свечей.
Благоухает
жасмином
Южная
русская ночь...
Поздно
- опять по равнинам
Мчится
в кибитке он прочь.
Анатолий Аврутин
Стирали
на Грушевке бабы,
Подолы
чуток подоткнув.
Водою
осенней, озяблой,
Смывали
с одежки войну.
Из
грубой, дощатой колонки,
Устроенной
возле моста,
Прерывистой
ниточкой тонкой
В
корыта струилась вода.
От
взглядов работу не пряча
И
лишь проклиная ее,
Стирали
обноски ребячьи
Да
мелкое что-то свое...
И
дружно глазами тоскуя,
Глядели
сквозь влажную даль
На
ту, что рубаху мужскую
В
тугую крутила спираль...
Успехов Вам, дорогие школьники!
И еще один конкурс...
Стихи А.Аврутина.