Опасности и риски подросткового возраста.
Подростку в 12-16 лет приходится сталкиваться сразу с несколькими
серьезными задачами: освоиться со своим стремительно меняющимся телом, осознать
и принять собственную сексуальность, занять подобающее место в среде
сверстников, испытать свои силы и способности, выбрать свой интерес в жизни,
определиться с планами на будущее. Любая из этих задач может оказаться
травмирующей при неблагоприятном стечении обстоятельств. А подросток часто
реагирует очень болезненно на трудности и неудачи.
Вместе с тем не любая неудача сразу приводит к депрессии.
Огорчения, разочарования, обида, печаль — важные составляющие эмоционального
опыта любого человека. Способность переживать различные чувства, не избегая их
и не разрушаясь от этого, является залогом душевного здоровья. И важно найти
оптимальную меру родительской вовлеченности в эмоциональную жизнь ребенка.
Какие признаки свидетельствуют о тяжелом эмоциональном состоянии:
- постоянная вялость, апатия на протяжении значительного времени;
«потухший» взгляд, слабоинтонированная - речь, «бесцельное»
времяпрепровождение;
- снижение или потеря аппетита, нарушение сна;
- резкое сокращение общения со сверстниками вплоть до полной
изоляции;
- потеря интереса к прежним увлечениям при отсутствии новых
занятий и дел;
- появление безразличия к собственному внешнему виду (не изменение
или ухудшение с точки зрения родителей внешнего вида подростка, а именно потеря
его собственного интереса к одежде, облику, производимому впечатлению).
В таком состоянии, если подросток к тому же чувствует себя
одиноким, никому не нужным, он может пойти и на экстремальные меры «разрешения»
проблемы. Депрессия в этом смысле гораздо более негативный прогностический
фактор, чем агрессия, раздражение, резкие демонстративные угрозы покончить с
собой.
Что могут сделать родители в такой ситуации.
Первое. Прежде всего, поговорить с подростком. Здесь очень важна
честность и искренность. Скажите о своей тревоге и беспокойстве, о том, как вам
трудно видеть происходящие с ним изменения. Спросите, можете ли вы чем-то
помочь. Если это уместно, расскажите о собственном опыте, когда вы переживали
что-то подобное, когда вам было тяжело и тоскливо. Выразите свою готовность и
стремление его понять.
Второе. Если ваш сын или дочь захотят поговорить с вами о своем
состоянии и о причинах такой подавленности, выслушайте очень внимательно и
бережно. В этой ситуации им нужно понимание и участие, а не советы и утешения.
Не стоит говорить фразы «не стоит из-за этого расстраиваться», «это все
ерунда», «забудь», «наплюй». Гораздо лучше сказать: «Это действительно трудно
(неприятно, обидно, грустно и т.д.). Неудивительно, что ты огорчен (подавлен,
расстроен, переживаешь и т.д.)». Зачастую просто возможность выговориться,
когда тебя слушают внимательно и сочувственно, приносит значительное
облегчение. И еще — не давайте советов, не пытайтесь разрешить эту ситуацию,
если только ваш ребенок сам не попросит об этом. Отнеситесь с доверием и
уважением к его способности справиться со сложной проблемой. Практические
рекомендации — ценная вещь, однако подростки больше нуждаются в ощущении своей
собственной состоятельности. Вы поможете больше, укрепив их веру в себя.
Желательно прямо об этом сказать: «Я знаю (верю, чувствую...), ты справишься
(преодолеешь это)». Бывают исключения, когда подросток в силу возраста или
личных особенностей не в состоянии изменить сложившееся положение вещей. И все
же нужно очень тщательно взвесить, насколько ваше вмешательство необходимо, и
обязательно обсудить это с самим подростком.
Третье. Если ребенок не хочет обсуждать происходящее с вами (это
случается довольно часто в силу специфики возраста, а не ваших отношений),
подумайте и предложите ему поговорить с кем-то другим, кому он доверяет. Это
может быть родственник или знакомый, двоюродный брат, дядя или тренер, учитель.
Лучше не настаивать и уж тем более не организовывать встречу помимо желания
подростка. А просто предложить это как возможность, позволив ему самому выбрать
и человека, и время, и место. Если в ближайшем окружении таких людей не
находится, неплохая альтернатива — обратиться за консультацией к психологу.
Опять-таки лучше, если он сделает это сам. В крупных городах вариантов много —
есть центры, платные и бесплатные, множество специалистов. В небольших городах
найти помощь труднее, но возможности телефонной и интернет-связи облегчают
процесс.
В случае если все вышеперечисленные признаки сильно выражены и
наблюдаются уже давно, необходима консультация квалифицированного специалиста
(психолога, психотерапевта, психиатра).
Четвертое. Проводите с подростком больше времени, больше
общайтесь, расскажите о своих делах, обсудите что-то для обоих интересное,
подумайте о деятельности, которая вас двоих могла бы увлечь. Очень важно, чтобы
сын или дочь чувствовали ваше участие, любовь и понимание, которые не требуют
слов и больше проявляются в интонациях, эмоциональном настрое, в простых
бытовых действиях.
Так или иначе, подавленность, депрессивные настроения знакомы
почти всем, и почти всем удается справиться и пережить такие состояния. В
большинстве случаев для этого достаточно, чтобы рядом были чуткие, тактичные,
любящие люди.
|