Методические основы современного урока - Государственное учреждение образования `Гимназия №9 имени Ф.П.Кириченко г.Гродно`
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ










 СТРАНИЦА ШКОЛЫ

 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
 ▫ ИСТОРИЯ ШКОЛЫ
 ▫ История школы в фото
 ▫ ДОСКА ПОЧЕТА
 ▫ Дипломы, грамоты
 ▫ Коллектив гимназии
 ▫ Администрация
 ▫ Для директора и завуча
 ▫ Для классного руководителя
 ▫ Для учителей русского
 ▫ Для учителей химии и биологии
 ▫ Для учителей физики и астрономии
 ▫ Для учителей начальной школы
 ▫ Для учителей географии
 ▫ Для учителя информатики
 ▫ Для учителей математики
 ▫  Для учителей, родителей, учащихся
 ▫ Программа `Мой город`
 ▫ Музей в Гродно
 ▫ Память жива
 ▫ Одаренные дети
 ▫ Талантливые, одаренные (фото)
 ▫ Современный урок
 ▫ Методики
 ▫ Самоанализ урока
 ▫ Видеоуроки
 ▫ Памятки педагогам, родителям, ученикам
 ▫ КИД в школе
 ▫ Праздники и будни гимназии (фото)
 ▫ Исследовательская работа в школе
 ▫ Воспитание и воспитательный процесс
 ▫ Видеоролики о воспитании
 ▫ Семинар
 ▫ Музыка о школе и для школы
 ▫ Летний оздоровительный лагерь
 ▫ Лагерь-2012 (фото)
 ▫ Фотоотчет о работе лагеря
 ▫ Родительское собрание
 ▫ Педсовет
 ▫ Советы психолога
 ▫ Литературное творчество гимназистов
 ▫ Стихи
 ▫ Проза
 ▫ ВИДЕО учителей
 ▫ Из опыта исследовательских работ
 ▫ Новости в сфере образования
 ▫ 1-ое сентября
 ▫ Календарь памятных дат
 ▫ Социальная педагогика
 ▫ Готовимся к ЦТ
 ▫ ПРАЗДНИКИ
 ▫ День знаний
 ▫ День учителя
 ▫ День матери
 ▫ 23 февраля
 ▫ День Победы
 ▫ Последний звонок
 ▫ ПРИТЧИ
 ▫ Стихотворные ПРИТЧИ
 ▫ 6 `А` класс
 ▫ 8`Г` и 8`Д`
 ▫ 9`А` класс
 ▫ 9 `В` класс
 ▫ 11`В`класс
 ▫ ДЛЯ ВАС, РЕБЯТА
 ▫ САЙТ `ПОДРОСТОК`
 ▫ САЙТ `Уроки русского Костюк А.И.`
 ▫ Школьная форма
 ▫ Беларусь моя
 ▫ ПОЗДРАВИМ ИМЕНИННИКА
 ▫ Интересно и познавательно
 ▫ СЕРТИФИКАЦИЯ
 ▫ ПОРТФОЛИО
 ▫ Наши публикации
 ▫ Аттестация
 ▫ Полезный опыт. Русский язык
 ▫ Профориентация
 ▫ Колледж легкой промышленности
 ▫ Гродненский зоопарк
 ▫ Экзамены
 ▫ 6-ой школьный день
 ▫ Список литературы на лето
 ▫ Содружество
 ▫ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
 ▫ Августинович Л.И.
 ▫ Ефимович А.К.
 ▫ Жмуро Е.А.
 ▫ Костюк А.И.
 ▫ Лаврецкая Н.Ф.
 ▫ КОНКУРСЫ ДЛЯ ЮНЫХ ФИЛОЛОГОВ
 ▫ Дипломы юных филологов
 ▫ Олимпиады
 ▫ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
 ▫ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
 ▫ НАШИ ФОТО
 ▫ Урок русского языка

 БЛОГ ШКОЛЫ

 СООБЩЕСТВО














Государственное учреждение образования `Гимназия №9 имени Ф.П.Кириченко г.Гродно`

Папка "Современный урок"



ШКОЛА

МАТЕРИАЛЫ

БЛОГ

ЧАТ

СООБЩЕСТВО

Современный урок и как его подготовить

Типы уроков
Требования к современному уроку

 Методические основы современного урока





 

Методические основы современного урока

(методические рекомендации для учителя)

 

(по материалам журнала Завуч №5, 2005)

 

1. Методы обучения

Это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечи­вающие формирование ЗУН, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

 

2. Прием

Это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет сво­ей самостоятельной задачи.

 

3. Система методов

Это не простой набор методов и приемов, а такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловлен­ные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения гото­вых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.

 

4.Сущность метода

Заключается в организуемом способе познавательной деятель­ности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и спо­собностей.

 

5. Классификационные признаки группировки методов:

·          источник знаний;

·          характер познавательной деятельности ученика;

·          руководящая роль учителя;

·          степень активности ученика;

·          возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности ученика;

·          условия контроля и самоконтроля за эффективностью учеб­но-познавательной деятельности.

 

6. Методы как способы учебной работы

·          догматический - приобретение знаний в готовом виде.

·          эвристический - усвоение знаний и умений путем рассужде­ний, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании).

исследовательский - добывание знаний и умений путем про­ведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных, прогнозиро­вания результатов работы.

Последние два подхода свойственны развивающему типу обу­чения.

7. Характеристика отдельных групп методов

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необхо­димости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходи­мых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих мно­гократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

 

Методы проблемного обучения:

 

·          проблемное изложение,  рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обу­чения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного по­искового решения;

·          частично-поисковые, или эвристические методы,  исполь­зуются для подготовки учащихся к самостоятельному реше­нию познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;

·          исследовательские методы  - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.

 

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

 

·          словесные, наглядные, практические;

·          аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, ин­дуктивные, дедуктивные;

·          репродуктивные, проблемно-поисковые;

·          методы самостоятельной работы и работы под руководством.

 

Методы стимулирования и мотивации:

 

·          методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры,     учебные     дискуссии,     создание     эмоционально-нравственных ситуаций);

·          методы стимулирования долга и ответственности (убежде­ния, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

 

Методы контроля и самоконтроля:

 

·          устного контроля, и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);

·          письменного контроля и самоконтроля (контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письмен­ный самоконтроль);

·          методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля
(контрольно-лабораторные   работы,   контроль   выполнения
практических работ, программированный контроль лабора­торной работы, лабораторно-практический самоконтроль).

 

Методы самостоятельной познавательной деятельно­сти учащихся:

 

·          классификация самостоятельных работ по цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащи­мися новых знаний, закрепление и совершенствование новых знаний и умений, выработка и совершенствование усвоенных навыков); определение самостоятельных работ по изучаемо­му материалу (наблюдение,  проведение опытов,  экспери­мент, работа с книгой и т.п.);

·          различение самостоятельных работ по характеру познава­тельной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческогоподхода);

·          деление  самостоятельных  работ  по  способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная).

 

Методы программированного обучения:

 

Это - особый вид само­стоятельной работы учащихся над специально переработанным мате­риалом, сущностью которой является жесткое управление умственной деятельностью обучаемых. Программа при этом является дидактиче­ским средством.

 

 Многообразие методов:

Словесные методы:

·          объяснение - это вид устного изложения, в котором раскры­ваются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. рас­крывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);

·          рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);

·          работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позво­ляющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

·          изложение - это монологическая форма учебной работы, ди­дактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научные знания, добы­тые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усво­енное;

·          повествование - это вид изложения, в котором связно рас­сказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, про­текающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

·          описание - вид изложения, в котором дается последователь­ное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

·          рассуждение - вид изложения, в котором дается последователь­ное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

·          проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с са­мостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставлен­ных учителем;

беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность) и  эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при 
диалогическом методе учения. Ее основные признаки - учащиеся осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмот­рены простые и сложные вопросы, последние формулируют­ся как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопро­сы; после решения каждого вопроса, задачи следует заклю­чение учителя, подводящее итоги работы.

Наблюдение - это непосредственное целенаправленное воспри­ятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью форми­рования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследова­тельских умений, а также умений обращаться с различным оборудо­ванием. Это важный, но очень сложный метод учения.

Практические методы учения - это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствова­ние практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабора­торные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

Упражнения - это планомерно организованное повторное вы­полнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенст­вования 9. Уровни принятия решения о выборе методов обучения

1-й - стереотипные решения: неизменное предпочтение сте­реотипу применения методов обучения независимо от содержания материала, образовательно-воспитательных задач урока и особенно­стей учащихся.

2-й - решения методом проб и ошибок: учитель пытается менять выбор методов обучения с учетом конкретных условий, учеб­ного материала, но делает он это стихийно, допуская просчеты и ошибки, избирает новый вариант и вновь без научного обоснования выбора.

3-й - рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает ме­тоды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует по­лучение конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.

 

10. Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если:

 

·          способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, а также умений переносить их в новые ситуации;

·          формируют у учащихся потребность в новом знании;

·          направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;

·          ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной инфор­мации;

·          обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний и способов деятельности;

·          содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструментом познания;

·          создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика.

·           

11. Методы обучения на уроке должны соответствовать:

 

·          задачам урока;

·          характеру и содержанию учебного материала;

·          уровню ЗУН учащихся;

·          материальному обеспечению урока;

·          личным качествам учителя, его подготовленности к уровню методического мастерства;

·          индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;

·          бюджету времени.


Источник: Интернет

Алина Ивановна Костюк
Автор: Алина Ивановна Костюк
Прислано: 2012/06/30, 17:23:46
 


ОБСУЖДЕНИЕ


Нина Владимировна Шишкина2013-10-05 06:56:21 - Нина Владимировна Шишкина
добрый материал
Светлана Анатольевна Карпушева2015-10-04 11:28:19 - Светлана Анатольевна Карпушева
Подскажите, как можно посмотреть, скачать материал в этом формате?
Алина Ивановна Костюк2015-10-05 20:29:11 - Алина Ивановна Костюк
Это очень просто. Скопировать...

Однако с некоторых пор такие материалы почему-то не открываются.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться










  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



https://19rusinfo.ru/proekty/pogoda-v-khakasii/66850-troposfernyj-ochag-kholoda-nad-sibiryu-ultrapolyarnye-potoki-okhlazhdayut-vozdukh-v-khakasii вычитала сейчас что за аномалии на юге Красноярского края.
И про нас, но скоро стает снег...
Рабочая тетрадь по истории 5 6813633-a2964208
В переводе с греческого хризантема - золотой цветок. спасибо, Дмитрий Валентинович и Нина Николаевна, за романтическое дополнение к моему постику. Обнимаю.
Красота и забота на каждом сантиметре участка! Спасибо, Дмитрий Валентинович.
Стремлюсь к реалистичности... Вначале насматриваюсь на живые и на фотографии цветов, рассматриваю ботанику - лепестки, листики,тычинки, пестики... затем леплю из полимерной глины (только розовая розочка из воздушного пластилина, а кремовая и оранжевая- из холодного фарфора). Сейчас в моде такое рукоделие - стараюсь не отставать - быть в тренде. Особенно реально получились ( и понравилось лепить) цветы шиповника (слева вверху почти) и плетистую розу (все внизу - красная, желтая и белая). Повисли на краях вазона ягоды - барбарис, черника. голубика и снежноягодник. В центре пион - хотелось его сделать царственным, главным героев, но немного не вышло с цветом- бардовый. Пион думаю надо дотонировать... Ветка яблоньки просто загляденье, жаль место ей отвела на заднем плане (из-за высоты ветки). Сейчас заканчиваю ветку сирени, сделаю совсем весеннюю композицию - сирень плюс яблоня. Рада что вам понравился букет. Обнимаю вас душой, Дмитрий Валентинович (жене вашей большой привет) и Нина Николаевна.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/