Методические основы современного урока
(методические рекомендации для учителя)
(по материалам журнала Завуч №5, 2005)
1. Методы обучения
Это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие
формирование ЗУН, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
2. Прием
Это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные),
моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной задачи.
3. Система методов
Это не простой набор методов и приемов, а такая их совокупность, в
которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные
результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они
представляют систему управления разными методами (приемами) познания
учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до
самостоятельного решения познавательных задач.
4.Сущность метода
Заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика,
в его активности, развитии познавательных сил и способностей.
5. Классификационные признаки
группировки методов:
·
источник знаний;
·
характер познавательной деятельности ученика;
·
руководящая роль учителя;
·
степень активности ученика;
·
возможность стимулирования и самостимулирования
учебной деятельности ученика;
·
условия контроля и самоконтроля за эффективностью
учебно-познавательной деятельности.
6. Методы как способы учебной работы
·
догматический - приобретение знаний в готовом виде.
·
эвристический - усвоение знаний и умений путем
рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть
предусмотрено в вопросе (задании).
исследовательский - добывание знаний и умений путем проведения
наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения
исходных данных, прогнозирования результатов работы.
Последние два подхода свойственны развивающему типу обучения.
7. Характеристика отдельных групп
методов
Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика,
состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с
использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и
запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.
Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания),
умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая
деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и
других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений
по образцу.
Методы проблемного обучения:
·
проблемное изложение,
рассчитанное на
вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения,
когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся
внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с
ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового
решения;
·
частично-поисковые, или эвристические методы,
используются для
подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для
обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;
·
исследовательские методы
- способы
организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для
них познавательных проблем.
Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.
Методы организации
учебно-познавательной деятельности:
·
словесные, наглядные, практические;
·
аналитические, синтетические,
аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;
·
репродуктивные, проблемно-поисковые;
·
методы самостоятельной работы и работы под
руководством.
Методы стимулирования и мотивации:
·
методы стимулирования интереса к учению
(познавательные игры, учебные
дискуссии, создание
эмоционально-нравственных ситуаций);
·
методы стимулирования долга и ответственности
(убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований,
поощрения, порицания).
Методы контроля и самоконтроля:
·
устного контроля, и самоконтроля (индивидуальный
опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);
·
письменного контроля и самоконтроля (контрольные
работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный
самоконтроль);
·
методы лабораторно-практического контроля и
самоконтроля
(контрольно-лабораторные работы, контроль
выполнения
практических работ, программированный контроль лабораторной работы,
лабораторно-практический самоконтроль).
Методы самостоятельной познавательной
деятельности учащихся:
·
классификация самостоятельных работ по цели
(подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых
знаний, закрепление и совершенствование новых знаний и умений, выработка и
совершенствование усвоенных навыков); определение самостоятельных работ по
изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент,
работа с книгой и т.п.);
·
различение самостоятельных работ по характеру
познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе
правил, конструктивные, требующие творческогоподхода);
·
деление самостоятельных работ
по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная).
Методы программированного обучения:
Это
- особый вид самостоятельной работы учащихся над специально
переработанным материалом, сущностью которой является жесткое управление
умственной деятельностью обучаемых. Программа при этом является дидактическим
средством.
Многообразие методов:
Словесные методы:
·
объяснение - это вид устного изложения, в котором
раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные
связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа
того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);
·
рассказ - это форма изложения учебного материала,
которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный,
иллюстративный, информационный);
·
работа с печатным словом (с книгой) - это метод,
позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно
организовывать процесс познания;
·
изложение - это монологическая форма учебной работы,
дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода
учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются
образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;
·
повествование - это вид изложения, в котором связно
рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во
времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа,
имеющего сюжет, фабулу;
·
описание - вид изложения, в котором дается
последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств
предметов и явлений окружающей действительности;
·
рассуждение - вид изложения, в котором дается
последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к
выводам;
·
проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с
самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит
в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;
беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном
рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы: катехизическая (предполагает
в ответах учащихся репродуктивную деятельность) и эвристическая
(предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа
является главным условием развития учащихся при
диалогическом методе учения. Ее основные признаки - учащиеся осознают цель
беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность
догадаться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены
простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них
выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи
следует заключение учителя, подводящее итоги работы.
Наблюдение - это непосредственное целенаправленное восприятие предметов
и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений
и понятий, умений и навыков.
Опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению
нового материала, требующая практических исследовательских умений, а также
умений обращаться с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный
метод учения.
Практические методы учения - это такой вид деятельности ученика, при
котором происходит формирование и совершенствование практических умений и
навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные
упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды
самостоятельных работ).
Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение
каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования 9. Уровни
принятия решения о выборе методов обучения
1-й - стереотипные решения: неизменное предпочтение стереотипу
применения методов обучения независимо от содержания материала,
образовательно-воспитательных задач урока и особенностей учащихся.
2-й - решения методом проб и ошибок: учитель пытается менять выбор методов
обучения с учетом конкретных условий, учебного материала, но делает он это
стихийно, допуская просчеты и ошибки, избирает новый вариант и вновь без
научного обоснования выбора.
3-й - рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все
принимаемые решения, сознательно выбирает методы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности,
обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного
материала, прогнозирует получение конкретных результатов обучения,
воспитания и развития школьников.
10. Методы обучения являются
инструментом развития учащихся, если:
·
способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, а
также умений переносить их в новые ситуации;
·
формируют у учащихся потребность в новом знании;
·
направляют обучение на связь с жизнью, с опытом
учащихся;
·
ориентируют мышление учащихся на решение общих и
частных задач с целью творческой переработки учебной информации;
·
обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению
частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования
системы знаний и способов деятельности;
·
содействуют овладению учащимися учебными умениями
как инструментом познания;
·
создают оптимальные условия для активной
мыслительной деятельности каждого ученика.
·
11. Методы обучения на уроке должны
соответствовать:
·
задачам урока;
·
характеру и содержанию учебного материала;
·
уровню ЗУН учащихся;
·
материальному обеспечению урока;
·
личным качествам учителя, его подготовленности к
уровню методического мастерства;
·
индивидуальным особенностям, возможностям и
подготовленности учащихся;
·
бюджету времени.
|