Анализ урока
русского языка
с использованием
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет:
русский язык
Тип урока:
урок-изучение нового материала
Тема:
Правописание приставок «пре-» и «при-»
Продолжительность:
1 урок – 30 минут.
Класс:
5
Технологии:
компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал
Аннотация.
Перед школой 21 информационного века стоит задача развития
познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания
образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых
педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных,
возможности решения данной задачи существенно расширились.
Сегодня учитель имеет
возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные
и коммуникационные технологии облегчают творческую работу педагога, помогают
совершенствовать и развивать своё мастерство.
При переходе на
интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить
сами методы обучения, найти другие, более современные и доступные
способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией,
находить, осмысливать, преобразовывать, и, наконец, синтезировать на базе
имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное направление
развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить
линию самообразования и саморазвития.
Применение передовых
технологий в своей работе я считаю необходимым.
Урок «Правописание
приставок «пре-» и «при-»», который я дал в 5 классе, предполагает
поверхностное ознакомление с данным типом префиксов. Считаю обоснованным
изучение данной темы именно в 5 классе, (хоть сам занимаюсь по учебникам
Ладыженской и Баранова, где данная тема изучается в первой четверти 6 класса),
так как в 5 классе после темы «правописание приставок» идут темы: «Имя
существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и т.п., где часто попадаются
слова с данной орфограммой. Недаром на уроке я продемонстрировал учащимся
толковый словарь Ожегова, где под слова с приставками «пре-» и «при-» отведено
8 страниц! Т.е. подвёл ребят к тому, что данные слова часто употребляются в
речи и, соответственно, следует обратить внимание на правильное их
использование. (Хорошо, что данный вывод сделали сами учащиеся)
На данном уроке
сочетаются различные методы и приёмы проведения занятий: наглядная
презентация по ходу выполнения заданий урока, лекция, беседа, практическая
работа (работа со сказкой, отрывками работ учеников, заполнение схем),
фронтальный опрос, элементы семинара (выступления учеников с результатами
исследовательской работы - выводами).
Цель такой формы урока – развитие навыков самостоятельной аналитической
работы и публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения
информации.
Цель применения ИКТ на уроке:
·
усиление воспитательной функции урока;
·
активизация познавательной деятельности учащихся;
·
формирование коммуникативной компетенции.
·
повышение уровня умений работать с информацией различных источников;
·
формирование информационной культуры.
В ходе урока достигнуты следующие цели:
·
обучающие
– Познакомить с правилом написания гласных
в приставках при- и пре- ;
·
Выработать способ определения написания гласных в приставках при- и пре- ;
·
Различать на письме приставки при- и пре-;;
·
развивающая
– развитие логических мыслительных
операций (сравнение, обобщение), внимание к слову, обогащение речи.
·
воспитывающая
– способствовать воспитанию у учащихся
познавательной активности, умению работать в команде.
Методика данного урока позволила проявить учащимся
познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Учащиеся отвечали на
вопросы, делали верные выводы, делились полученной информацией и мнениями.
На начальном этапе урока я использовал задание с разбором слов, для того,
чтобы уровень знаний учащихся по теме «приставки». Я увидел. Что уровень знаний
(хороший, отличный и т.п.), а значит можно смело переходить к изучению новой
темы.
Одно
«лишнее» слово было для
остальных, но не было «лишним» для нашей темы и послужило так называем
мостиком – логичным переходом к изучению приставок «пре-» и «при-».
Элемент сказки введён с учётом возрастных особенностей. Пятиклассники
относятся к сказкам положительно. Причём ученики привыкли слушать с детства
сказки в исполнении мамы, а вот папы, к сожалению, не часто балуют детей таким
видом досуга. Лично мне отец один раз рассказал сказку, причём как раз в
возрасте пятиклассника –это произвело огромное впечатление, говоря простым
языком – сказка, рассказанная «ПАПОЙ» прочнее вонзается в мозг.
«Толковый словарь», как наглядное пособие был использован с целью того,
чтобы показать детям, что слов с приставкам «пре-» и «при-»
в русском языке множество, а значит употребляем мы их довольно часто и
необходимо исключить возможность и неправильного использования. То есть я хотел
показать детям, что изучаем мы эти приставки не просто так, потому что они –
приставки.
Задание, где я даю определение слова и необходимо его назвать позволило мне
увидеть, что ребята могут фантазировать (это им понадобится при выполнении
домашнего задания), мыслить нестандартно, творчески, также косвенно обратил
внимание детей на раздел «словообразование» - т.е. не так-то и просто создаются
новые слова.
Также это было эмоциональная разрядка.
Смех расслабляет.
Задавая домашнее задание, я привёл
тест собственного сочинения. Во-первых,
для наглядности, а во-вторых,
хочу обратить внимание
на специфику задания: «использовать как можно больше слов с пройденными
приставками», здесь я ввёл соревновательный элемент, так как для детей этого
возраста мотивация в виде соревнования между собой очень высокая, ну а
опередить учителя – это вообще верх совершенства.
Также «Лучший пример –
это личный пример» т.е. Если я смог, то и дети мои смогут»
При подготовке урока я опиралась
на
метод исследования – эвристический
, в основе которого лежит педагогика
сотрудничества и поиска.
Целью обучения в сотрудничестве
должно явиться осознание каждым учеником личного участия и
ответственности за успех совместной работы.
Работа в группах способствовала более полному, осознанному рассмотрению
проблемы.
Я думаю, что на данном уроке эта цель была достигнута. Дети познакомили с
приставкам «пре-» и «при-». Познакомились с алгоритмом определении приставок.
А использование ИКТ на уроке ориентировало учеников на
результативность и успех.
Все эти приёмы я
использовал, так как они соответствуют моему подходу в преподавании русского я
зыка в 5 классе. И этот урок вписывается в мою концепцию преподавания данного
предмета, занимая своё нужное место.
Все эти приёмы
способствовали достижению поставленных целей:
- Дети познакомились с
приставками «пре-» и «при-»
- Получили навыки их
различия
- …
|