Рекомендации
для учителей русского языка и литературы (выбор методической темы для самообразования)
Приоритетные направления
литературного и языкового образования в школе
1.
Изучение художественного произведения в контексте культуры (национальной, мировой).
2.
Развитие познавательной активности учащихся средствами предметов.
3.
Система работы по обучению различным видам исследовательской деятельности (реферированию, моделированию, проектированию и др.).
4.
Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности.
5.
Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы.
6.
Возможности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, занятиях элективных курсов и во внеурочной деятельности.
7.
Использование регионального компонента в преподавании предметов.
8.
Интеграция предметов гуманитарного цикла.
9.
Освоение различных интегрированных курсов (русской словесности, стилистики, риторики и др.).
10.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности по предметам.
11.
Преподавание русского языка и литературы в системе развивающего обучения.
12.
Проблемы дифференциации (внутренней и внешней) и индивидуализации обучения.
13.
Работа с одаренными детьми по предметам.
14.
Преподавание предметов в коррекционно-развивающих классах и классах компенсирующего обучения.
15.
Специфика работы в гимназиях и гимназических классах.
16.
Освоение предметов в разновозрастных группах сельской малочисленной школы.
17.
Профилизация обучения: преподавание предметов на базовом и профильном уровнях.
18.
Профилизация обучения: разработка авторской программы элективного курса предпрофильной подготовки (профильного обучения).
19.
Реализация
деятельностного подхода в преподавании предметов.
20.
Освоение
компетентностного подхода к преподаванию русского языка в школе.
21.
Ориентированность на текст как важнейшая составляющая современного гуманитарного образования.
22.
Освоение учащимися литературоведческого понятийного аппарата в процессе изучения литературы в школе.
23.
Формирование навыков анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы (занятиях элективных курсов).
24.
Филологический анализ художественного текста в системе внутрипредметных связей школьного курса литературы.
25.
Критериальный подход к оцениванию учебных достижений по русскому языку и литературе: проблемы подготовки учащихся к ЕГЭ по предметам.
26.
Совершенствование форм контроля и диагностики по предметам (текущего, промежуточного, итогового).
27.
Организация эффективной методической службы в школе (районе): из опыта работы руководителя ШМО (РМО).
28.
Преемственность в преподавании предметов (между начальной и основной, основной и средней (полной) школой).
29.
Проблемы выбора, освоения и коррекции УМК по предметам.
30.
Проблемы сохранения духовного и физического здоровья учащихся на уроках родного языка и литературы.
31.
Формирование
здоровьесберегающей системы преподавания, создание условий для оптимального усвоения материала учащимися и их развития.