1. Как русские мужики землю Свечинскую осваивали - Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа имени Ю. Я. Долгих с. Круглыжи Свечинского района Кировской области
Информация о текущем состоянии портала https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ










 СТРАНИЦА ШКОЛЫ

 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Сведения об образовательной организации
 ▫ Основные сведения
 ▫ Структура и органы управления ОО
 ▫ Нормативные документы
 ▫ Образование
 ▫ Образовательные стандарты
 ▫ Руководство. Педагогический состав.
 ▫ Материально-техн- ическое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
 ▫ Стипендии и иные виды материальной поддержки
 ▫ Платные образовательные услуги
 ▫ Финансово-хозяйс- твенная деятельность
 ▫ Вакантные места для приёма (перевода)
 ▫ Информационная безопасность
 ▫ Родная школа
 ▫ Из истории школы
 ▫ Его имя носит школа
 ▫ Учителя
 ▫ У школьного порога
 ▫ 75-й юбилей Круглыжской средней школы
 ▫ Методическая копилка
 ▫ Административная работа
 ▫ Воспитательная работа. Документы.
 ▫ Воспитательная работа. Разработки мероприятий.
 ▫ Для учителей ИЗО
 ▫ Для учителей начальных классов
 ▫ Для учителей русского языка
 ▫ Портфолио педагогов и учащихся
 ▫ К Дню защитника Отечества
 ▫ Зарисовки из школьной жизни
 ▫ Архивные фото разных лет
 ▫ 2013-2014 учебный год
 ▫ 2014-15 уч. год
 ▫ 2015-16 уч. год
 ▫ 2016-17 уч. год
 ▫ 2017-18 уч. год
 ▫ Наша гордость - ВЫПУСКНИКИ
 ▫ Выпускники 2011- ... г.
 ▫ Выпускники 2001 - 2010 г.
 ▫ Выпускники 1991 - 2000 г.
 ▫ Выпускники 1981 - 1990 г.
 ▫ Выпускники 1971 - 1980 г.
 ▫ Выпускники 1961 - 1970 г.
 ▫ Выпускники 1951 - 1960 г.
 ▫ Выпускники 1939 - 1950 г.
 ▫ Школьный МУЗЕЙ
 ▫ Фотографии экспонатов и экскурсий
 ▫ Краеведческие конференции
 ▫ Литературные чтения
 ▫ Вспоминая военные годы
 ▫ Они сражались за Родину
 ▫ ДЕТИ ВОЙНЫ
 ▫ 70-летие Победы в ВО войне
 ▫ `Три года домой`. Повесть Анны Аксёновой о нашем селе.
 ▫ Архив семьи Чемодановых
 ▫ ИСТОРИЯ села Круглыжи
 ▫ Не исчезай, моя деревня!!!
 ▫ История Круглыжской церкви (Знаменско-Богор- одицкая церковь с приделом в честь Иоанна Предтечи)
 ▫ `Нет милее родных Круглыж`
 ▫ Зарисовки из жизни села
 ▫ Экскурсия по селу
 ▫ День Победы 2011 г.
 ▫ 65-ый Победный май
 ▫ Родник ЛАДЫГИНСКИЙ, село Круглыжи
 ▫ Где начинается Ветлуга...
 ▫ Земля Свечинская
 ▫ Станция Свеча. Летопись. Автор Шалагинова Галина Фроловна
 ▫ Земля Свечинская. Автор Стародубцев П.И.
 ▫ Очерки истории земли Свечинской
 ▫ Село Ильинское. 150 лет
 ▫ Cвет Свечи. Автор Казаков Д. Н. Часть первая. Из истории Православия на Свечинской земле
 ▫ Родословная. Автор Аркадий Александрович Ступников
 ▫ На истоках Ветлуги. Автор Загумённов В. А.
 ▫ Творчество земляков
 ▫ Выступает Круглыжский хор воинов запаса 23 февраля 1963 года
 ▫ Серёжковый дождь. Эдуард Кулаков.
 ▫ `Золотые руки`
 ▫ Ансамбль `Надежда`
 ▫ Тоска по родине. Светлана Старикова.
 ▫ Села прекрасней не найдёшь. Козлов Иван Иванович
 ▫ Как давно не бывал я в Круглыжах. Кулаков Сергей
 ▫ Куваев Олег
 ▫ Горенка

 БЛОГ ШКОЛЫ

 СООБЩЕСТВО














Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа имени Ю. Я. Долгих с. Круглыжи Свечинского района Кировской области

Папка "Cвет Свечи. Автор Казаков Д. Н. Часть первая. Из истории Православия на Свечинской земле"



ШКОЛА

МАТЕРИАЛЫ

БЛОГ

ЧАТ

СООБЩЕСТВО


Источники и литература
2. Первые храмы (первый деревянный храм на Свечинской земле появился в 1712 году)
3. Свечинские приходы в XIX веке
4. Церковная жизнь на заре ХХ века

 1. Как русские мужики землю Свечинскую осваивали




 

Из книги Казакова  Д. Н. «Cвет Свечи».  

Часть первая.  Из истории Православия на Свечинской земле.

1. Как русские мужики землю Свечинскую осваивали

 

  Люди жили на территории Свечинского района издавна. Еще задолго до прихода сюда русских, здесь жили племена марийцев и удмуртов; в северной части края обитали коми1. Согласно летописи Кажирова монастыря, сами марийцы пришли в Поветлужье в незапамятные времена откуда-то со стороны во главе с князем Ковсей и поставили на Ветлуге несколько сторожевых городков2. Территория края вплоть до  XVIII  века в большей своей части была покрыта густыми, порою девственными лесами, еще не нарушенных деятельностью человека. Марийцы и коми считали себя детьми природы и стремились жить в ней в полной гармонии. К лесу они относились с необыкновенным благоговением, почитали его, считая его обиталищем духов. Не случайно именно в рощах они устраивали свои святилища.

  Первое проникновение русских на Вятскую землю, как известно, началось в XI - XII веках, а возможно и еще раньше.  В основном это были выходцы из Новгородского, Суздальского и  с XIII векаГалицкого  княжеств. Новгородцы на своих вертких суденышках «ушкуях» (отчего их прозвали «ушкуйниками»)  первыми начали освоение берегов рек Вятки, Чепцы, Моломы, Ветлуги, оттесняя от них племена малых народов, называемых ими одним общим словом – «чудь». Последние использовались пришельцами и как эффективные наемники: в 1170 году во время усобицы в Галиче первые галичские князья наняли обитавших на реке Ветлуге марийцев, сформировали из них войско и захватили городскую крепость3  . Впоследствии марийцы и коми навсегда покинули пределы будущего района, оттесненые русскими. Удмурты большей частью ушли по Чепце, на правый берег реки Вятки, а марийцы на юг Вятского края.    По крайней мере, в начале ХХ века здесь уже не жило ни одного из представителей этих народов4   . Однако память о «чуди» осталась в многочисленных географических названиях. Даже дорога, которая шла на восток через Галич на Вятку, именовалась когда-то Мерянской5  .

   В те далекие времена Великий Новгород, как известно, являлся мощным экономическим, политическим и духовным центром всей северо-западной Руси. Его удобное географическое расположение позволило ему еще на заре II тысячелетия нашей эры достичь, благодаря торговле, расцвета и независимости. Уже в те времена новгородцы вели большую торговлю с иностранцами, меняя иностранные товары на меха и шкуры диких животных. Именно «шкурные интересы» побудили древних новгородцев к активной колонизации северо-восточных земель, богатых пушниной, рыбой, солью, моржовой костью и жемчугом, заставляли продвигаться все дальше на север и восток.

Надо сказать, что в ту далекую пору на территории  нынешних Кировской области и Пермского края уже существовало первое государственное образование, известное русичам как Биармия или Волжская Булгария - древнее государство, располагавшееся на берегах Волги и Камы в Х-ХIII веках. Биармия была известна народам Европы как по своему богатству, так и потому что жила обычным путем торговых сношений древней Европы с Азией. Древние новгородцы были одними из первых, кто установили торговые отношения с волжскими болгарами, став основными покупателями местной пушнины, что документировано находками восточных монет и кладов на Пижме и Вятке.

Сам бассейн реки Вятки находился, видимо, в зависимости от  древней Биармии - местное население являлось данником ее властителей. Известно, что на месте д. Мулинской (около с.Круглыжи Свечинского района)  стояла булгарская крепость Мулы Кала, в котором находился отряд для сбора дани с мари и коми6. Согласно легенде, позднее крепость отошла к татарам7,  ( что мало вероятно т.к. татары появлялись здесь только во время набегов и не могли иметь крепости в центре Вятской земли), а затем здесь поселились русские, основавшие  первые славянские поселения на Свечинской земле – деревни Мулинская и Круглыжи (с 17 столетия село).

Близость Булгарии не помешало новгородцам осваивать этот край и основать здесь свои первые поселения. Позднее, параллельно с новгородцами, в бассейн Вятки начали проникать первопроходцы из Владимиро-Суздальского княжества, которые шли сюда по Волге, Каме, Ветлуге на Молому  8  .

В тринадцатом столетии западная часть Вятского края подпала в сферу влияния мощного Галичского княжества, возникшего на его границе в 1245 г., после того, как престол Ростово-Суздальского княжества перешел к князю Святославу Всеволодовичу, отдавшего по завещанию отца Ярослава Всеволодовича, отравленного в Орде, Галич Константину Ярославовичу (Удалому), брату Александра Невского, ставшему родоначальником первой династии галичских князей. В те времена у великих князей существовал обычай: знатные города отдавать старшим сыновьям, а менее важные – младшим. Сам Галич был основан во второй половине XII века князем Юрием Долгоруким, тщательно укреплявшим границы Ростово-Суздальского княжества, как форпост Северо-Восточной Руси для освоения Севера и Вятской земли9

Благодаря энергичному князю и его приемникам,  молодое княжество быстро «возмужало» и заявило территориальные претензии на соседние земли. В XIII веке даже после  татарского нашествия Галич был крупнее и богаче Москвы, а в иерархии русских городов того времени по своей населенности и богатству он стоял много выше Москвы и Костромы, поскольку был дан в удел четвертому сыну князя, тогда как Москва и Кострома – его младшим сыновьям. Правда, впоследствии галичские князья стали править под неусыпным контролем московских князей и находились под их влиянием вплоть до воссоединения с великим княжеством Московским.

В новое княжество на окраине Руси вошли обширные территории по р. Костроме и ее верховьям, по Унже и Ветлуге, где находились богатые соляные источники, а девственная природа изобиловала зверем и рыбой. На востоке граница княжества проходила по реке Ветлуге. Возможно современная территория Свечинского района в ту пору входила в древнюю Понизовскую волость, располагавшуюся на берегах рек Ветлуги и Унжи, а по правому берегу Унжи проходил Старо-Вятский тракт.

С этой поры укрепились и торговые отношения Вятки и Галича. Через Галич шли торговые пути между Северо-Восточной Русью, Севером и Вяткой. На протяжении многих столетий предприимчивые свечинские мужики возили местное сырье в далекий Галич и в свою очередь галичские торговцы ездили торговать в древние села Ацвеж, Юму, Круглыжи10

  Город Галич, центр некогда могущественного княжества, власть которого временами простиралась от Москвы до Вятки. Богоявленская церковь.

 

После возникновения на северо-востоке Руси нового мощного княжества, новгородцы ничуть не потеряли здесь своего влияния. Верховья Ветлуги принадлежали им до самого покорения Новгорода Москвой. Здесь Ветлуга тоже играла роль границы между владениями новгородцев и марийцев, находившихся в зависимости у татарских ханов. Это не считая новгородских колоний на самой Вятке, ставших позднее обособленными образованиями, причем с внутренним устройством по образцу новгородской республики.

  Так на берегах вятских рек стали появляться на возвышенных местах первые поселения русских, укрепленные бревенчатым тыном или окруженные рвом, если они находились в низменных местах. В центре вятской земли возникли первые русские городки Никулицын, Кокшаров (теперь Котельнич) и Хлынов-Вятка. Из своих первых форпостов русские, спускаясь по рекам, начали освоение огромного неизведанного края, особенно  восточных и южных просторов вятской земли, что нередко приводило к вооруженному столкновению с местными племенами. Особенно мощный толчок придало русской колонизации татаро-монгольское нашествие, когда множество русских людей нашло в вятских лесных дебрях надежное спасение от татарского порабощения.

   Освоение русскими первопроходцами западной части Вятского края происходило медленнее, чем окрестностей Котельнича и Хлынова-Вятки т.к. эти места лежали в стороне от больших речных торговых путей колонизации, осуществлявшейся с запада на восток. Основные торговые  пути проходили севернее, через Великий Устюг.  П.Стародубцев пишет в своей книге, что освоение местных земель происходило и намного позднее, хотя несколько сомнительно, что это было так, ведь территория Поветлужья издавна находилась в сфере колонизации  новгородцев и галичан  11  Исторические документы даже XVII века указывали, что дальше на восток за с. Кажировым был «дикий черемисский лес» и русское население там было очень незначительным. В основном по притокам Ветлуги стояли редкие поселения марийцев. Край был лесной, покрытый, как говорили в старину, «лешим лесом».  Еще летописец Галичского Паисеева монастыря писал : «Леса эти, как море непроходимые, страшные, полные всякого зверья»  12

  Первые поселения русских здесь также стали появляться по берегам рек Ветлуги, Свечи, Ацвежа, Юмы и других, протекавших по территории будущих Круглыжской и Синцовской волостей. Сюда с северо-запада по Ветлуге и с северо-востока по Моломе и ее притокам Кобре, Спасской, Куринке стали первыми проникать выходцы из Новгородского,  Суздальского и Галичского княжеств, попутно давая рекам и новым поселениям русские названия, сохранившиеся до сего времени  13  Само название реки Ветлуги по одной из версий, произошло от того, что в образованном при слиянии рек Ветлуги и Матюга двуречье растет много ивы, называвшейся встарь ветлой.14 В старину эта река служила естественной границей между Древней Русью и дремучим неизведанным Вятским краем.

 

  На протяжении многих веков осваивалась и заселялась в основном северная часть Свечинского района. Даже к моменту постройки железно-дорожной станции в Свече в 1906 году, северная часть Свечинского района была более заселенной, чем ее южная часть.

  Как уже говорилось, первым поселением русских на Свечинской земле была деревня Мулинская (теперь деревня Мулы) близ села Круглыжи, появившегося вскоре после нее. Первоначально будущее село называлось Матюги по названию речки, на которой оно возникло. Под таким названием оно упоминается в древних церковных актах  15   По  народному преданию, сельцо также звалось Горенским  16.…

   Основателями обоих селений были, вероятно, галичане, пришедшие сюда по верхнему течению реки Ветлуги. Для заселения ими были выбраны очень удобные по расположению места – междуречье при слиянии рек Ветлуги и Матюга, ведь реки в ту пору играли важную транспортную роль. Любопытно, что первые поселенцы строили свои поселения не улицей, а кругом, возле небольших озерков, которых много в этом междуречье. Такое поселение когда-то располагалось на месте села Круглыжи  17

   После взятия и разрушения Хлынова татарским царевичем Бектутом в 1391, сюда, в эти идеально глухие места, бежали  от татарского насилия жители разоренных мест  18. Ими основываются поселения Ачинское (Ацвеж) и Юма. Первые поселения на месте села Юма назывались Юмскими починками, по названию реки Юма, притоку Пижмы. Название самой речки произошло от марийского «юмо», что по одной версии значит  «Бог», а по другой – «кругом вода». По легенде, место, где стоит сейчас село, было заболоченным, находясь среди непроходимых лесов. В этих лесах жило марийское племя, в центре одного из поселений которых стоял деревянный идол Юмо. Возможно, пришедшие сюда русские подселились к этому марийскому селению19. Нет уже давно марийского поселения с их идолом, а название «Юма» осталось…

    Вокруг первых свечинских поселений – Круглыжа, Ацвежа и Юмы за последующие 300 лет выросло великое множество других деревень и починков, в основном в северной части района. О том, как возникали эти деревни, можно подробно узнать из книги П.Стародубцева «Земля Свечинская».

   Итак, в ХIV-XVII веках это был лесистый крестьянский край. Непроходимые леса перемежались здесь с маленькими деревушками. Первые поселенцы занимались в основном земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, сбором меда из дупел. Местные огромные леса  царское правительство сдавало в оброк, который платился медом и воском.  Кроме того местные крестьяне были и прекрасные кустари и ремесленники, продукты труда которых шли в торговлю. Большинство селений стояло по берегам рек, по которым осуществлялась торговля и основная связь с внешним миром. Основную массу населения составляли в ту пору смерды – свободные крестьяне, часть из которых, богатея благодаря своему трудолюбию, постепенно выходила и в зажиточные слои, становясь землевладельцами или торговцами  20

   Разумеется, первые русские поселенцы принесли на свечинскую землю и свою христианскую веру, но, к сожалению, ничего не известно об этой стороне их жизни вплоть до XVIII века, когда здесь стали появляться первые храмы. Можно лишь предположить, что в эпоху Галичского княжества сюда могли наведываться священники-миссионеры, подчинявшиеся Ростовской епархии. Возможно, в описываемый период здесь могли быть  и небольшие часовенки Ближайшие церкви стояли в граде Котельниче и в крепостях, стоявших на границе молодого русского государства.

   Несмотря на описанную идиллию, жизнь в те времена на Свечинской земле нельзя было назвать тихой и мирной, поскольку здесь сходились границы владений новгородцев, галичан, вятичей и марийских князьков, за которыми стояли ордынские мурзы, а отношения между соседями были всегда натянутыми. В феврале 1238 года в западную окраину Вятской земли, на территорию Галичского княжества впервые вторглись полчища Батыя, разорили его до тла, но сам Галич - столицу этого лесного края – они взять по некоторым данным не смогли; уже в XII веке это был хорошо укрепленный город, да к тому же он был надежно укрыт лесами и непроходимыми болотами. В.Н. Татищев утверждал категорически: « Галич взят не был…» Не случайно именно Галич наряду с Новгородом становится центром обороны русских земель  21

С XIV века русичи сами перешли к активным боевым действиям. В 1374 году, как известно, новгородские ушкуйники славно «погуляли» - прошлись огнем и мечом по Ветлуге, Вятке и далее по Волге, разорив множество селений. В 1392 г. и сами вятчане, озлобленные после разорения Хлынова татарами, совершили «карательную» экспедицию по татарским владениям. Тогда же отряд котельничан где-то в свечинских местах подкараулил и разбил на голову татарское войско, возвращавшегося после набега на Устюг и по пути грабившего окрестные земли. В 1396 году в ответ на захват  татарами Нижнего Новгорода, галичские войска вторглись в земли будущего Казанского ханства  и три месяца били татарские отряды22  После этого те 30 лет не осмеливались нападать на Галичские владения. Впрочем, единства среди самих славян не было. Вятчане, галичане и новгородцы то и дело воевали то друг с другом, то с Москвой, то с марийскими князьками, подстрекаемыми татарами, время от времени превращая западную часть Вятского края в кровавую, выжженную и вытоптанную арену боевых действий.

Во второй четверти XV века в придачу к описаному на обломках Золотой Орды образовалось Казанское ханство, которое повадилось совершать набеги на северо-восток Русской земли. Объяснялось это тем, что терпевшие поражения во внутренних усобицах татарские князья, подстрекаемые турками,  возмещали свои неудачи путем грабительских походов на окраинные русские земли, на Галичское княжество и Вятскую землю. Русские летописи XV- XVI веков пестрят сообщениями об этом. Русскому пахарю, и без того уставшему от бесконечных внутренних усобиц, только этого еще не доставало. Казанцы  грабили и жгли селения, уводили людей в плен для последующей их продажи в рабство. На Галичское княжество такие опустошительные набеги имели место  в 1467, 1522, 1532, 1535, 1538, 1540, 1547 и 1549 гг  23. Проходили они разумеется через территорию Вятской земли по водному пути с Волги по реке Ветлуге.  «Низовская земля вся, Галич и Устюг и Вятка и Пермь от Казанцев запусте» - сообщали русские летописи.24  Как раз в промежутке между этими набегами, в 1489 году, произошло присоединение Вятского края к Москве. Незадолго до этого события лишились своей независимости Галич ( 1450 г.) и Новгород ( 1478 г.), присоединенные к Москве. Это означало конец усобиц на севере Вятской земли..

После объединения северных русских земель, по приказу московского князя Василия  III  вдоль новой границы по реке Ветлуге был создан оборонительный рубеж для защиты от казанских набегов. Территория бывшего Галичского княжества была разбита на военно-административные районы – осады. В центре осады был деревянный городок-крепость, за стенами которого местные жители могли отсидеться в лихую годину. В Кологривскую осаду к примеру входило до 170 селений, управлявшихся из крепости. Жители удаленных от городков местностей укрывались от врагов в лесных засеках. Не мало таких осад, видимо, находилось и на территории Поветлужья, входившего в состав Кологривской и Унженской осад.  25

В 1552 г. под натиском войск Ивана Грозного пало наконец Казанское ханство. На восточной окраине земли Русской наступил долгожданный мир. Началась ее усиленная славянская колонизация.  Наметился стремительный рост числа селений из-за притока приходящего населения, началось строительство храмов. С  другой стороны после утраты своего значения многие былые крепости пришли в запустение, поскольку в большинстве из них не развивались ни ремесла, ни торговля. В XVI- XVII веках в Заволжском лесном краю возникло много монастырей, насельники которых были привлечены идеальным уединением и нетронутой природой Вятской земли. Большинство из этих лесных обителей впоследствии исчезло, но монастырская колонизация в ту пору способствовала освоению Вятского края. Когда в середине XVII века был основан Кажиров монастырь и примонастырским крестьянам были даны льготы, они в большом количестве начали селиться по реке Ветлуге. Сюда же, в дикие лесные места, бежало много крепостных крестьян и дезертиров, которых монахи принимали и укрывали, как хороших работников  26.. Так началась новая история Вятского края.

 


Автор Казаков Д. Н.

Источник: Казаков Д. Н. `Свет Свечи`


Источники и литература www.proshkolu.ru/org/kruglyzhskaya/file/2682365/


Продолжение следует
www.proshkolu.ru/org/kruglyzhskaya/file/2685588/

Ирина Геннадиевна Авдеева
Автор: Ирина Геннадиевна Авдеева
Прислано: 2012/03/28, 07:58:42
 


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться










  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2019. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Петь мы будем повсеместно Песню гордую про тесто...
Не надо забывать о том, что вместе с теплом приходят комары да мухи, а потом и абитуриенты.
Проблема только одна, ее решить нельзя чисто технически. В 5 классе дети ничьи. В самом ответственном переходном возрасте. Учителя не видят динамики психического становления личности. Чтобы ее увидеть, все учителя класса должны стоять на перемене и наблюдать за классом, чтобы понять в целом картину педагогического и воспитательного эффекта их деятельности. Именно так наблюдают за экспериментальным классом. А у нас массовое обучение. Поэтому просто спишите что-то из интернета и успокойтесь. Если бы решение было, Вас бы уже поставили в известность.
Их реакция она всегда. Увидим, будет этот или не будет. Если не будет, значит такая реакция. Если будет, то никакая реакция.
март месяц на дворе, какое тебе солнце?
никто Вас спрашивать не будет, школы обязали иметь страницу в контакте, классы имеют страницы в контакте, организаторы конкурсов требуют выложить работы в своей соц.сети, магазины просят зарегистрироваться в их соц.сети для получения скидок.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/